Стефан Кустэ: "За последние 5-6 лет ситуация с молоком в Самарской области стала гораздо хуже"

Стефан Кустэ — французский топ-менеджер, который работет в пищевой промышленности Франции, Турции, СССР и России более 15 лет. Полгода назад он приехал в Самару, и занял пост управляющего директора дивизиона "Волга" группы компаний Danone-Юнимилк. В интервью ВН он поделился личными наблюдениями на тему того, почему падает качество самарского молока, что ждет молочное производство Самарской области в ВТО и, конечно, каков, глазами иностранца, секрет успеха бизнеса в России.

Фото:

- Для иностранного менеджера вы работаете достаточно "глубоко" в России.  Как Вы оказались в молочном бизнесе, в России и Самаре в частности?

- За свою карьеру я работал  в двух международных компаниях. 10 лет я посвятил компании L`Oreal - ведущему производителю косметики в мире. Работая в этой компании, я впервые приехал в Россию, тогда еще Советский Cоюз. Мы открыли здесь одно из первых советско-французских совместных косметических предприятий. После пары лет работы в Советском Союзе в L`Oreal, меня пригласили в группу компаний Danone.

Здесь мне было предложено возглавить направление по производству сладкого печенья на московской кондитерской фабрике "Большевик", которую тогда приобрел  Danone. С 1990 по 1999 год я жил в России. Учил язык и, если так можно выразиться, "учил страну" - изучал ее реалии. Здесь прошел очень интересный период моей жизни и почти 40% моей карьеры.

После 1999 г. компания Danone предложила мне продолжить мою карьеру за пределами России. Я работал во Франции, в Турции на разных направлениях производства: от уже знакомого печенья до воды, и конечно, молочных продуктов. Но 1,5 года назад я вернулся в Россию. Тогда в своем апогее находилось объединение компаний Danone и Юнимилк, которое началось в 2010 г., и мой опыт пригодился в московском офисе объединенной группы. Я стал вице-президентом по интеграции. А после окончания интеграции, в сентябре 2012 г., приехал в Самару и возглавил Поволжский дивизион Danone-Юнимилк.

- Какая была ситуация в дивизионе, когда вы сюда приехали?

- Ситуация в поволжском дивизионе уникальна для компании. На всей его территории длительное время соседствовали предприятия экс-Юнимилка и экс-Danone. У обеих компаний накоплен колоссальный опыт в этом регионе. В Самарской области это нашло особо яркое выражение. У Danone в Тольятти расположен молочный завод, который существовал еще с середины 1990-х и был первым заводом компании в России. А в Самаре расположен завод "Самаралакто", который длительное время работал в структуре "Юнимилк".  Это два производства с собственной производственной культурой и своей структурой поставщиков.

- Каковы Ваши задачи на новом месте?
- Главная моя задача - завершить интеграцию компаний в Поволжском дивизионе и усилить динамику роста производства, совершенствовать качество продукции. Причем я говорю не только о самих процессах непосредственного производства. Качество молочной продукции зависит не только от качества нашего оборудования и профессионализма наших сотрудников, но и от эффективности всей цепочки - от поставщиков до дистрибьюторов. Молочный продукт - один из самых чувствительных продуктов, которые можно производить. Чтобы поддерживать качество продукции на едином уровне, нужно постоянно вести сложную работу по оптимизации всей цепочки - начиная с фермы и заканчивая полкой магазина.

- Удалось ли наладить отношения с самарскими властями?

- Когда я приехал в Самару, здесь уже были достаточно неплохо налаженные взаимоотношения с региональным правительством. Все-таки "Самаралакто" существует уже более 80 лет. Так что, конечно, компания не ждала моего приезда, чтобы наконец начать налаживать отношения с областью. Моя роль - поддерживать и выводить на новый уровень эти отношения. Мы готовы участвовать в совместных с правительством проектах по развитию молочного производства, переработки, в социальном развитии.

Я присутствовал на встрече губернатора Николая Меркушкина с участниками бизнеса. Он хорошо знает Danone-Юнимилк - с учетом того, что в Мордовии, где он долгое время работал, расположен первый завод, который был в свое время включен в группу "Юнимилк" и в который ГК Danone-Юнимилк также решила инвестировать большие деньги на модернизацию и расширение производства.

- Известно что Danone-Юнимилк планирует вложить в модернизацию "Самаралакто" более 1,4 млрд рублей. На что направлена это модернизация и когда она завершится?

- Модернизация "Самаралакто" началась в 2012 г. и она завершится в течение 2-2,5 лет. Реконструкция направлена на пересмотр всех основных функций, технологий, процессов, которые до этого были на заводе. Цель модернизации - создать одно из самых современных производств на территории России, на основе опыта "Юнимилка" в производстве традиционного молочного продукта и опыта Danone в выпуске современных кисломолочных продуктов.

- Будете ли оптимизировать структуру поставщиков предприятия?

