Воспоминания железнодорожников Куйбышевской магистрали о Великой Отечественной войне

Владимир Александрович Игнатов

Родился 14 августа 1925 года

Участник Великой Отечественной войны, ветеран Куйбышевской железной дороги, Почетный железнодорожник. Награжден Орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны I степени, восемью медалями.

В январе 1943 года Володя Игнатов был учеником 10-го класса. Закончилось первое полугодие, и прямо со школьной скамьи его, как и многих одноклассников, призвали в ряды Красной Армии.

Армейская служба началась с учебы в Телавском военно-пехотном училище, эвакуированном с Кавказа в город Скопин Рязанской области. Но окончить училище не удалось. В связи с неблагоприятной обстановкой на северо-западном направлении в августе 1943 года все училище было направлено под Старую Руссу. Курсанты стали рядовыми. Наводчиком (первый номер) минометного расчета двести сорок седьмого полка тридцать седьмой стрелковой дивизии был зачислен Владимир Игнатов. А через несколько дней началось наступление наших войск.

Бои были очень тяжелыми. Наступление захлебнулось. Было много потерь. Отошли на переформирование и пополнение на реку Ловать. Но немецкая авиация не давала покоя и тут - бомбила ежедневно. После небольшой передышки - опять на передовую. И беспрерывные бои. Назревали крупнейшие военные события под Ленинградом и Новгородом. Предстояло окончательно освободить Ленинград от вражеской блокады.

Прорыв блокады был осуществлен в январе 1943 года, положение в городе несколько улучшилось, но враг стоял еще у стен Ленинграда, здесь проходил передний край, здесь был фронт. Оборону под Ленинградом и Новгородом фашисты называли "северным валом". Неприступным валом. И действительно, это были мощные рубежи длиной до 250 километров, которые готовились и совершенствовались более двух лет. Здесь держала оборону группа армий "Север" фельдмаршала Г.Кюхлера, насчитывающая до 741 тысячи солдат и офицеров, свыше 10 тысяч орудий и минометов, более 380 танков и штурмовых орудий и до 400 самолетов. Для прорыва столь мощной обороны и окончательного разгрома врага Ставка привлекла войска Ленинградского, Волховского, 2-го Прибалтийского фронтов, Краснознаменный Балтийский флот и партизан. Перевес сил и средств был в пользу советских войск. Наступление у стен Ленинграда началось 14 января 1944 года, а войска 2-го Прибалтийского фронта, где воевал Владимир Игнатов, включились в операцию несколькими днями позже.

Его дивизия оказалась на направлении главного удара фронта: Старая Русса, Холм, Новосокольники. Наступление развивалось очень трудно. Освободились города Великие Луки, Невель, Новосокольники. Один бой под Новосокольниками запомнился до мельчайших подробностей.

Вот что рассказал сам Владимир Александрович:

- Раннее январское утро. Яркое солнце. Мороз. У фашистов очень прочная оборона. Чтобы ее прорвать, нужен предварительный мощный артиллерийский удар. Но рельеф местности в полосе обороны противника не позволяет этого сделать. Командование решило совершить массированный минометный налет. За ночь все было подготовлено: заняты удобные огневые позиции, подвезено достаточное количество мин. Но немцы засекли эти приготовления. Разгадали замысел и обрушили на наши позиции артиллерийский шквал огня. Были большие потери. Но наш минометный взвод, несмотря на артиллерийский налет противника, свою задачу выполнил, произведя прицельный минометный обстрел. То же сделали и другие. Подключилась и тяжелая артиллерия. Укрепления немцев были разрушены. Оборона прорвана. Отличился весь взвод. За тот бой я получил свою первую боевую награду - солдатский орден Славы третьей степени.

Роковым стало двенадцатое января 1944 года. Здесь же, под Новосокольниками. Группа солдат залегла в воронке. Разорвался снаряд. Ранило четверых. Владимир получил тяжелое осколочное ранение в верхнюю треть бедра. Перебило кость. Болтающуюся ногу солдаты закрутили индивидуальным пакетом, положили товарища на плащ-палатку. Вынести под огнем - ничего было и думать. Потерял сознание. Очнулся ночью от разговора санитаров.

