Фабрику-кухню планируется изъять у владельца

К судьбе фабрики-кухни привлекли внимание сразу два события. На прошлой неделе стало известно, что прокуратура Москвы направила в суд заявление с требованием обязать собственника здания оформить охранные обязательства. А в Самарском Доме архитектора представили книгу о фабрике-кухне, вышедшую в издательстве TATLIN.

Фото:

Первая среди равных
Архитектурное наследие Самары, как дореволюционное, так и советское, довольно солидно. Застройка города эклектична, здесь можно встретить здания почти всех архитектурных стилей от второй половины XIX века и до наших дней. Большая часть зданий, заслуживающих внимания, являются примерами провинциальной архитектуры или частью исторической застройки, имеющей значение лишь в комплексе. Есть в городе и постройки, которые украсили бы столицу. Они уникальны, но если рассматривать их в общероссийском контексте, то практически все они имеют аналоги в разных концах страны. И лишь одно здание имеет все шансы называться уникальным и быть представленным не только на федеральном, но и на международном уровне - это бывшее здание фабрики-кухни завода им. Масленникова, ярчайший пример архитектуры формализма, спроектированное московским архитектором Екатериной Максимовой в конце 1920-х и построенное в 1932 году.
В Самаре принято утверждать, что это единственное здание, построенное в форме серпа и молота, однако это не так. Существует несколько конструктивистских построек, в которых воплощен "символ солидарности угнетенных", но самарская фабрика-кухня наиболее точно передает эту форму. Уникальными являются и конструктивное, и технологическое решение здания, найденное Максимовой для очередного объекта, построенного НАРПИТом.

Список Forbes
Мировое значение памятника архитектуры подтверждает повышенный интерес к нему зарубежных специалистов и мировой прессы. За последние несколько лет многострадальное здание неоднократно попадало на страницы европейских изданий. Повод для этого, к сожалению, не всегда был научно-исследовательский: памятнику много лет угрожает опасность сноса. Собственнику здания невыгодна реставрация объекта, поэтому планировалось строительство на этом месте коммерческой недвижимости. В 2010 году фабрика-кухня попала на страницы журнала Forbes в числе шести достопримечательностей России, которые скоро исчезнут. Вместе с самарским памятником в этом списке оказались такие культурные доминанты, как фрески Андрея Рублева во Владимире и Звенигороде, деревянный модерн Томска и замок Бранденбург в Калининградской области.

Фабрика-кухня o muerte
На защиту памятника архитектуры встала общественность. Было организованно общественное движение "Фабрика-кухня", которое возглавил кандидат архитектуры, исследователь конструктивизма Виталий Стадников. Сегодня он занимает должность главного архитектора Самары. Общественные акции и внимание СМИ к этой проблеме сыграли свою роль, и памятник удалось отстоять. В 2010 году общественное движение организовало велотур по памятникам советской архитектуры Самары, приуроченный к 79-летию фабрики-кухни. На него съехались любители архитектуры не только из Самары, но и из других регионов.

Федеральный статус
Несмотря на постоянное внимание, опасность сноса фабрики-кухни остается. В частности, все эти годы здание считается вновь выявленным объектом культурного наследия. Все попытки общественников добиться его включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и присвоения статуса регионального или федерального памятника архитектуры заканчивались неудачами. Этот процесс тормозился на всех уровнях.
В 2012 году лед тронулся. На сайте правительства Самарской области появился проект документа о включении здания в реестр и присвоения ему статуса объекта культурного наследия регионального значения. Документ еще не подписан, но это дело времени.
К решению проблемы подключился депутат Госдумы Александр Хинштейн. Ранее министерство культуры Самарской области сообщало, что владелец памятника архитектуры не выполняет своих обязанностей по оформлению охранного обязательства. В связи с этим ему направили представление прокуратуры Западного административного округа Москвы об устранении нарушения. Документ был рассмотрен в июле 2012-го, однако нарушения до сих пор не устранены. Поэтому Александр Хинштейн направил в прокуратуру Москвы обращение о неисполнении собственником фабрики-кухни представления (охранное обязательство так и не подписано). В результате было принято решение о направлении заявления прокуратуры в суд.

Исследования и проекты
Параллельно с этими процессами самарские архитекторы досконально исследовали историю строительства фабрики-кухни и малоизвестную до сих пор судьбу архитектора Екатерины Максимовой. Исследованиями в рамках дипломного проекта занимался архитектор Александр Исаков под руководством Виталия Самогорова и Валентина Пастушенко. Диплом молодого архитектора, являющийся фактически эскизом восстановления здания в первоначальном виде, победил на международном архитектурном фестивале в Ереване, а часть исследований изданы в престижном екатеринбургском издательстве TATLIN, специализирующемся на книгах и журналах по архитектуре и дизайну.
Презентация книги состоялась вчера в Самарском доме архитектора. Книгу представили сами авторы и екатеринбургский издатель Эдуард Кубенский.
Выставочный зал Союза архитекторов был полон. Авторы книги рассказали присутствующим о роли конструктивизма и необходимости его сохранения. Александр Исаков рассказал и о ходе исследования. След Екатерины Максимовой удалось обнаружить совершенно случайно. В газете "Правда" за 1932 год был найден некролог с указанием кладбища, на котором похоронили архитектора. После долгих поисков исследователь нашел могилу Максимовой и оставил на ней свой номер телефона с просьбой позвонить. Через некоторое время с ним связались потомки архитектора, у которых сохранился архив с записями Екатерины Максимовой.

