Агрофирма "Борское" зарегистрирована совсем недавно, однако посевную провела вполне успешно и в будущее смотрит с оптимизмом. Колхоз "Красный Кутулук", на базе которого она создана, сейчас находится в стадии ликвидации. Новые хозяева начали с того, что погасили долги по зарплате и стали обдумывать планы на год и на перспективу. Бывший председатель колхоза Александр Полукаров сейчас готовится возглавить агрофирму.
Новые времена и новые люди
В начале этого года колхоз "Красный Кутулук" в Новой Покровке оказался на грани банкротства. С хозяйством стряслась настоящая беда — в 2017 году все озимые вымерзли. "На пороге" стояли распродажа имущества с молотка за бесценок и потеря работы колхозниками. Александр Полукаров весьма эмоционально рассказывает о событиях прошлого года — видно, что они до сих пор заставляют его глубоко переживать. Да, любит природа иногда напомнить людям, от кого на самом деле все зависит.
Ну, а дальше события развивались по принципу домино — не собрав большого урожая, колхоз не получил достаточно прибыли. Более того, как это часто бывает, на острой нужде крестьян слетелись погреть руки недобросовестные перекупщики. Стоя на пороге колхозного правления, они глумливо уверяли председателя, что бросовая цена, по которой он вынужден был отдавать продукцию, — "это слишком дорого".
В общем, в декабре уже нечем было выдавать зарплату, колхозному стаду оставалась одна дорога — под нож, банкротство было единственным выходом. Посему и обратились сельчане к районной администрации с просьбой о помощи. И чудо случилось. Да какое ж это чудо? Скорее грамотная работа властей по привлечению инвестиций. Появившиеся инвесторы погасили долги колхоза и взялись за его реконструкцию. Предприниматели намерены развивать производство и получать прибыль.
Агрофирма "Борское" сейчас занята процедурными вопросами. Заключены договоры на передачу компании животноводческого стада, техники и зданий. О перспективах Полукаров говорит с оптимизмом: планы наполеоновские!
Нужны техника, люди и желание работать
Агропромышленная специализация хозяйства сохраняется, но радикально меняется состав культур, с которыми земледельцы будут работать. Если раньше сеяли много пшеницы, то теперь от зерновых культур решили отказаться в пользу нута (два сорта), чечевицы (красной и зеленой), подсолнечника и горчицы. Все семена — элитные. "Если бы пшеницу разрешали сдавать на экспорт и нам, а не только Краснодарскому краю, — вздыхает Полукаров. — Был бы тогда толк оставить и пшеницу". Увеличили размеры посевов — председатель обещал, что пустых площадей не останется.
Сохраняется и бывшее колхозное стадо — 156 коров (черно-пестрых и голштинских), благо, животные здоровы. К тому же удалось наладить выгодную систему сбыта молока — его берут на реализацию частники, делающие сыры, что позволяет получать цену выше, чем на молокозаводах, запасшихся сухим молоком из Беларуси и выкручивающих руки производителям цельного молока. Корма еще в колхозе были свои собственные, непокупные. Есть, правда, проблема с заготовкой силоса — комбайн что-то барахлит, но это вопрос решаемый.
В рабочем состоянии остается и парк техники — он обновлен на 60%, сельхозинвентарь — на 90%. Нужны, конечно, еще хотя бы три трактора и дисковые бороны. Еще нужнее кадры — для увеличения площадей и обновления техники требуются рабочие руки и специалисты.
А с ними непросто — в соседних селах лишних людей тоже особо нет, те, кого удается найти, — в основном те еще "работнички". Это серьезная проблема, и с ней инвесторы тоже обещают помочь разобраться.
Планы на будущее — грандиозные
После Полукарова, который убегает, извиняясь, что дела не ждут, надо "работать, работать и работать", беседуем с одним из инвесторов — Антоном Гольдштейном. Молодой человек с открытым взглядом и улыбкой на лице говорит серьезно и в том, о чем говорит, разбирается хорошо. Одним словом, стереотипам о "молодых, да ранних" не соответствует. Начинает с планов агрофирмы на ближайшее время: прикупить складские помещения, увеличить посевные площади с 6000 до 15000 га, купить два комбайна и 3-4 "Кировца" к августу.
Самое главное сейчас — техника, строения и кадры. Первые две задачи решают деньги, а вот с кадрами сложнее, особенно если быстро и намного увеличивать объемы работ. Тогда агрофирме понадобится как минимум 30 новых механизаторов. Сейчас средний возраст работников в отрасли — 55 лет, и если в ближайшие годы не привлекать молодежь, проблема даст о себе знать еще острее. Областной Минсельхоз и Самарская ГСХА обещают помочь с молодыми специалистами, а остальных придется переманивать из других хозяйств. А что делать? Других способов найти стоящих работников нет. А повышенные зарплаты и улучшенные социальные условия могут привлечь людей. Есть мысль поискать рабочие руки в соседних областях — в Оренбуржье, например.
Агрофирма "Борское" — часть большого холдинга, который, помимо Борского района, уже работает и в Шенталинском, и в Оренбургской области, и в Алтайском крае. Сейчас у них в общей сложности 25? 000 га посевных площадей. В планах через пять лет довести это число до 80? 000-100? 000 га. Есть намерение построить маслоэкстракционный завод — наверное, тут, в Борском районе, здесь пока больше всего земли в работе.
