В продолжение нашего спецпроекта о том, как сотовая связь изменила жизнь общества, информационный портал Волга Ньюс побеседовал с руководителем регионального управления Роскомнадзора Светланой Ждановой. Несмотря на род своей деятельности, к современным технологиям она относится с определенной долей консерватизма.
"У нас в семье первый сотовый телефон появился довольно рано, - говорит Светлана Вениаминовна, - кажется, году в 1996 году у мужа, Георгия Львовича Ратнера. А в первый раз я удивилась телефону, по которому, идя по улице, разговаривал человек, увидев это в кино. И еще долго очень смутно понимала, как это вообще возможно. Что говорить, если первый телевизор в нашем доме появился, когда я училась уже в 9 классе (родители считали, что это вредно). Поэтому, видимо, во мне было воспитано какое-то очень сдержанное отношение к различным бытовым технологическим и техническим новшествам, собственно, как к необязательному удобству".
Однако, когда Светлана Вениаминовна работала на телевидении, технический прогресс набирал серьезную скорость: черно-белое изображение стало цветным, появились видеозапись, мобильные профессиональные видеокамеры, дважды сменилось поколение телевизионной аппаратуры… Исчезли машинистки, на компьютерах стало возможным не только тексты писать, но и монтировать сюжеты. И все это происходило довольно быстро. Поэтому Жданова признается, что в этом ряду появление сотовых телефонов вызвало лишь краткое, пусть и поначалу сильное удивление. По ее словам, новые технологии - это лишь инструмент, расширение возможностей в работе, в творчестве.
"Отношение к техническому прогрессу у меня очень утилитарное, - говорит Светлана Жданова. - Я сама ограниченно пользуюсь гаджетами и всех родных и близких приучила к тому, чтобы мою модель поведения уважали".
Безусловно, наличие мобильного телефона обязывает нас все время быть на связи. Из-за этого мы все время находимся в напряжении. Но, по мнению главы самарского Роскомнадзора, это оправданно только тогда, когда абонент подключен к корпоративной связи.
"Мой служебный телефон всегда со мной, всегда. Ночью он обязательно лежит рядом включенный. И если вдруг я по какой-то причине пропустила звонок, я обязательно перезвоню. Но почему я должна, если еду, например, в трамвае или в магазине на кассе стою, судорожно хватать звонящий телефон и немедленно по нему отвечать? Точно так же я не понимаю, почему я должна быть свидетелем каких-то чужих семейных разборок по телефону в общественных местах. Мы и так живем в невероятно плотном информационном потоке, и создавать дополнительный шум не стоит. Надо беречь, если хотите, информационную экологию, должна быть культура использования сотового телефона, хотя тут нет никаких специальных рекомендаций. Мне кажется, что то, как человек использует телефон, свидетельствует и о его культуре, и о воспитании", - говорит Светлана Жданова.
Из курьезных эпизодов она вспоминает, как в первый раз увидела, что такое "хэндз-фри". "Я шла по коридору Белого дома мимо приемной Константина Алексеевича Титова, - рассказывает Жданова. - Там была такая зона с диванчиками. Так вот, я вижу, как Владимир Евгеньевич Аветисян стоит там и… разговаривает сам с собой, тихонько так. Вокруг полумрак, был вечер, кажется. И я думаю: "Ну, все, приехали…"
Сейчас, когда связь развивается семимильными шагами и появились смартфоны, руководителя самарского Роскомнадзора мало чем можно удивить.
"Сейчас телефон - это не только, да и не столько голосовая связь, а еще и передача данных, - говорит Светлана Жданова. - Это уже немножко другая история. Возможности аппарата и ваши возможности значительно расширяются. В смартфоне есть и игры, и книжки, и Интернет, и умный дом. То есть можно включить холодильник, телевизор, отопление и прочее. Но, конечно, начиналось все это как просто связь людей друг с другом. И, мне кажется, именно эта связь всегда будет самой важной функцией".
На вопрос - не станем ли мы в скором времени полностью зависеть от технологий - Светлана Вениаминовна отвечает отрицательно.
"Есть зависимость и зависимость. Прогресс не остановишь, но каждый для себя решает: технологии для него или он - приложение к технологии. Если человек хочет, то он будет зависим, ведь это удобно, так проще. Но любая зависимость делает человека слабее: внезапно возникший технический сбой вполне может сделать его беззащитным и беспомощным. Что же касается смартфонов… это инструмент, помощник. Но это не замена жизни. Это не замена отношений, деловых и прочих живых личных связей. В "офф-лайне"! Не замена и уж точно не зависимость".
Продолжая тему будущего, Светлана Жданова прогнозирует, что в скором времени нас ждет эпоха цифрового дауншифтинга.
"У меня есть большое количество знакомых, у которых нет телевизора, - признается Жданова. - Я знаю немало людей, которые не пользуются сотовым телефоном - просто у них его нет. И они не испытывают по этому поводу никакого смущения. Это образованные, самодостаточные люди, которым все равно, какого поколения у тебя смартфон. Их вообще интересует в жизни и в людях совсем иное. Таких людей немного. Их и через 10, и через 20 лет будет немного. Но значительно больше, чем сейчас. Погоня за "последней" моделью смартфона или планшета не будет носить характера массового психоза, все встает на свои утилитарные, практичные рельсы. Эйфория "онлайна" уже проходит, люди все придирчивее отбирают "свою" информацию в потоке. И снова начинают тянуться к живому общению. Мы, безусловно, "пользователи", даже продвинутые, и "потребители услуг". Но главное - люди, не так ли?"