С участником Великой Отечественной войны Петром Филипповичем Дубовым мы познакомились на торжествах по случаю 45-летия выпуска первого автомобиля ВАЗ-2101. 92-летний ветеран оказался не просто почетным гостем мероприятия, но и владельцем раритетной "копейки", которую получил без малого 40 лет назад. Вместе с любителями ретро-транспорта он встал в общую колонну, чтобы совершить праздничный автопробег по центральным улицам Тольятти.
Объехал весь Союз
К месту старта ретро-автомобилей Дубовой прибыл заблаговременно, достал из багажника кусок материи и еще разок прошелся по блестящим боковинам своей "ласточки". Она и сейчас как новенькая: благодаря надлежащему уходу и бережливости сержанта Красной Армии не потускнел даже хром на бамперах, ручках дверей и колесных колпаках. "Копейку" до сих пор украшают черные советские госномера, выданные Петру Филипповичу в середине 1970-х. За рулем родной машины ветеран когда-то объехал весь СССР и в общей сложности преодолел расстояние, равное длине двадцати экваторов.
О своих зеленых "Жигулях" Петр Филиппович рассказывать любит и готов делать это часами. Но вспоминая далекие уже фронтовые будни, сразу становится немногословным. В составе бронетанковых войск Дубовой защищал Родину сразу на трех фронтах - Калининском, Западном и Втором Белорусском. Ветеран кланяется судьбе за то, что остался жив, и говорит: "Война - самое страшное, что придумали люди".
Настоящий ад
В 1963 году поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер написали для кинофильма "Тишина" песню "На безымянной высоте". В первом куплете такие строки:
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат...
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте -
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Это произведение основано на реальных событиях, когда 18 советских солдат в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года вышли на вражескую группировку численностью в 500 фашистов. В похожей ситуации побывал и Петр Филиппович. Из множества пройденных сражений тольяттинский ветеран выделяет тот бой особенно.
В 1942 году красноармейцы успешно оттесняла немца на запад. Из одной деревни выбили, из другой. Но вскоре атака захлебнулась. Солдатам приказали держать оборону на месте, не продвигаться вперед, но и не сдавать ни пяди уже отвоеванной земли, пока командование разрабатывает новую стратегию наступления. За это время фашистский танковый корпус оперативно перегруппировался и внезапно ударил сбоку, застав бойцов врасплох.
"В 20 лет я понял, что такое настоящий ад, - рассказывает Дубовой. - Кругом взрывы, где искать укрытие - непонятно, сплошная стена пожарища по периметру нашей стоянки, труп на трупе... Пекло продолжалось несколько часов, до тех пор, пока фашист не решил, что вся живая сила противника уничтожена. Это была почти правда, из котла выбрались только двое - я и мой боевой товарищ. Остаться невредимым в той ситуации - никаких шансов. До момента, когда к нам пришла помощь, мы даже не обращали внимания на полученные ранения. Да, дикая боль, но ее заглушала мысль, что ты остался жив".
Бандеровцев Рокоссовский не простил
Во время войны, в глухих украинских лесах на границе с Польшей, Дубовой повстречался с бандеровцами. Из-за плохого снабжения и малого количества "стволов" они не вступали в открытое противостояние с регулярными частями Красной Армии, а действовали исподтишка, партизанскими методами.
Войска, в которых воевал Петр Филиппович, продвигались на Запад под командованием легендарного маршала Рокоссовского. Тот постоянно курсировал между передовой и штабом, и однажды наткнулся на бандеровский отряд.
"В очередной раз, когда Рокоссовский ехал по привычному маршруту, бандеровцы обстреляли его броневик и снова затаились в непроходимой лесной чаще, - вспоминает ветеран. - Маршал тогда сказал: "Вот сволочи, совсем обнаглели!". На свою же беду тем "лешим" было невдомек, против кого они устроили подлую диверсию. Видимо, предполагали, что атакуют простого командира в невысоком офицерском звании. Вряд ли бы они осмелились напасть на одного из крупнейших полководцев Великой Отечественной. Естественно, Константин Константинович воспользовался всей полнотой воинской власти и следующим утром злополучный лес, укрывавший диверсантов, уже "утюжили" советские бомбардировщики. Там через пару часов ни деревьев не осталось, ни бандеровцев - только пепел толщиной с полметра".
Внуки - главная награда
Вернувшись с войны, Дубовой долгое время не мог найти свою половинку. Однополчане, как один, женились в первые же месяцы после Победы, а ему никак не везло. И лишь спустя три года сестра сержанта познакомила брата со своей давней подругой.
"Судьба показала, что я правильно не торопился в женатики, - улыбается ветеран. - Мое терпение было вознаграждено: с Раисой Александровной мы счастливо прожили 67 лет".
В том же 1948-м у них родился сын, а через восемь лет - дочка. К большому сожалению, старший ребенок трагически погиб на Севере, но успел оставить Дубовым-старшим прекрасного внука.
"Саша давно живет в Москве, а вот другие внуки - здесь, в Тольятти, - говорит Петр Филиппович. - Оба работают на ВАЗе и мне радостно на душе, что они при деле и выросли достойными людьми. Любят, как и я, автомобили. Поэтому за свою "копеечку" не беспокоюсь, она попадет в заботливые руки. Впрочем, пока есть силы, буду рулить сам. И кто знает, может даже доведется въехать на нем и в следующий юбилей Великой Победы. Ведь что главное в этом деле? Не терять бодрость духа!"
Последние комментарии
26 тысяч человек... Это действительно очень много! Но почему-то приглашения на парад до сих пор не поступили, ни на предприятия, ни в вузы. Это очень возмущает местную общественность. Конечно, ан параде должны присутсвовать в первую очередь ветераны и общественные организации, но про молодое и перспективное поколение все же не стоит забывать. Это память, которая жива во многих!