"Власти заинтересованы, чтобы землю обрабатывали качественно"
На этом месте удалось задать Антону "провокационный вопрос": крупные холдинги вытесняют мелких собственников, это неизбежный процесс? Он дает неожиданный для представителя холдинга ответ — нет, даже мелкие фермерские хозяйства, до 1000 га, вполне могут сегодня работать без убытков и с прибылью. И таких людей он знает. Проблема в другом — фермеры разоряются потому, что теряют интерес к работе на земле. По разным причинам… Старики, которые привыкли к этому труду, уходят, а молодые предпочитают устраиваться как-то в городах. Так что все зависит от людей и от их отношения к работе.
Заводя разговор о внедрении новых технологий, Гольдштейн делится амбициозными планами — внедрить сервисы контроля, которые позволят два раза в неделю давать точную картину "видов на урожай", прогнозов погоды, возможного количества осадков, а также отслеживать сорняки, показывать, где и сколько нужно внести удобрений, и пр. Все это позволит на 15% увеличить урожайность.
А замена традиционных культур на бобовые и масличные — это, кстати, не прихоть, а требование уже давно и хорошо отлаженного бизнеса. Мировые цены, например, на ту же горчицу выросли настолько, что позволили наладить экспорт в Голландию и Германию — тамошние бюргеры очень уважают горчичку к своим любимым сосискам. Правда, требования по качеству выставляют высокие — евростандарты же, потому и новые технологии в планах, и обновление техники, и многое другое.
На вопрос, чего же "аграрии XXI века" боятся, Антон Гольдштейн разводит руками — капризов погоды, нашествия саранчи, "всего такого прочего". Препон со стороны властей? Нет, районные власти, напротив, очень заинтересованы, чтобы землю обрабатывали качественно, чтобы жители были обеспечены постоянной и хорошей работой. Для них инвестор, вкладывающийся в развитие производства, — долгожданный и желанный партнер. "Дорогие ГСМ, недальновидная федеральная политика на рынке?" — задаю вопрос. Это то же самое, что капризы погоды, отвечает: "Зачем сетовать на то, что люди на местах не в силах изменить? Лучше наладить производство, чтобы оно стало более прибыльным, и таким образом решить все эти досадные проблемы".
Александр Полукаров, экс-председатель колхоза "Красный Кутулук":
— Производство спасено, все работники колхоза, 29 человек, сохранили работу, получают зарплату. Ведем посевные работы, намерены засеять все площади, пустым ничего не оставим. Имущество и коллектив сохранили, более того — смотрим в будущее с оптимизмом.
Антон Гольдштейн, инвестор:
— Мы не жалуемся на низкие закупочные цены, на дорогие ГСМ и прочие неприятности, мешающие агробизнесу. Какой смысл говорить о том, на что нет возможности повлиять? Надо повышать эффективность производства, искать новые решения, налаживать схемы сбыта. Это позволит получать прибыль, вкладывать ее в развитие производства, использовать новые технологии. И в итоге быть независимыми от всего этого негатива.
Последние комментарии
Жаль конечно! Банкротство можно избежать и тем более избежать запросто, если показатели рентабельности повысить раз в десяток, т.е. выйти на уровень 30-40%. Нужно снизить издержки на микроклимат, электроэнергию, а для этого нужно поставить на территории птицефабрики оборудование по безотходной переработке безопасным экологическим способом углеродсодержащих отходов требуемой производительностью. Например переработка 25 тонн ТБО, подстилочного помета по сухому веществу выдаст электроэнергии 80 Мвт, это не считая тепловой энергии в том же количестве. Можно сделать птицефабрику абсолютно экологически безопасной для окружающей среды, не будет даже6 запаха.
А про пальмовое масло в этой шоколадной продукции эти потребители в курсе?
Веселый дядя. -Я, говорит, дольку купил за 350. -А отдал сколько? -100 отдал. - А почему так? -А началось - что началось? - денег потребовали.))) Я, говорит, трлько благо для завода делал. Взял свои 2,5 ярда и через завод отдал своим же конторам. Я- молодец. А на хуанхэ так делать, почему не напрямую? - вы ничего не понимаете, я эффективный менеджер. Вывод. Хотел кинуть самарских лохов, которые оказались не лохами. Я не прав?
Там нечего восстанавливать, "всё украдено до нас". Недаром Волков над входом птицефабрики огромный транспарант с десятью заповедями повесил: "не укради..." Всё советское выжато донельзя. "Обшарповскую" не восстанавливать надо, а полностью с нуля строить современное предприятие, и не обязательно в Обшаровке: ну сколько можно на передовом в 1970-е годы советском оборудовании пытаться задарма в 2030 год въехать: технология выращивания и переработки птицы совсем другая. В Обшаровке ни здания, ни оборудование совершенно не пригодны для современного рентабельного производства. Там можно только продолжать воровать: у рабочих – труд, у государства – налоги, у поставщиков – сырьё и услуги, и у всех нас – здоровье и безопасность (там, между прочим, аммиачная холодильная установка), не считая биологического заражения отходами и использования всяких консервантов-ароматизаторов в производстве изделий из мяса птицы.
чтобы цены в рознице были нормальные - уберите кавказцев-перекупщиков и ваших коррумпированных менеджеров по продажам с их откатами