- Основная задача, которая стоит сейчас перед "Самаралакто" на 2013 год, - это отказ от второго сорта молока. У нас есть поставщики, насчет которых мы уверены - они могут производить сырье первого сорта, если захотят. Для таких мы будем внедрять программу обучения, будем работать каждый день, чтобы достичь своей цели. Но, конечно, некоторые из компаний, которые либо не готовы, либо не в состоянии добиться поставленной цели, будут подвержены ротации. Однако мы все равно будем стараться поддерживать отношения с теми, с кем расстанемся, потому что перейти на производство первого сорта молока - это не решение, которое собственник может принять сегодня и реализовать уже завтра. Это долгая работа и вложения в оборудование и обучение людей.

Здесь, безусловно, нужна помощь и региональных властей. Мы бы хотели, чтобы в Самарской области (как в Татарстане, например) вся господдержка молочной отрасли фокусировалась на производителях, которые стремятся достичь высоких показателей по качеству, а не только по количеству.

- Планируется ли модернизация завода Danone в Тольятти?

- Завод сейчас работает на пределе мощности - в некоторые дни загрузка производства достигает 100%. Но увеличение его мощности мы не планируем. Думаю, что там еще есть возможность работать с эффективностью труда и оптимизацией процессов производства. Пока первоочередная задача - завершение уже начатых реконструкций заводов в Самаре и Саранске. На последнем мы планируем ее завершить примерно через 1-1,5 года, вложив в нее 500 млн рублей.

- Как обстоит ситуация с сырьем в Самарской области?

- За последние 5-6 лет ситуация с молоком  в регионе стала гораздо хуже. Если пять лет назад "Самаралакто" покупало около 70% сырья в Самарской области, то теперь мы покупаем только 50%. Молочный рынок растет, как и наше производство, а поголовье скота и надои - нет, только в последний год произошел небольшой положительный сдвиг. Таким образом, появляется дефицит - нам приходится искать поставщиков в других регионах: в Татарстане и Ульяновской области.

Кроме того, падает и качество. Далеко не все поставщики, с которыми раньше работало "Самаралакто", оказались способны выпускать продукцию, соответствующую современным требованиям. Есть много факторов, которые мешают фермерам сдавать качественное молоко. Но в целом - это отсутствие стимула: отсутствие масштабной поддержки, которая бы стимулировала хозяев этих производств развивать свой бизнес. Мы сами сейчас стараемся стимулировать хозяйства к саморазвитию, проводим среди поставщиков конкурсы с ценными призами и подарками.

- Аналогичные сложности с качеством молока есть и на других предприятиях дивизиона?

- На каждом предприятии любого из дивизионов Danone-Юнимилк стараются покупать как можно больше молока местных производителей. Желательно как можно ближе к своему производству, потому что это однозначный фактор, который влияет на оптимизацию всех бизнес-процессов предприятия.

Но на 100% добиться использования  местного сырья в производстве удалось только на заводе "Эдельвейс" в Казани. Остальные предприятия поволжского дивизиона частично завозят продукцию из других регионов, преимущественно также из Татарстана. Но не в таких объемах, как Самарская область. Например, в Чувашии объем завозного молока составляет около 30%. На уровне Самарской области молоко из других регионов завозит к себе только завод в Саранске, которому в силу специфики производства (творог и стерилизованное молоко. - Прим. Волга Ньюс) нужно на порядок больше сырья. 

- Как изменится молочный рынок Самарской области после окончания переходного периода, после вступления России в ВТО?

- После окончательного и полноправного вступления России в ВТО однозначно наступит дестабилизационный период в системе "производитель-потребитель". Но для заводов Danone-Юнимилк ситуация особенно не изменится. Производители свежей молочной продукции всегда найдут свое место на местном рынке, несмотря ни на какие ВТО. Однако на рынке продуктов с более длительным сроком хранения - сыров, сухого молока - ситуация будет резко меняться.

- То есть наша молочная продукция неконкурентоспособна на мировом рынке?

- Не совсем так. Сейчас в Самарской области можно найти поставщиков и производителей, которые работают на стандартном европейском уровне. Качество продукции Danone, производимой в России, уже много лет не отличается ни по одному показателю от продукта, производимого во Франции. Много лет назад мы закрепили отношения с поставщиками, которые работают по европейским стандартам. Другой вопрос, что это качество "плавает" от поставщика к поставщику и даже в рамках одного производства.

- Есть ли перспективы развития экспорта молочной продукции из Самарской области в рамках ВТО? Местная продукция дешевле в производстве, чем в европейских странах?

- Трудно сказать однозначно - дороже или дешевле здесь делать молочные продукты. Сравнивая цены на продукцию в Европе и в Самарской области, нужно учитывать множество нюансов, в том числе логистических. Мы уже экспортируем продукцию в Казахстан, в Белоруссию. Но задачу дальше развивать экспорт (например, в Европу) мы не ставим. Цель покорения компанией Danone-Юнимилк рынка такой большой страны, как Россия, и без того достаточно амбициозна. Будем развиваться на местном рынке.

