Задачи сегодняшнего дня переходят в практическую плоскость только там, где работают ответственные люди. Неважно, какие должности они занимают, важно, какими категориями мыслят и чего хотят. Андриян Клещев, генеральный директор АО "Племзавод "Кряж", поделился с "Итогами года" своими взглядами.
- Наше издание на протяжении нескольких лет отслеживает работу вашего предприятия. И дело здесь не только в уникальности: вряд ли где-то еще есть племзавод, который располагается на территории города-миллионника. Нашим читателям небезразлична судьба хозяйства, поставляющего качественное молоко. А поэтому первый вопрос - о надоях. Как сработали в этом году?
- Мы из год в год наращиваем производство молока. В 2016 году надоили по 4700 л от каждой коровы, в 2017 уже по 5100, а в этом по 5900. Планировали 6000. Немного недотянули. Но задачу не снимаем. Стадо у нас высокопродуктивное, поэтому мы можем выйти и на более высокие показатели. И выйдем.
- И за счет чего такой приличный рост?
- Что корове надо? Комфортные условия содержания, хорошая кормовая база и квалифицированные кадры. Мы постоянно работаем над улучшением этих факторов, влияющих на продуктивность животных. Расширяем кормовую базу, в этом году провели реконструкцию "контрольного двора" с монтажом доильно-линейного оборудования на 140 голов, что позволило нам более тщательно готовить племенной молодняк. Мы ведем научно-селекционную работу, и не случайно наша племенная продукция пользуется заслуженным авторитетом в хозяйствах региона. С кадрами сложнее в связи с нашим географическим положением. Несмотря на это, нам удается привлекать рабочие руки, необходимые для эффективного развития предприятия. Обновляем машинно-тракторный парк, купили культиваторы и сеялки.
Отремонтировали крышу коровников, приобрели дополнительные охладители молока. Инвестируя в производство, мы вкладываем в будущее. Не забывайте, что мы, прежде всего, племзавод. И наша задача - сохранять продуктивное поголовье, заниматься селекцией, держать в чистоте черно-пеструю породу коров и поставлять молодняк в хозяйства. Все это требует затрат. Средства на развитие мы вкладываем только свои. И это год от года все сложнее.
- Неужели при таком большом скачке в объемах производства у вас снизилась рентабельность?
- В нашей отрасли парадоксов хватает. Мы ежедневно надаиваем на 1,5 тыс. тонн молока больше, чем в прошлом году, а выручка снизилась на 50 тыс. рублей в день. Потому что закупочные цены на молоко снизились с 24 рублей за литр до 21 рубля. Хотя на полках магазина цена на готовую продукцию осталась прежней, а кое-где и выросла. Переработчики ссылаются на то, что так сложилась рыночная цена. А мы, производители, считаем, что много завезли сухого молока и потребность в сыром молоке резко снизилась. Они диктуют свои условия, а мы вынуждены соглашаться.
- Продукцию недобросовестных производителей, вводящих в заблуждение потребителей некорректной маркировкой, в которой отсутствует указание на сухое молоко, показывают по разным каналам с устойчивой регулярностью. Но ситуация не меняется. Что же делать вам, производителям?
- Я думаю, с недобросовестными переработчикам должен разбираться Роспотребнадзор. Это его прерогатива. А нам, производителям, надо развиваться: увеличивать объемы высококачественной продукции. Эти вопросы сейчас как раз обсуждает рабочая группа, созданная при Минсельхозе. И президент, и губернатор говорят о необходимости радикального изменения качества жизни и ставят задачу обеспечить продовольственную безопасность. И мы этим занимаемся. Но нашей отрасли необходима поддержка о стороны государства.
- А разве вы не получаете господдержку?
- Господдержка существует, и мы ее получаем, но для развития молочной отрасли этого недостаточно, необходимы более кардинальные меры. Поясню: все молочные хозяйства области условно можно разделить на группы. В первой - фермы, построенные и прошедшие коренную модернизацию за последние пять лет, с современными технологиями и высоким потенциалом, надаивающие более 8 тысяч литров от одной коровы в год. Их единицы. Во второй группе - хозяйства, куда относится и наш племзавод, с хорошим стадом, но старыми животноводческими помещениями, построенными еще в советское время, которые морально и физически устарели. Однако именно эти хозяйства производят львиную долю молока в регионе. Поэтому при разработке программы необходимо учесть их потенциал и заложить возможности для дальнейшего развития. Понятно, что слабые постепенно уйдут с рынка, но у отрасли должен быть задел, перспектива. Необходимо поддерживать интерес фермеров к молочному животноводству. Ведь чтобы заниматься производством молока, сегодня нужна большая смелость. Для этого необходимы не только средства, крепкая производственная база, но и знания, компетенции, профессиональные кадры, стратегия развития. Однако главное - это понимание того, что быстрых денег здесь нет. Эффективность молочного животноводства определяют десятки параметров, которые нужно постоянно держать под контролем. Даже при благоприятных условиях предприятие выходит на рентабельность не раньше пяти лет.
С учетом того, что коровник на селе - это жизнь (молоко, мясо, рабочие места, налоги и так далее), сохранение и развитие молочного животноводства можно рассматривать как один из якорных элементов пространственного развития сельских территорий.
Я не сомневаюсь, что лет через пять-семь проблема дефицита молока в регионе будет решена, и хотелось бы, чтобы именно молочными хозяйствами Самарской области.
- Одним словом, молочному животноводству губернии нужна специальная, долгосрочная программа развития, которая будет работать на увеличение производства высококачественной продукции?
- Совершенно верно. Программа подробная и конкретная, исполнение которой можно было бы проконтролировать в любой точке процесса. И эта работа уже идет, но хотелось бы ее ускорить. Ведь на кону - перспектива отрасли.
- Не могу не спросить о вашей давней проблеме - переезде племзавода на новое место. Вы продвинулись в ее решении?
- Наверное, есть смысл напомнить о том, что АО "Племзавод "Кряж" принадлежит к числу государственных предприятий. И его судьба решается на федеральном уровне. Примерно пять лет назад мы осознали, что исчерпали возможности развития в границах Куйбышевского района города Самары. Город растет и буквально зажимает нас в тиски. У нас поля с кормами в одном месте, ферма - в другом. Это порождает массу проблем с логистикой при перегонке сельхозмашин, доставке кормов и так далее, не говоря уж о сложностях с обеспечением кадрами сельхозпредприятия в городской черте. Наше предложение на рынке труда во многом проигрывает: работа тяжелая, оплата средняя.
Для решения этих вопросов разработана дорожная карта, предусматривающая перенос сельскохозяйственного производства на более удаленную площадку и строительство современного животноводческого комплекса на 1500 голов. Реализация дорожной карты идет, но очень медленно. На сегодня определена новая площадка для выращивания кормов. А вопросы о передаче земельного участка в собственность Самарской области и переноса производства пока не решены. Но мы надежды не теряем и намерены добиваться решения.
- А как настроен коллектив?
- Люди хотят работать. Это главное. Человеку нужно создать условия и платить за работу. С этим у нас все в порядке, потому и текучки нет. Люди видят, что их труд востребован, оценен, потому и не уходят, даже выходя на пенсию. У нас таких примеров много. Наш коллектив - с большой историей и крепкими традициями. В хозяйстве воспитали двух Героев Социалистического Труда - Анну Ильиничну Воргодяеву и Анну Алексеевну Егорову - и более 18 заслуженных работников сельского хозяйства РФ. Мы намерены и дальше развиваться, продолжая славную историю нашего родного племзавода.