Доцент самарского госуниверситета, член правления Самарского отделения СТД Татьяна Журчева считает, что слухи о расцвете театрального искусства в нашей области сильно преувеличены. Чтобы начать соответствовать репутации театрального региона, нужно возобновить проведение нескольких заброшенных в кризисные годы театральных фестивалей, обратить внимание на знаменитую на весь мир тольяттинскую школу новой драмы и возродить практику систематических гастролей крупных театров по области.
Несмотря на все заверения о том, что Самара – театральный город и что у нас тут все просто замечательно в культурном отношении, с театрами у нас дела плохи, есть регионы, где их гораздо больше, например, в Екатеринбурге. Статус театральной столицы, на который как будто претендует наш регион, сегодня ничем не подтверждается: мы глубочайшая провинция, у нас даже нет достаточного количества театральных событий для ежемесячного обзора театральной жизни. Наш зритель не приучен к хорошему театру, что подтверждается периодическим срывом гастролей коллективов высочайшей художественной репутации и аншлагами пошлых антреприз. Один из стимулов развития театрального процесса - фестивали, которые позволяют увидеть, что делают в других регионах, и на их фоне трезво оценить свой уровень. Их у нас было несколько, теперь осталась одна “Золотая репка”. Поэтому, я считаю, эти фестивали надо восстанавливать.
Первый фестиваль "Волжские театральные сезоны", стал настоящим театральным праздником, огромное количество людей приобщилось к русской классике. Фестиваль был очень высоко отмечен в центральной и региональной прессе. Второй фестиваль должен был пройти в 2009 году, но не состоялся из-за кризиса. Нам до сих пор (второй год), звонят из регионов и из Москвы и Питера люди с вопросом, будет ли фестиваль и когда. Они готовы подстроить свой график, чтобы приехать, готовы ставить спектакли специально для участия в нашем фестивале. Его восстановление в первоначально заявленном формате (постоянно действующий фестиваль) поможет вернуть региону статус театральной столицы.
Нужно восстановить театральный фестиваль в Тольятти, основанный Глебом Дроздовым и на протяжении многих лет бывший очень важным центром культурной жизни города. Это задача не только городского значения. Тольятти – второй по численности населения город в области, со сложной социальной ситуацией. Выстраивание культурного пространства, которым столько лет занимался Дроздов, очень важно.
Грешно не использовать ту уникальную ситуацию, которая сложилась в Тольятти - тольяттинскую "школу" новой драмы. Фестиваль "Новая драма. Тольятти" удалось провести всего дважды. И оба раза он вызвал огромный интерес как у тольяттинской публики, так и у большого количества приезжих. Именно этот фестиваль положил начало серьезному научному изучению новой драмы филологами СамГУ и других городов: состоялось уже три научно-практических семинара. Ситуация беспрецедентная: художественная практика и научные штудии существуют во взаимодействии. Причем, деятельность тольяттинских драматургов интересует не только тольяттинцев. С успехом проходили читки в Самаре, в Сызрани, в других городах Поволжья. Очень прочные связи установились у Вадима Леванова и Вячеслава Дурненкова с казанской театральной и научной средой. Там находят деньги, чтобы их приглашать, организовывать читки. Планируется провести Сlass Act для казанских школьников по методике лондонского театра Royal Court.
Пьесы новодрамцев тольяттинской школы широко ставят за рубежом. В этом году в Перми с аншлагами прошел фестиваль современной драматургии "Текстура", на который люди ехали со всей страны. Среди его участников были и тольяттинские драматурги.
Самарская область опять отстает, не видя того, что буквально лежит на поверхности. Мы тратим деньги на приглашение сомнительных "звезд", не поддерживая собственные таланты. Причем таланты, признанные не только во всей России, но и в Европе.
Наконец, в нашей области стыдно мало театров: 11 на всю область. Тогда как в одном только Екатеринбурге около 20. Наши муниципалитеты, включая самарский, как-то очень скупо расходуют деньги на городские театры. А между тем и "Самарская площадь", и "Камерная сцена" хорошо принимаются на гастролях и всевозможных фестивалях. Не так давно "Камерная сцена" с огромным успехом показалась на фестивале в Молдове и получила приглашения еще на два зарубежных фестиваля, а также высокие оценки критиков. В малых городах области, кроме Похвистнево, театров нет вообще. Каждый год среди моих студентов я обнаруживаю тех, кто в свои 17-18 лет ни разу не был в театре: они приехали из районов нашей области. Конечно, создание театров в малых городах не реально. Но в советские годы существовала практика обязательных гастролей крупных государственных театров Самары, Сызрани и Тольятти по малым городам, райцентрам и селам. Эти гастроли финансировались из бюджета и рассматривались как важное социально значимое дело. Сейчас театры изредка выезжают в область. Но нужны не разовые выезды, а выверенная концепция развития и пропаганды театрального искусства.
Последние комментарии
Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.
Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.
В Самаре в кои-то веки сделали что-то реально крутое. Что вызывает желание приехать в этот город и бродить по улицам в поисках шишиг. Сразу хочется и какую-то сувернирную карту города купить с нанесенными на нее точками, где этих шишиг искать. И потом в каком-то кафе посидеть, замерзнув или устав от поисков. И купить маленькую скульптурку шишиги на память.
А Матвеев с таким комментарием сам не идиот? Пора бы парламентарию уже научиться разговаривать нормально и уважительно. Кто такой Самарик? Ни разу не слышала. Согласна с Арменом Арутюновым. Дайте городу крутое новое развитие. И отстаньте уже от этого милого и интересного проекта!
Совершенно справедливо.