В ближайшие месяцы должна решиться судьба сразу двух местных рыболовецких бригад, деятельность которых была приостановлена по причине использования тралов. От того, какое решение будет принято в районных судах области, по большому счету, зависит видовое разнообразие рыбы, обитающей в Волжском бассейне. А значит и будущее наших рек.
Дошли до суда
В среду, 24 июня, в мировом суде участка №162 Шигонского района состоится очередное заседание по делу капитана тралового судна "Промысловый 4" Геннадия Соколова, который 21 августа 2014 года в акватории Куйбышевского водохранилища Волги вместе со своей командой производил вылов рыбы с помощью, как предполагает сторона обвинения, запрещенной снасти - донного трала. На борту судна сотрудники Росрыболовства и транспортной полиции тогда обнаружили промысловые орудия лова и рыбу, среди которой: лещ - 1741 экземпляр, густера - 23, шесть голавлей, два судака и сом. Все это - донные породы. Капитану судна вменяется часть 1 статьи 256 УК РФ - незаконный вылов водных биоресурсов с применением транспортного плавающего средства, предусматривающая штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей либо исправительные работы на срок до двух лет.
Интересно, что вместе с "Промысловым", принадлежащим ОАО "Сызранский рыбокомбинат №1", в эти дни судят рыбартель "Печерская", трое представителей которой - Роман Ульянов, Сергей Журжа и капитан судна Николай Плаксин - при похожих обстоятельствах в ночь с 4 на 5 апреля 2014 года были задержаны в районе Екатериновской воложки, ниже села Владимировка. В их случае улов был чуть скромнее, но благодаря использованию все того же трала, а также факту, что в процессе ловли участвовала группа лиц, всем им теперь грозит реальный срок лишения свободы. Процесс в отношении печерских рыбаков должен завершиться со дня на день в Безенчукском районном суде.
Противостояние
Казалось бы, очередное дело с участием браконьеров: штраф, условный срок и достаточно. Но не в этот раз. Во-первых, в нашем случае речь идет о поставленном на широкую ногу бизнесе. С помощью траловых судов, которых до недавнего времени в регионе работало аж четыре, добывается несравнимо больше рыбы, чем любой другой снастью. Если представить, что такие бригады ходили по Волге ежедневно, то за один только сезон (с конца нерестового запрета - 15 июня - и до самого ледостава) каждой из них удавалось добывать до 150 тонн рыбы.
Именно потому донный трал, по сути, выгребающий все на своем пути, и находился в запрещенном законом о промышленной добыче рыбы списке. Но вот совсем недавно, 11 июня 2015 года, приказом Минсельхоза России от 26 мая 2015 г. №2014 о внесении изменений в правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (куда входит и Саратовское водохранилище) были официально запрещены и разноглубинные тралы.
Кстати, за это в свое время выступал и директор Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Михаил Глубоковский. По его мнению, согласно федеральному законодательству, важность сохранения водных биологических ресурсов превалирует над экономической выгодой. "В то же время необходимо учитывать и социальную ответственность перед рыбаками, которые могут потерять свои рабочие места, - отмечает академик. - Мы поддерживаем запрет тралового вылова рыбы в Саратовском водохранилище, однако нужно внимательно отнестись к социальной занятости рыбаков", - уточнял Глубоковский.
Экология и экономика
Сегодня все тральщики, что раньше с весны и до поздней осени выцеживали волжскую рыбу, арестованы. Сами орудия лова представлены в качестве вещдоков в районные "храмы Фемиды". Но факт незаконного донного траления, увы, до сих пор не доказан. В обоих судах продолжается ожесточенное противостояние адвокатов обвиняемых с природозащитниками. Каждая сторона стоит на своем. Так, по мнению заместителя Куйбышевского транспортного прокурора Диониса Чамурлиева, факты наличия в прилове донных видов рыб говорят сами за себя. Защитники же настаивают на том, что эта рыбу вспугнул шум двигателей катера, и она попалась в разноглубинную, то есть идущую в толще воды, снасть.
Корреспонденты Волга Ньюс лично присутствовали на судебных заседаниях по обоим делам, видели свернутые в огромные мотки снасти, тяжеленные грузы. Нам даже удалось пообщаться с независимым экспертом, заведующим лабораторией популяционной экологии Института экологии Волжского бассейна РАН Игорем Евлановым. И с его слов, сегодня речь идет о решении глобальной экологической проблемы. "Десятилетиями в Саратовском водохранилище велась траловая добыча рыбы, - говорит Евланов. - Донный трал "перепахивает" дно так, что потом на нем ничего не растет, оно превращается в водную пустыню. Как следствие, шло обеднение кормовой базы. В результате запасы леща и судака значительно сократились".
Вместе с тем, по мнению эксперта, в данном случае следует говорить и о личных амбициях определенных граждан. Не секрет, что совладельцем Сызранского рыбкомбината и арестованного "Промыслового" является депутат думы г.о. Сызрань Александр Неронов. Понятно, что теперь, после принятия поправок в правила рыболовства, возобновить свой промысел ему уже не удастся. Но выиграть дело в суде - для депутата дело чести, и даже, более того, - возможность хоть как-то покрыть издержки. После оправдательного приговора Неронов с помощью адвокатов может подать встречный иск к государству с требованием возместить упущенную за время простоя тралов прибыль. А эта игра, как мы уже говорили ранее, стоит свеч.
Останется ли рыба в Волге?
Не беремся предугадывать, на чью сторону встанет суд. Ведь и у той, и у другой стороны есть свои веские доводы. Экспертиза Астраханского государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства показывает, что снятый с "Промыслового" трал - разноглубинный. С другой стороны, есть совершенно противоположное заключение профессора Евланова, который, по мнению прокуратуры, обладает значительно большими познаниями в области промышленного рыболовства в наших широтах. По его глубокому убеждению, любой трал при определенном скоростном режиме можно использовать в донном режиме. И тогда в него будет попадаться больше рыбы ценных пород, которых, к слову, уже сейчас простой рыбак с обычной удочкой днем с огнем не сыщет.
Последние комментарии
Экологии нет вообще, вся канализация сливается в реки без очистки в наглую.
Два асвальтовых, силикатный, керамзитный. Со всех сторон душат, ещё эта беда. Конечно рождаемость будет меньше смертности при такой экологии. Путину доложили, а менять ни чего не хотят!!!!
Ну тут очевидно что права граждан нарушены и целостность зелёной зоны, все правильно с этим нужно бороться
Как можно вирусное заболевание исследовать бактериологическим способом?🙈
Можно узнать фамилии тех 129