Большая группа фронтовиков получила в нашем городе передышку перед очередными сражениями. Газета "Волжская коммуна" репортажем Макса Зингера "Знаменательный смотр" первой 9 ноября 1941 года рассказала о параде в Куйбышеве. В год 70 летия Великой Победы мы вспоминаем людей, которые его готовили и отвечали перед Верховным Главнокомандующим за проведение. Многие из них впоследствии стали известными полководцами Великой Отечественной.
Кто организовал?
В ноябре 2015-го в Самаре состоится пятый Парад Памяти, посвященный обросшему легендами торжественному прохождению войск в Куйбышеве 7 ноября 1941 года. Мифов и домыслов вокруг того военно-дипломатического парада родилось немало, а документальные свидетельства - в дефиците. Поэтому по предложению организаторов Парада Памяти решено подготовить справочно-информационное издание, основанное на документах куйбышевского парада военного времени. Работа над архивными материалами уже привела к целому ряду открытий.
Например, стало известно, что 29 октября 1941 года с узла связи Генштаба ряду генералов Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) была направлена циркулярная телеграмма с директивой № 004201 "Об организации парада в г. Куйбышев". Этот документ, по поручению Ставки Верховного Главнокомандования, подготовил и отправил заместитель начальника Генштаба РККА – начальник Оперативного управления А.М. Василевский. Он и стал главным организатором куйбышевского парада.
Вскоре секретную директиву получили ее исполнители: два армейских комиссара 1-го ранга - начальник Главного политического управления РККА Л.З. Мехлис и начальник Главного управления формирования и укомплектования войск РККА Е.А. Щаденко, а также начальник Главного автобронетанкового управления РККА, генерал-лейтенант Я.Н. Федоренко и начальник Главного управления тыла РККА, генерал-лейтенант А.В. Хрулев. Им уже ставились конкретные задачи. Так, Хрулеву было велено "выдать дивизиям необходимое количество обмундирования и обуви, обеспечив хороший внешний вид бойцов и командиров".
Ответственный – командующий фронтом
Директивой также предписывалось "привлечь начальника гарнизона г. Куйбышев и ответственных командиров центральных управлений для проверки, контроля и руководства подготовкой дивизий и остальных частей гарнизона к параду".
Но требовались еще немало офицеров, чтобы обеспечить организованное прохождение по строгому графику пеших, конных и механизированных колонн. Их в Куйбышев направил временно исполняющий должность командующего войсками Брянского фронта генерал-майор Г.Ф. Захаров. На него нарком обороны приказал "возложить всю ответственность за подготовку дивизий и остальных частей Куйбышева к параду" и потребовал "немедленно приступить к усиленной подготовке к параду, обратив главное внимание на строевую подготовку, подтянутость, внешний вид бойцов и отличное состояние боевой техники и всех видов транспорта".
Полевое управление Брянского фронта, войсками которого тогда командовал генерал Захаров, находилось в районном центре Елец нынешней Липецкой области. Казалось бы, где Куйбышев, а где Елец: расстояние меж ними по автодорогам 922 километра! Но таково было решение И.В. Сталина. И как выяснилось вскоре - вполне обоснованное.
Брянские офицеры в Куйбышеве
Людей в ПриВО не хватало, но несмотря на это, подготовка к мероприятию продолжалась. В приказе №82 частям куйбышевского гарнизона от 5 ноября 1941 года, опубликованном в тот же день "Волжской коммуной", сообщалось, что парад будет принимать Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов, а командовать - генерал-лейтенант М.А. Пуркаев.
Понятно, что изыскивать людские резервы – не маршальский уровень. Не мог полностью отвечать за подготовку к параду частей и соединений и генерал-лейтенант Пуркаев. Он на момент получения директивы об организации парада был начальником одной из девяти инспекционных групп при маршале Ворошилове "по проверке в Поволжье формирования и сколачивания резервных соединений". В его подчинении находилось всего 15 инспекторов. Правда, 2 ноября Пуркаев был назначен командующим 60-й резервной армией и потому имел право вызвать какое-то число средних командиров (офицеров) из подчиненных ему дивизий для доукомплектования штаба парада. Но не более того.
