В Тольяттинской филармонии 14 февраля пройдет вечер "Жизнь - это счастье" памяти основателя театра "Колесо" замечательного российского режиссера Глеба Дроздова. Вечер будет приурочен к его 75-летию. Творческую встречу вместе со своими учениками готовит народная артистка России Наталья Дроздова, которая была спутницей режиссера на протяжении многих лет. Сегодня она - собеседник корреспондента Волга Ньюс.
- Человеческая память избирательна. Что вспоминается прежде всего, когда вы думаете о Глебе Борисовиче?
- Каждый день, просыпаясь, я думаю о нем. Вспоминается момент прощания. Это было в больнице. Я прислушивалась к его дыханию. Паузы между циклами вдохов и выдохов становились все длиннее. И я понимала, что скоро эта пауза станет вечной. И вдруг он потянул меня к себе. Потянул за крестик, который висел у меня на шее. Эту картину я вижу перед собой каждый день. Часто возникают во сне картинки, когда он репетирует, говорит что-то нам, актерам, из полутемного зала…
- Каким будет вечер памяти Дроздова в филармонии?
- Ученики Глеба Борисовича и мои ученики вместе со мной сейчас работают над сценарием этого вечера. Используем фрагменты книги Глеба Дроздова и Эдуарда Пашнева "Иноходец", воспоминания людей, которые были с ним рядом. Я буду рассказывать истории из его жизни. Вот, к примеру, эпизод из его раннего детства, о котором Глеб Борисович любил вспоминать за дружеским застольем. В самом начале Великой Отечественной войны его мама с маленьким Глебом, которому было несколько месяцев, оказалась в Москве. Ей нужно было срочно уехать в Орск, где ее ждал муж. Это было очень сложно. И она пошла во МХАТ на прием к великому артисту Ивану Москвину, который был тогда и депутатом Верховного Совета. Мама была женщиной решительной. Она сказала: "Мне нужно выехать из столицы. Давайте помогайте. Мне больше ничего не остается делать". И посадила маленького Глеба на стол к Москвину. Он сказал: "Да, да, я помогу", - и вышел куда-то из кабинета. В это время Глеб написал на его столе. Входит Москвин. Мама смутилась, начала извиняться. На что он ответил: "…Это святая водица". Вот так состоялось знакомство будущего режиссера с великим актером. А Москвин тогда действительно помог его маме.
- Сохранились ли видеозаписи, связанные с жизнью Глеба Борисовича?
- Да, к счастью, сохранился большой видеоархив как личных, так и театральных записей. Некоторые кадры будут показаны на творческом вечере. Еще сценарий наполнен и стихотворными произведениями.
- А какие стихи он любил?
- Глеб Борисович любил Пушкина, конечно. Поэтов Серебряного века, особенно Мандельштама. Но будут звучать не только его любимые поэтические строчки, но и стихи, которые характеризуют его самого и то, что его окружало. К примеру, мы нашли потрясающее стихотворение Беллы Ахмадулиной "Дом и лес". Оно как будто написано о моем доме, сруб для которого был специально привезен из Карелии - края, где я родилась. О доме, в котором мы жили с Глебом Борисовичем и в котором теперь живу я. Вы знаете, это удивительный дом: он живой, я чувствую, как он "разговаривает". А еще, поскольку вечер будет в Тольяттинской филармонии, там будет звучать живая музыка. Особое место будут занимать песни Муслима Магомаева, написанные им специально для спектаклей Глеба Дроздова.
- Расскажите об их знакомстве…
- Они были друзьями с Глебом Борисовичем. Еще с тех времен, когда Дроздов работал в Баку режиссером в Русском театре. Мы бывали в гостях в доме у Муслима Магомаева и его жены Тамары Синявской. У них были трогательные, нежные отношения. Помню, в этом доме всегда было много подобранных на улице собак, и среди них - обязательно пудель.
А когда Глеб Борисович работал в Ярославле, Магомаев по его просьбе написал замечательную музыку для двух его спектаклей. В спектакле "Ярославна", например, звучали его песни в исполнении Синявской, Атлантова и даже самого Магомаева. После ухода Дроздова из жизни мы переписывались с Магомаевым по электронной почте. Однажды, перед Новым годом, он написал теплые слова о том, что никогда не забудет об их совместной работе. А вскоре после Нового года Муслим Магометович умер...
- Поговорим о вашей работе в Волжском университете имени Татищева. Что ставите со своими студентами?
