На второй очереди самарской набережной во второй раз прошел "ВолгаФест", который вновь занял все доступное пространство арт-объектами, развлекательными и познавательными площадками, музыкой и воздушными змеями. Фестиваль набережных посетило больше четверти миллиона горожан.
Два идеальных дня
"ВолгаФест" продолжает начатое в прошлом году: демонстрирует, как можно содержательно наполнить общественное пространство в Самаре. Демонстрация остается двухдневной, даже арт-объекты уносят с пляжа и набережной после завершения фестиваля, но организаторы не теряют надежды повлиять на остальные 363 дня жизни в городе. И судя по резко выросшей посещаемости "ВолгаФеста", второй день которого в этом году совместили с празднованием Дня России (с 50 тысяч в 2016-м до 250 тысяч в этом) — самарцы голосуют "за" развитие проекта.
У "ВолгаФеста" окончательно оформился свой формат, круг активностей и площадок. Музыка разных стилей, уличные театры, паблик-арт и смотровые площадки (обязательно с привязкой к волжскому ландшафту), мастер-классы и большой блок интеллектуальных развлечений, серия детских площадок, местные сувенирные и гастрономические бренды — все это окончательно стало отличительными признаками "ВолгаФеста".
Из того, что появилось в 2017-м, нужно назвать расширение международного сотрудничества (на фестивале выступили актеры из Франции и музыканты из Германии, а также итальянский повар), выросшее число площадок и прошедший коротко, но заметно "Волжский заплыв" необычных судов, смастеренных самарцами из подручных материалов. Изменилась концепция паблик-арт площадки, разнообразнее стала музыкальная программа, появился театральный блок.
"Второй год всегда интереснее, чем первый, — говорит директор фестиваля Михаил Савченко. — Первый был пробным, на второй год мы видим, что "ВолгаФест" уже обретает свой формат. Мы постоянно тестируем этот формат, но для нас остаются важными две вещи, на которых базируется фестиваль. Первое — это "культура участия", мы продвигаем ее всеми возможными путями. Все площадки задуманы так, чтобы люди были не просто зрителями, чтобы они могли создавать свои произведения искусства. И вторая важная миссия — это развитие городской среды, продвижение качественного уличного искусства на набережной и на пляже".
Светящиеся кони
В этом году в отдельную программу "ВолгаФеста" выделили уличные театры со спектаклями самарского "Пластилинового дождя" и питерского Non-stopʼа. Хедлайнером и "гвоздем" первого дня стал французский коллектив Les Quidams с представлением "Гордые лошади". С труппой приехала и менеджер проекта — бывший директор "Альянс Франсез Самара" Натали Коньо Товен.
Объездившие десятки стран французы уже выступали в Самаре 10 лет назад — тогда под Самарской площадью танцевали и надували гигантские шары светящиеся пневмофигуры из спектакля "Мечта Эрбера". На этот раз над набережной плыли управляемые актерами большие надувные лошади. Стартовав от "Кинапа", они остановились под главной сценой "ВолгаФеста". Здесь под управлением дрессировщика (Франсуа Доре) гордые кони танцевали, пугались и мечтали. Световое представление под музыку Сержа Бессе напоминало нежный сон и гипнотизировало зрителя.
Моряки и птицы
Открывался "ВолгаФест"-2017 тоже театрально: перформанс-шествием "Полет жизни" от театра "Место действие" (режиссер Артем Филипповский, хореограф Павел Самохвалов). Актеры в ярких костюмах (половина — пестрые птицы, вторая — моряки) провели своеобразную экскурсию по арт-объектам фестиваля: на каждом показывали пластическую сцену и читали аннотацию к работе. Вместе с актерами променад совершала большая зеркальная птица.