И начались муки, о которых он вспоминает с содроганием, хотя прошло более полусотни лет. В медсанбат доставили на волокуше. Там сделали перевязку и на подводе его и еще двоих повезли в полевой госпиталь. Переполнен, не приняли. А пока везли в другой - двое скончались. Окоченевшего Владимира Александровича внесли в палатку. Запомнилось только тепло от печки, изготовленной из бочки. Потом госпиталь в Торжке. В палатах - двухъярусные кровати. Оказался на втором ярусе. Не помнит, сколько лежал. В спешке забыли солдата. Спасибо, сосед поднял шум. Доктор осмотрел и приказал: немедленно на операцию.

Поврежденные кости ноги оказались внахлест. Нужно было их вытянуть, поставить "на место" и попытаться срастить. Месяц на скелетной вытяжке. После вытяжки наложили гипс и увезли в тыловой госпиталь в город Медногорск Оренбургской области. Госпиталь был укомплектован отличными специалистами из Москвы. Сделали пять операций, но ногу спасти так и не удалось. Не срасталась кость. Дал согласие на ампутацию. И 22 июля 1944 года ногу ампутировали.

Через полгода после ранения и за месяц до своего девятнадцатилетия стал Владимир Игнатов инвалидом. Перевели в специализированный госпиталь в Оренбург. Здесь долечивались раненые с ампутацией конечностей. В том госпитале и встретил День Победы. Выписали только в октябре 1945 года. После госпиталя устроился работать на железную дорогу.

На Куйбышевской прошел все должностные ступени - от экономиста до начальника отдела статистического учета и отчетности дороги. Руководил отделом почти четверть века. Стал классным специалистом своего дела. Всегда считал свою работу - экономический анализ - очень интересным, живым и необходимым для улучшения работы дороги делом. Великий труженик, Владимир Александрович и сейчас много работает. Его любовь, его страсть - цветы. Их он выращивает на своем дачном участке в огромном количестве. Особенно любит розы. И очень любит дарить розы, выращенные своими руками, друзьям и многочисленным знакомым.

Может, эта страсть к цветам - потому, что в молодые годы он был лишен того, что украшает жизнь? А может, прямое следствие его добрейшего характера. О таких в народе говорят - "мухи не обидит". Таков он, Владимир Александрович Игнатов, защитник Отечества, ветеран труда, почетный железнодорожник, награжденный Родиной двумя орденами и восемью медалями, добрый семьянин и отличный товарищ.

Алина Донатовна Раводина

Родилась 22 февряля 1936 г.

Весь мир недавно отметил особую памятную дату - 70-летие со дня освобождения концлагеря "Освенцим". Молодое поколение должно достоверно знать о тех ужасах, которые несет война. И страницы истории не будут заполненными окончательно, если мы не напомним о тех, кому не пришлось сражаться лицом к лицу с врагом, но случилось попасть в жернова фашистских концентрационных лагерей.

Вспоминает Алина Донатовна Раводина, бывшая узница детского концлагеря Саласпилс, ветеран Куйбышевской железной дороги:

- Мама моя прошла ужасы Освенцима, Майданека, Бухенвальда. А до того пережила не меньший кошмар, когда нас с ней насильно разлучили в концлагере Саласпилс, который находился в оккупированной Латвии.

Наша деревня располагалась на границе с прибалтийской республикой. Соседние села горели, заживо погребая людей под рухнувшими стенами домов. Так погибли мои бабушка, дядя и тетя. Два моих двоюродных брата сумели вырваться, но один был застрелен, другому повезло и он попал в партизанский отряд, но впоследствии тоже погиб.

В нашей деревне нам с мамой и другим жителям повезло. Сарай, где мы прятались, не сожгли. Немцы побоялись, что огонь перекинется на постройки, где разместились они сами. Вечером всех выгнали из сарая, погрузили на подводы и под охраной доставили на близлежащую станцию. Как скот загрузили в товарные вагоны и везли до места почти трое суток без пищи и воды. Слава Богу, охранники снег в вагоны бросали, чтобы хоть так люди смогли утолить жажду.

В Саласпилсе детей и взрослых под плач и рыдания родителей разделили, и о судьбе мамы я не знала до 1945 года. Нас поместили в детский барак без элементарных условий для жизни. Более того, кормили хуже скота, но при этом брали кровь без меры, до наступления обморока, лишая организм защитных сил. Соседей по бараку косили детские болезни, в том числе корь и скарлатина. Медицинская помощь никакая не оказывалась. Наоборот, врачи-убийцы ставили медицинские опыты на детях, проверяя их реакцию на разные яды. Избавление пришло вместе с Победой над врагом.

Я выжила чудом. Думаю, оттуда у меня такое терпение и выносливость. Ведь целых 36 лет проработала поездным диспетчером в Самарском отделении дороги.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5