- Недавно поставили дипломный спектакль по Светлане Алексиевич "У войны не женское лицо". А сейчас работаем над литературной композицией "Я люблю, она любима". Там будут звучать стихи Ахмадулиной, Цветаевой. Мне захотелось сделать постановку о любви - с романсами, танцами, стихами и драматическими отрывками. Хочу пригласить на этот спектакль профессионального гитариста для живого музыкального сопровождения.
- Как после университета складывается судьба ваших учеников?
- Многие из них разъезжаются по театрам нашей страны, кто-то в столицу, некоторые успешно работают в Тольятти, например, в Молодежном драматическом театре. Кстати, директор театра, художественный руководитель Владимир Коренной недавно пригласил меня тоже сыграть в спектакле МДТ и я с удовольствием приняла приглашение.
- А что это за спектакль?
- Называется он "Около любви", по пьесе Александра Коровкина. Тема грустная. О том, как люди живут около любви. Но без нее. Этот спектакль шел в МДТ несколько лет назад - в нем была занята актриса Валерия Константиновна Логутенко, которой не стало два года назад. Сейчас решено этот спектакль восстановить в обновленном составе. Кроме меня, вводят еще двух артистов. Так что практически это будет новая постановка.
- После вашего ухода из "Колеса" многие зрители соскучились по актрисе Дроздовой. Вы выходите на сцену в каких-то других спектаклях?
- Нет, будем называть это творческой паузой. Иногда участвую в культурных мероприятиях, литературных вечерах. Я всегда открыта для творческих проектов и предложений. И в скором времени я вернусь на сцену. Как уже говорила, во-первых, это будет спектакль МДТ - "Около любви". Во-вторых, 14 февраля будет творческая встреча, посвященная 75-летию Глеба Дроздова в Тольяттинской филармонии. Пользуясь случаем, я приглашаю тольяттинского зрителя на эти события.
- Тольяттинский писатель и режиссер Николай Сопляков говорил мне, что собирался пригласить вас на одну из ролей в фильме о девушках, которые во время Великой Отечественной были радистами...
- Да, была такая договоренность. Николай Иванович предложил сыграть женщину в одном из трагических эпизодов. Сценарий мне понравился. Хорошие, живые диалоги, интрига, интересные характеры.
- На спектакли в тольяттинские театры ходите?
- Сейчас, к сожалению, не так часто. Бываю на концертах в филармонии. Думаю, репетируя в МДТ, обязательно посмотрю спектакли с участием моих учеников.
- А в Москву наведываетесь за театральными впечатлениями?
- Бываю два раза в год. Мой сын Ярослав сейчас получает второе высшее образование в театральном училище им. М.С.Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. На данный момент он обучается на третьем курсе. Каждую осень и весну приезжаю к нему и смотрю экзамен по мастерству актера, где участвует сын и его сокурсники. На мой взгляд, они очень интересно работают. А год назад Ярослав мне позвонил и с гордостью сообщил: "Мама, я на сцене Малого театра!" Восемь парней с его курса отобрали для участия в постановке Юрия Соломина. Я счастлива, что сын оказался в их числе. Малый театр нравится ему бережным отношением к классическому репертуару. Артисты Малого, например, потрясающе владеют речью.
- А для вас как для театрального педагога что наиболее важно?
- Самому важному я училась у Дроздова, он был отличный педагог. Для него было главное за время обучения - раскрыть в студенте его природные качества. Артист у него раскрывался как цветок. Есть люди органичные по своей природе. А некоторые внутренне не свободны, так вот, Дроздов владел не ведомым никому способом раскрепощать студента и делать настоящим профессионалом. И я стараюсь следовать этому. Его театральную школу я очень хорошо помню.
- Вот приходит абитуриент, читает стихи, басню, прозаический отрывок. Что вам помогает понять, получится ли из него артист?
- Конечно, абитуриенты читают плохо. Как правило, волнуются, и из-за этого не видно личностного отношения к тому, что они читают. Голос тусклый - его можно развить, шепелявит абитуриент - это можно убрать. Но для меня самое важное - насколько абитуриент харизматичен. Вот он на поступлении прочитал басню, я говорю: "Спасибо, а теперь расскажите самую веселую историю из вашей жизни". Как раз именно в этот момент он незаметно для себя раскрепощается, и я уже вижу, есть ли в нем артистизм и та необходимая свобода. Или прошу поделиться грустной историей. Иногда человек начинает рассказывать и вдруг плачет. Я думаю: "Вот это то, что нужно". Подвижная психика - это очень важно для артиста. Или, например, я прошу: "Прочитайте басню, но в жанре детектива". И в этот момент человек тоже может проявить себя неожиданно. Все это сложная и в то же время интересная работа, от которой я получаю удовольствие. Я люблю театр и своих учеников!
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.