Если в прошлом году у архитектурного и паблик-арт блоков были иногородние кураторы, то на этот раз организаторы привезли в Самару целый фестиваль — нижегородский "Оʼгород". Конкурсное жюри, состоявшее в том числе из самарских экспертов, отобрало 8 работ из нескольких десятков заявок. Арт-объекты победителей появились на набережной и на пляже. Металлические слоны — родственники скульптур на даче Головкина, опрокинутая пивная кружка-беседка, из которой "выливается" наружу карта Самары, качели-гамаки "Волжский аист" и еще пять оригинальных работ на пару дней украсили главный городской променад. К ним прибавили еще семь арт-объектов, в том числе с прошлогоднего "ВолгаФеста".
Создание арт-объектов и малых архитектурных форм — одна из ключевых составляющих фестиваля. Концепция "ВолгаФеста" предполагает, что объекты (хотя бы часть из них) остаются на набережной и после завершения форума. Кстати, именно так происходит на "Оʼгороде" в Нижнем Новогороде. В общественных пространствах города до сих пор можно встретить наследие фестиваля. Но, как показывает опыт прошлогоднего "ВолгаФеста", руководство самарской набережной развивать территорию не хочет, и объекты, даже самые популярные, приходится эвакуировать наутро после фестиваля.
Музыка для всех
Если в прошлом году музыкальная программа главной сцены была несколько однообразна стилистически (значительную часть лайн-апа занимали инди-группы), то на "ВолгаФесте"-2017 организаторы постарались максимально разнообразить список исполнителей. Перед памятником Григорию Засекину выступили самарская инди-звезда VLNY, саратовский фрик-бард Василий Уриевский, немецкие рокеры Juno17 из Марбурга, интернациональная группа с самарской пропиской DʼBlack Blues Orchestra во главе с Владимиром Аветисяном и еще около десятка команд из разных городов, а завершила фестиваль группа Uma2rman, сыгравшая в рамках празднования Дня России.
Уютная малая сцена на этот раз разместилась на пляже ближе к Кинапу. Место оказалось главной лаунж-зоной, сюда шли за спокойствием и отдыхом. Молодые самарские группы, екатеринбургские экспериментаторы Sinoptix, электропоп от белорусов Mustelide и громкие петербуржцы ½ Оркестра не смогли созвать сюда много гостей, но стали хорошей альтернативой главной сцене для настоящих меломанов.
"В этом году мы провели музыкальный конкурс, — рассказал режиссер "ВолгаФеста" Сергей Кривчиков. — поэтому часть программы строилась по заявкам (пришло более 40 со всей страны), а часть — кураторским способом. Приглашали новые интересные проекты со всего Приволжского федерального округа, чтобы нащупать свой формат звучания. Может быть, это 1960-е, как Karovas Milkshake, может быть, блюз, может, современный инди-поп, а может, электронная музыка из Минска или рок из Германии".
Кроме двух сцен, были локальные пульты ди-джеев, выступления уличных музыкантов вне программы фестиваля, а также ижевская площадка на пляже. Арт-группа "Творческая дача" из Удмуртии, как и в прошлом году, оказалась самой отвязной и пользовалась огромным успехом. Фонтаны, квесты, непотопляемый русский Буратино в Волге, удмуртская еда, приготовленная прямо на пляже, а также двухэтажная пирамида, с вершины которой разносились звуки психоделической "Радиостанции "Новый мировой порядок" — вручай "ВолгаФест" приз зрительских симпатий, ижевцы стали бы главными претендентами.
ВолгаБукФест и не только
Самарский литературный музей занял пространство между спортивной площадкой и лекторием. Здесь возник маленький город со своей площадью, лаунж-зоной и ярмаркой: идеальный мир для книгоманов. Программу каждый день открывал самый интеллектуальный перформанс фестиваля: актеры "Уместного театра" показывали сцены из пьесы Ивана Вырыпаева "Пьяные". За действие отвечала одна половина театра, за чтение текста — другая. Выбор материала для массового фестиваля выглядел смело, но театр, уже второй сезон работающий с современной пьесой, остался верен своей программе, и текст Вырыпаева, маневрирующий между богоискательством и карнавалом, нашел своих зрителей, несмотря на ранний для выходного час. А пространство набережной и сама ситуация "уличного" показа позволили позволили режиссерам Игорю Катасонову и Артему Устинову похулиганить и попробовать новые выразительные средства: если в эскизах, выпущенных за этот сезон в Литмузее, это в первую очередь монтаж и игра со светом, то здесь акцент сделали на ироническую дистанцию между словом и действием.