- Сравнивая молочный рынок Самарской области и, например, какого-нибудь региона Франции, какие различия можно найти?

- Чтобы сравнивать Самарскую область и регионы Франции, нужно немного углубиться в историю. Бренды и продукты Danone на рынке Европы появились более, чем 100 лет назад. В России своя культура. Например, популярные сейчас йогурты в период Советского Союза были очень мало распространены.

Когда в 1990-м году я приехал в СССР,  наименования молочных продуктов здесь ограничивались молоком, кефиром, маслом и сметаной.  Это самые простые к производству молочные продукты, с коротким сроком годности. Они производились местными заводами и распространялись недалеко от места непосредственного выпуска. В 1992-1993 гг. Danone начал поставку своей продукции в Россию - появились творожки, йогурты. Экспансию на рынок начали и наши конкуренты.

На сегодняшний день по насыщенности и ассортименту рынка молочной продукции Европа и Россия сравнялись. Но объемы потребления различаются из-за самой культуры потребления молочной продукции, которая формировалась столетиями. По статистике,  около 8-9 кг свежей молочной продукции в год потребляет средний россиянин, когда в то же время француз потребляет 16-18 кг.

В Самарской области пока не получается даже 8-9 кг молочной продукции на человека. Пока на одного человека приходится около 6 кг молочной продукции, и это определенный потенциал для роста.

Чтобы достичь европейских показателей, в России нужно совершенствовать качество молочной продукции и оптимизировать пути доставки продукции, в том числе развивать культуру продажи молочной продукции в малых населенных пунктах. Там зачастую просто нет необходимого оборудования для организации продажи большого ассортимента молочных продуктов. 

- Как себя будут чувствовать местные независимые молокозаводы в рамках ВТО? Есть ли у них шансы на выживание?

- Россия - это очень динамичный рынок, где, в отличие от многих других территорий, еще имеет большую силу местный производитель. Вы можете в любом регионе России встретить продукцию крупнейших федеральных игроков - таких, как Danone-Юнимилк или Вимм-Билль-Данн, но вы также сможете на каждой территории, в каждом городе, встретить и 3-5 местных производителей, как правило, ориентированных на производство традиционной молочной продукции.

Эта ситуация в корне отличается от Европы, где рынок в условиях ВТО представлен гигантами индустрии, а не малыми компаниями. В некоторых странах можно встретить общенациональный бренд, который присутствует на всех территориях страны. Я думаю, в перспективе будут появляться региональные игроки, которые будут консолидировать местные заводы. Они же потом будут превращаться в федеральные холдинги. Таким путем шла Европа.

- Вы много лет работаете в России. Какой секрет построения бизнеса в нашей стране вы вывели для себя? 

- Россия - это страна, где всегда нужно быть очень осторожным. Это огромный рынок, огромная страна с огромным потенциалом, и здесь бывают изменения такого же масштаба за короткое время. Когда в России наступает кризис - разваливается все. Когда  приходит период возрождения - это также очень масштабно. Россия - это страна, которая может развалиться так же быстро, как и собраться обратно. Если здесь вы хотите стабильного роста - вам нужно каждый день работать над фундаментом этого роста: качеством бренда, качеством продукта, качеством команды.

В этой стране важно понимать и помнить, что после любого кризиса наступает период бурного роста. Поэтому нужно планировать свою деятельность даже не на завтра или послезавтра, а на три года вперед. Не забывать про эти цели, но играть как можно более гибко, в тех условиях, которые складываются на сегодняшний день.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

евгения власкина 26 июля 2022 11:21 Россия установила рекорд по экспорту шоколада

А про пальмовое масло в этой шоколадной продукции эти потребители в курсе?

Максим Морозов 24 июня 2021 03:44 Экс-директор СК "Родник" Павел Сметана: "У завода нет никаких активов"

Веселый дядя. -Я, говорит, дольку купил за 350. -А отдал сколько? -100 отдал. - А почему так? -А началось - что началось? - денег потребовали.))) Я, говорит, трлько благо для завода делал. Взял свои 2,5 ярда и через завод отдал своим же конторам. Я- молодец. А на хуанхэ так делать, почему не напрямую? - вы ничего не понимаете, я эффективный менеджер. Вывод. Хотел кинуть самарских лохов, которые оказались не лохами. Я не прав?

Ольга Голубкова 23 сентября 2016 10:25 На Кошкинской земле варят отличные домашние сыры

Молодцы. Можно еще поехать в Подгоры к Андрею и Елене Замыцким. Они стремительно развиваются в аналогичном деле. Может полелятся секретами.

михаил вдовин 20 июля 2015 05:33 Самарскую фабрику "Миралакта" обвинили в подделывании сыров

И что дальше?

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3