Можно было найти резервы в частях ПриВо. Но штаб Приволжского военного округа в то время находился в Саратове, и исполняющий обязанности командующего войсками округа генерал-майор М.Т. Попов тогда тоже не имел возможности командировать в Куйбышев своих людей. В управлении тылового военного округа по штату было всего 608 военнослужащих. Большинство из них на полигонах и в полевых лагерях круглосуточно занимались обучением новых соединений.
Поэтому и решили привлечь фронтовиков. По штату, в управлении фронта было 1258 военнослужащих - вдвое больше, чем во внутреннем военном округе. Командировать с фронта в тыл так много офицеров во время боев было невозможно. Но на Брянском фронте как раз в те осенние дни 1941-го года сложилось редкое положение. Все его армии вырвались из окружения в "котле", который не успел надежно закрыть любимец Гитлера генерал-полковник Г. Гудериан. Они пополнялись людьми и вооружением и готовились присоединиться к войскам Западного фронта. Перед намеченной на 9 ноября ликвидацией Брянского фронта возникла "оперативная пауза" длиной в десять суток. Поэтому солдат и офицеров направили в Куйбышев, где они начали готовиться к параду.
Стратегический результат
Утро 7 ноября 1941-го в Куйбышеве выдалось морозным и пасмурным. На главной площади города выстроились войска. На торжестве присутствовали члены дипломатического корпуса, английская военная миссия, военные атташе, корреспонденты. Верхом на коне на площади появился первый маршал Советского Союза Ворошилов. Командующий парадом генерал-лейтенант Пуркаев отдал рапорт. Вместе объехали войска и поздравили их с праздником.
Затем маршал поднялся на трибуну и произнес торжественную речь, по окончании которой раздалось сорок артиллерийских залпов. Орудия стояли в скверах на углах площади, поэтому их грохот просто оглушил дипломатов. Прозвучали фанфары: "Слушайте все!" И по команде генерала Пуркаева начался торжественный марш участников легендарного военного парада. По словам историков, организованный в тыловом Куйбышеве парад дал стратегический результат: ни Япония, ни Турция не вступили в войну против СССР.
А для большой группы командиров управления Брянского фронта время, проведенное в Куйбышеве, стало как и для героя повести К.М. Симонова, десятью днями без войны. Стоит отметить, что многие из бойцов Брянского фронта отличись в последующих боях Великой Отечественной.
Но на Брянском фронте в те осенние дни 1941-го сложилась редкая ситуация. Все его армии организованно вырвались из окружения в "котле", который не успел надежно закрыть любимец Гитлера генерал-полковник Гейнц Гудериан
Генерал Биязи
В ноябре 1941 года на фронт из санатория "Лесное" в Ставрополе отправились первые выпускники курсов военных переводчиков при II Московском государственном пединституте. По некоторым данным, двое из выпускников участвовали 7 ноября 1941 года в куйбышевском параде. А начальник курсов, генерал Николай Биязи, говорят, присутствовал на площади им. Куйбышева среди иностранных дипломатов. До войны генерал проявил себя как одаренный лингвист – овладел 14 языками, в совершенстве знал французский и итальянский, а также успел написать 35 научных работ по лингвистике и военному делу. Он стал чемпионом России и СССР по стрельбе из боевой винтовки и получил республиканскую категорию футбольного судьи.
Последние комментарии
26 тысяч человек... Это действительно очень много! Но почему-то приглашения на парад до сих пор не поступили, ни на предприятия, ни в вузы. Это очень возмущает местную общественность. Конечно, ан параде должны присутсвовать в первую очередь ветераны и общественные организации, но про молодое и перспективное поколение все же не стоит забывать. Это память, которая жива во многих!