Поэтической звездой ВолгаБукФеста стал Василий Уриевский, прибывший сюда с торжественным визитом в первый день, накануне большого выступления на главной сцене фестиваля. Музой книжного мира обещала стать Людмила Петрушевская, но за несколько дней до фестиваля ее приезд отменился. Гости Букфеста недолго горевали и пошли слушать презентации самарских писателей — Андрея Олеха, Екатерины Спиваковской, Галины Михайловой и Дмитрия Манасыпова. Два дня беспрерывно шли мастер-классы для детей и взрослых — создавались открытки, комиксы, плакаты, "супрематические дворцы". Для книгоманов работало пять точек продаж — от модных комиксов до строгих деловых изданий, в том числе от известного московского проекта "Циолковский". Здесь иногда разворачивались целые дискуссии — насколько хорош "Тайный дневник Лоры Палмер" Дженнифер Линч или надо ли брать сборник сказок Джамбаттисты Базиле, ставший популярным в России благодаря фильму.
Умные книжки можно было купить и на площадке галереи "Виктория". Здесь клеили панно по мотивам стрит-арта Андрея Сяйлева и участвовали в мастер-классах от самарских художников.
На других площадках взрослые рисовали комиксы, учились каллиграфии и делали деревянные украшения. Дети на площадках "СкульптСтруктор", "Чердак", "Механические деревянные шестеренки" и "Театр для малышей" раскрашивали деревянных коз и космические корабли, шли вслед за купцами 19 века (игра "Путь хлеба") и бесконечно переставляли мягкие детали огромного желтого тетриса.
Главным событием интеллектуального блока стал лекторий "Человек-наук", где рассказывали про архитектуру, урбанистику, футбол и кино: Армен Арутюнов — о самарском модернизме, Евгений Малинкин и Никита Баишев — о "Крыльях Советов", Дарья Шорина из "Оʼгорода" и Ольга Полищук из "Стрелки" — о том, как создавать городские пространства, Андрей Кочетков ("Том Сойер фест") — о сохранении исторического наследия и так далее.
ЗОЖ и танцы
Площадка "Сила спорта" оказалась едва ли не самой многолюдной и интерактивной. Расставив перед бассейном ЦСКА ВВС палатки и тренажеры, гостей развлекали конкурсами и соревнованиями. Особой популярностью пользовался "Гигантский кикер" — имитация настольного футбола, только с живыми игроками. К тренажерам периодически выстраивалась большая очередь, едва ли не длиннее, чем к гамакам на пляже. Под пристальным вниманием профессионалов гости фестиваля пробовали себя в армлифтинге. Адепты ЗОЖ старались привлечь в свою компанию лекциями и мастер-классами. Баттлы по дэнсхоллу, хип-хопу и брейкингу в очередной раз напомнили, что танцы — иногда тоже спорт. Для хрупких девушек провели вводный урок по стилю ВОГ. Научиться красиво двигаться под музыку можно было и на главной танцплощадке. А на пляже привычно натягивали сетки и играли в волейбол и регби по своей инициативе, без спонсоров и официальных организаторов.
Впереди мундиаль
Второй день фестиваля завершился концертом ко Дню России с участием "Волга-folk-band"'а и самарских актеров, выступлением группы "Uma2rman" и салютом над Волгой.
"В следующем году "ВолгаФест" может совпасть с проведением в Самаре матчей Чемпионата мира по футболу. В этом случае фестиваль станет частью мундиаля. Мы постараемся учесть настрой болельщиков, разовьем футбольную тематику, добавим развлечений. Главное, чтобы фестиваль вписался в Чемпионат", — сообщил под занавес министр культуры Самарской области Сергей Филиппов.
Последние комментарии
Совершенно справедливо.
Виляют и друг на друга кивают...
Осмелел при Рыбаковой ручной был...Гефест на себя перевел или все жонушкой прикрывается
великолепные книги супер
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!