Прошло примерно полтора года с того момента, как в Тольяттинской городской поликлинике № 2 сменилось руководство. По рассказам медперсонала, некоторые нововведения настолько радикальны, что совершенно не вписываются в привычные представления о работе этой поликлиники. Чтобы узнать подробнее, мы встретились с главным врачом ГБУЗ СО "ТГП № 2" Андреем Житловым.
— Андрей Геннадьевич, информация о том, что поликлинику № 2 ждут большие перемены, появилась сразу после вашего назначения. Что удалось изменить в лучшую сторону за это время?
— Мы ставили перед собой задачу уменьшить количество очередей на уровне регистратуры, увеличить скорость прохождения регистратуры пациентом и, соответственно, его удовлетворенность полученной помощью. Для этого были отремонтированы две регистратуры — на улице Горького, 61 и Лесной, 1. Теперь в них действуют электронные очереди. За этот год мы разделили потоки пациентов, отделив детей от взрослых пациентов и создав две отдельные площадки. Сейчас формируем группы узких специалистов для раздельной помощи детям и взрослым. В системе АТПК, где в одном потоке находились и дети, и взрослые, и пожилые люди, были отделения, которые оставались недозагруженными. Их мы перевели на улицу Баныкина, 8 и Горького, 61, а детские подразделения теперь находятся на улице Ленинградской, 48 и Голосова, 71.
— Какие задачи вы ставите перед своими подразделениями?
— Я часто повторяю, что мы — не клиническая больница, а поликлиника. Наша задача — выявление хронических заболеваний, которые могут привести к осложнениям. И здесь ключевую роль тоже играет разделение потоков. Пациенты, которые обращаются с острым состоянием, повышенной температурой, давлением и т. п., теперь не попадают в общую очередь, а направляются к дежурному врачу.
— И как это меняет маршрут пациента, процесс его лечения и результат?
— У нас уже работает доврачебный кабинет и есть дежурный врач, который каждый день с 8 до 20 часов обслуживает таких пациентов. Если пациент пришел с острым состоянием, то он попадает к дежурному врачу, минуя регистратуру. Таким образом мы изолируем из общей очереди людей с острыми респираторными заболеваниями, которые могут инфицировать других. Это решает проблему, на которую жаловались люди, с температурой и повышенным давлением просиживающие по несколько часов в очереди. Лучше всего это нововведение работает в отделении, где я постоянно нахожусь, на улице Горького, 61. Чтобы наладить этот порядок во всех подразделениях, я и мои замы регулярно наносим визиты во все подразделения поликлиник. Правильно нагружая врачей, мы влияем на качество лечения наших пациентов.
— Знаем, что не все ваши коллеги с энтузиазмом восприняли новые правила работы. Почему?
— Да, у нас еще остались люди, которые упрямо настаивают на том, что "у нас всегда так было". При этом, заметьте, что когда мы просчитываем укомплектованность врачами, то видим дефицит. Однако, глядя на загруженность врачей и структуру приема пациентов, понимаешь, что в ней либо много повторных обращений, либо тех, кому нужны справки или какие-то несрочные консультации. Тех, кто реально нуждается в наблюдении и лечении, не более 30-40%. Таким образом, мы уже убрали в отдельную очередь экстренных пациентов, немного разгрузив терапевтов. У нас есть такой вид помощи, как самостоятельный прием медицинской сестры. Выписку справок, льготного лекарственного обеспечения теперь решают сестры. Это реализация 252-ФЗ, который гласит, что дополнительные функции можно возложить на средний медицинский персонал. Со скрипом, но эта система начинает работать.
— Как вы поступили с проблемой нехватки узких специалистов?
— За этот год нам удалось укрепить штат этими врачами. Также мы проанализировали специфику работы наших узких специалистов и обнаружили, что им доставались те заболевания, которые может лечить врач общей практики: неосложненные риниты, синуситы и т. п. Из-за этого формировалась достаточно большая очередь. В настоящее время в отделении на Горького работает 18 терапевтов, на Баныкина — 19. На все подразделения сейчас работают 4 офтальмолога, 3 лора, ряд совместителей — врачей УЗИ.
— Мы знаем, что у вас изменился порядок направлений к узким специалистам. Для чего это сделано?
— Раньше у нас ежемесячно 20 числа выдавались все талоны. Нередко их забирали пациенты старшего возраста, у которых есть возможность прийти пораньше. Были и случаи торговли талонами через регистратуру. Теперь вопрос наблюдения у узких специалистов решает терапевт. Когда я пришел сюда работать, у меня было по 17 жалоб в день на работу регистратуры. Сейчас я этого почти не слышу. Итоги по той маршрутизации пациента, которую я описываю, пока подводить рано, но судя по звонкам на мой личный телефон (размещен в регистратурах — прим. ред.), людей перестали волновать проблемы недоступности специалистов. Сейчас на первый план выходят вопросы уровня комфорта. Например, в отделении на ул. Голосова, 71, где поликлиника расположена в приспособленном помещении, мамы жалуются на то, что там негде оставлять коляски внутри здания.
— Как вы мотивируете персонал поликлиники, внедряя новые технологии работы?
— Мотивация у нас очень простая. Сейчас средняя зарплата врача участкового терапевта в нашей поликлинике составляет 75 тысяч рублей, у узких специалистов — 53 тысячи, средний медперсонал получает около 29 тысяч. Принцип тоже простой: хочешь заработать — заработаешь. У нас есть терапевты, которые получают 100-110 тысяч. Этого уровня мы достигли за 2018 год. В 2017-м зарплата этих специалистов составляла 15 тысяч рублей. Источник этих доходов остается тем же — обязательное медицинское страхование. Раньше поликлиника просто не вырабатывала нужных показателей. Когда я сюда пришел, поликлиника выставляла счетов на оплату по системе ОМС на 16 миллионов рублей в месяц, сейчас мы получаем 38-40. И это притом, что у нас остаются нерешенными технические вопросы информатизации. На Горького, 61 только 22 компьютера. Мы ими укомплектовали терапевтов, но сеть работает очень медленно, серверы не справляются. Цена вопроса — около 2 миллионов рублей.
— На вашем сайте есть информация об акциях, которые вы проводите, чтобы массово обследовать пациентов по разным направлениям. Как это работает?
— По медицинскому полису. Мы уже провели акцию по эндокринологии, по женскому и мужскому здоровью. Во всех наших подразделениях, а не только на сайте, висит информация об этих акциях. За первые две акции мы осмотрели около 500 человек. Женщины получили консультацию маммолога, сделали УЗИ, сдали анализы крови, прошли ЭКГ. За один день у женщин мы выявили 12 случаев рака молочной железы.
— Поделитесь планами на 2019 год?
— Планы у нас грандиозные. Нужно продолжать укомплектование штата врачами, особенно педиатрами. Есть федеральные программы, которые позволяют укомплектовать поликлиники техникой, будем с этим работать. Сейчас акцент идет на детство, и у нас на Голосова появился новый аппарат УЗИ экспертного класса. Будем решать проблемы общей изношенности оборудования, которая в некоторых случаях составляет 100%. Диагностическое оборудование также необходимо менять. У частных клиник обновление техники происходит раз в три года, а у нас раз в 12 лет — это норма. Тем не менее мы с частными клиниками конкурируем и будем конкурировать за пациентов, хотя нам услуги оплачивают только за счет бесплатного медицинского страхования.