История этого места уходит глубоко в века. В древности здесь жил народ малхи, или Люди Солнца, а селение называлось Малхиста — Страна Солнца.
Высоко в горах Чечни, на окраине Итум-Калинского района, недалеко от границы с Пирикитской Хеврусетией (Грузия), высятся две, казалось бы, одинокие башни. Это Цой-Педе, или «Поселение божеств». Расположены эти древние строения в Малкинском ущелье, в месте, где река Меши-Хи впадает в Чанти-Аргун, всего в сорока километрах от административного центра района – аула Итум-Кали.
История этого места уходит глубоко в века. В древности здесь жил народ малхи, или Люди Солнца, а селение называлось Малхиста — Страна Солнца. Отсюда же берет свое начало название ущелья. Позже в этих местах возникло несколько аулов, в которых жили вайнахи.
Природный рельеф надежно защищал обитателей башен, с трех сторон Цой-Педе окружен неприступными скалами, даже сейчас добраться туда можно только пешком. Главная достопримечательность этого места – древний некрополь, один из самых крупных сохранившихся на Кавказе. В древности горные захоронения строились выше аулов; считалось, что так предки оберегают своих живых сородичей. Как считают археологи, он здесь появился еще в V веке и использовался вплоть до XVII. Однако точно датировать многие склепы ученые пока не смогли, и точная дата основания неизвестна.
На территории некрополя Цой-Педе насчитывается сорок два Малхан-Каш – Солнечных могильника, около XIV века здесь были построены две охранные боевые башни-воув. Изначально башни строились для охраны дороги в Грузию и для защиты некрополя от разграбления. Все эти строения являются выявленными объектами культурного наследия региона и находятся под охраной государства.
С Цой-Педе связана одна интересная легенда.
Давным-давно в Цой-Педе каждый год должны были собираться воины со всей Чечни в определенный день. Где бы ни был воин, в каком бы ни был состоянии, но обязан был явиться в Поселение божеств. Последнего, кто прибывал на место после восхода солнца, казнили.
Однажды один воин решил специально задержаться и въехать в аул последним. Когда старейшины спросили его, почему он решил умереть, юноша ответил, что недавно женился, но узнал, что его жена любит другого, и хотел дать ей свободу.
Пока он говорил со старейшинами, въехал еще один воин. Тогда старейшины спросили и его, почему он хотел умереть. Второй юноша ответил, что недавно его любимая вышла замуж, и он решил погибнуть, чтобы не мешать ее браку.
Старейшины по достоинству оценили благородство обоих мужчин и отменили суровый закон предков.
Малхан-Каш – небольшие каменные строения с двускатной крышей, в которых хоронили усопших, внутри находились полки-ярусы, куда укладывали тела. Сюда же уводили больных людей, когда начинались эпидемии, каждый день им носили еду, воду и лекарства. Если человек выздоравливал, то возвращался домой, в случае смерти родные оставляли его там.
Большую часть дня эта местность озарена солнечным светом. Много веков назад в этих местах люди поклонялись богу солнца – Геле. Эти верования сохранялись, даже когда в Чечню пришел Ислам. Вероятно, еще с тех времен сохранились два языческих капища – столба-сиелинга. На самих могильниках множество петроглифов, большая часть которых – солярные знаки. Это одни из древнейших символов в мире, обозначающих солнце.
Территория Итум-Калинского района, где расположен этот высокогорный комплекс, входит в состав Аргунского природного музея-заповедника, в 2024 году здесь началось внедрение Национальной системы «Территория», в которой есть информация об объектах культурного наследия региона, их расположении, границах и истории. Также она предназначена для обеспечения безопасности гостей: система уведомляет в экстренных ситуациях, а также можно оперативно попросить помощи. Причем работает она, даже если остальные средства связи недоступны.
Последние годы в Чеченской республике работают программы по восстановлению и реставрации древних башенных комплексов. По распоряжению Р. Кадырова уже были отреставрированы Ушкалойские башни, замок Пхъакоч и другие старинные комплексы. Одна из башен Цой-Педе тоже была отреставрирована, из-за опасности ее обрушения.
Последние комментарии
«Михаил Смирнов назвал сложности с получением данных о количестве проживающих в квартире…» Эти «сложности» не так уж и сложны. Есть два основных источника информации: подразделения МВД (т.н. «паспортные столы»), где есть база данных о прописанных гражданах. И есть выписки ЕГРН Росреестра, где есть данные о собственниках жилья. А также есть и ФНС, где каждый гражданин закодирован под своим ИНН. Предполагаю, что для Администрации области вполне возможно воспользоваться этими базами данных, чтобы выяснить искомую информацию. Далее определяем, сколько гражданин генерирует отходов. За основу возьмём т.н. «рациональные нормы потребления». Например, для пищевых продуктов они рекомендуются Минздравом. Выясняем, сколько желательно съесть куриных яиц в год. Переводим это количество в количество картонных/пенопластовых упаковок. И по сплющенным перед отправкой в контейнер упаковкам вычисляем объём этого отхода. Точно также и для бутилированной воды, и для сахара, для макарон, и так далее. Вроде бы просто. Или, всё-таки, сложно?
А снести это, уродующее всю округу здание, может дешевле будет??
Развивать всё, что можно, но приоритет конечно же метро Лучше него ничего не придумали ещё. Пока нет метро, временно и трамвай поможет
У родителей нет информации ввели ли карантин в школе или нет, завтра 3 урока. И сегодня тоже уроки были, вот всё что мы знаем. Кто-то кого-то обманывает.
Какого года?