Музей авангарда
На прошлой неделе Виталий Стадников и Александр Хинштейн встретились в Москве с бывшим арт-директором Центра современного искусства "Винзавод" Николаем Палажченко, имеющим большой опыт в редевелопменте подобных объектов. На встрече обсуждались варианты использования здания. Сейчас речь идет о возможном использовании его как музея русского авангарда или музея современного искусства. "ВН" уже писал об отсутствии в Самаре музея современного искусства и его необходимости. Он может стать независимым учреждением или филиалом Самарского областного художественного музея, который также нуждается в дополнительных фондохранилищах и выставочных пространствах. Тем более что это в первую очередь касается фондов советского искусства, расположенных в бывшем филиале музея в здании Самарского академического театра оперы и балета.
По словам Александра Хинштейна, планируется изъятие здания фабрики-кухни у нынешнего собственника (ООО "РГС Управление активами"). С ним ведутся переговоры. Рассматривается возможность его выкупа или обмена.
Также обсуждается присвоение зданию статуса не регионального, а федерального памятника архитектуры.

Серп и молот как бренд города
Советская символика в последние годы стала особенно популярной не только среди иностранных туристов, но и среди россиян. Символы Советского Союза воспринимаются в отрыве от государственной идеологии. Сувенирная продукция с символикой, агитплакатами и прочими атрибутами советского времени весьма популярна и среди молодежи.
Повышенной популярностью пользуется все это у иностранцев. Поэтому помимо историко-архитектурной ценности здание фабрики-кухни обладает уникальными особенностями, способными привлекать туристов со всего мира: это объект, которого нет ни в каком другом регионе страны и мира.
Реставрация здания и открытие в нем музея русского авангарда могли бы стать событием всероссийского масштаба, а сам музей таким же популярным, как другой уникальный объект в Самаре - бункер Сталина.
Александр Хинштейн, депутат Госдумы:
- Предприятие, ставшее собственником Фабрики-кухни, зарегистрировано и находится в Москве, поэтому реагирование в отношении этого юридического лица осуществляет только прокуратура столицы. Обращение было направлено в адрес прокурора Москвы Сергея Куденеева. Я говорил с Сергеем Васильевичем и попросил его лично погрузиться в эту ситуацию. Итогом стало исковое заявление, направленное прокуратурой Западного административного округа столицы в суд, с требованием понуждения предприятия-собственника оформить охранные обязательства. На сегодня наша задача – найти алгоритм того, что делать дальше с этим зданием, каким-то образом изымать его у собственника - путем выкупа или обмена, потому что собственник с ним тоже ничего не может сделать. Снести его он не сможет – мы ему это не позволим.

Эдуард Кубенский, руководитель издательства TATLIN:
- В Екатеринбурге у нас много проектов, мы выпускаем книги, но самым главным нашим проектом является фестиваль "Белая башня". Белая башня — это жемчужина в короне всей конструктивистской архитектуры. Запуская фестиваль, мы решили сделать такую маленькую тетрадочку, посвященную истории этого объекта. Во время фестиваля мы получили огромное количество отзывов об этой книжке, всем понравился ее архивный архитектурный формат. И мы решили продолжать эту серию. Сегодня у нас вышла уже пятая книга в серии, посвященная самарской фабрике-кухне. Мы делаем эту серию по Екатеринбургу, но очень рады, что к нам присоединилась Самара. Мы хотим, чтобы серия приобрела российский и даже постсоветский масштаб, потому что отсутствие внимания к архитектуре этого периода нам кажется совершенно незаслуженным.

Шедевр архитектуры русского авангарда - фабрика-кухня завода им. Масленникова была построена в 1932 году по проекту московского архитектора Екатерины Максимовой. В плане здание выполнено в форме серпа и молота. Это не единственный пример использования советской символики в довоенном строительстве. В 1920-40-е годы архитекторы нередко обращались к этой теме. Напоминают по форме серп и молот школа имени 10-летия Октябрьской революции в Ленинграде, построенная в 1927 году, Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта конца 1930-х. Идея использования этого символа не раз звучала в известных конкурсных проектах. Но наиболее точно она была осуществлена в Самаре. Формалистичное в плане, здание было идеально осмыслено технологически по конвейерному принципу. В "молоте" располагалась кухня, а в "серпе" - столовая. Еда доставлялась из кухни в столовую по трем конвейерам. Памятник русского авангарда за 80 с лишним лет дважды реконструировался, утратив многие элементы, характерные для архитектуры 20-30-х годов. В 2000-х зданию фабрики-кухни, несколько раз менявшей собственников, грозил снос. Общественность встала на защиту уникального памятника формализма, в результате чего здание удалось отстоять. Сегодня решается дальнейшая судьба фабрики-кухни, ее восстановления и использования.

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 22 июня 2023 12:05 В Самаре определился подрядчик на реставрацию старообрядческой церкви

Достойная организация!

Дмитрий Лакоценин 23 марта 2023 09:24 В Самаре под охрану взяли памятник Дзержинскому

Ну хоть в Самаре сумели защитить Честь и Достоинство.

Дмитрий Лакоценин 23 марта 2023 09:02 В Самаре под охрану взяли "дом с атлантами" и особняк Зеленко

Долго пришлось преодолевать коммерческие препоны. Но свершилось!

Дмитрий Лакоценин 17 августа 2022 06:15 Стартовал конкурс на создание проекта пятой очереди набережной Волги в Самаре

Стоит пожелать быстрейшей реализации проекта. Самара волжская жемчужина!

Дмитрий Лакоценин 23 апреля 2021 07:13 В "Доме со слонами" состоялась последняя экскурсия, скоро памятник закроют на реставрацию

Неужто дождались? Вопрос еще кто будет проводить работы.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3