Сразу после вальса на выпускном вечере была война и курсы связистов. 21 июня 1941 года десятиклассники Красноярской средней школы сфотографировались на память. Третья слева во втором ряду — Евгения Иванова. Эта карточка — единственный предмет, который теперь напоминает ей о довоенном времени. Со школьного двора она ушла изучать значение комбинаций точек и тире. А потом вместе с другими девчонками-курсантками маршировала и в колонне радистов на параде 7 ноября 1941 года.
«Мы не гордились. Мы просто хотели согреться»
«Вот отсюда мы уходили на фронт», — Евгения Константиновна вытирает подступившие слезы, остановившись на крыльце школы №37.
В 41-м почти пять месяцев она училась в этом здании на Тухачевского на курсах связистов. С тех пор здесь многое изменилось. Совсем недавно школу капитально отремонтировали. Но даже новую входную дверь она открывает дрожащими руками.
Знакомым путем: по лестнице — направо. Поднимается медленно, опираясь на трость.
«А тогда, 70 лет назад, мы с сокурсницами катались по этим перилам», - вспоминает с улыбкой женщина.
На втором этаже располагался учебный класс, где девушки осваивали технику — работали с телефоном и радиостанцией. А строевая подготовка проходила на стадионе, который теперь называется «Волга». От улицы Тухачевского до проспекта Масленникова — этот путь пешком они проделывали по несколько раз в день — ходили на занятия и в столовую. А ночевали прямо в школе.
«Мы даже и не знали, что за стенкой учатся ребята. Это мне потом один фронтовик рассказал, — делится Иванова. — У них был отдельный вход, и они тоже были курсантами. Но даже если бы мы встретились, не до личной жизни тогда было. Уставали очень, и дисциплина строгая была».
Сегодня в помещениях, где учили связистов, крепят связь поколений. В школе №37 открыт музей боевой славы. Чтобы встретиться с участницей парада 41-го, сюда пришел секретарь реготделения «Единой России» Александр Фетисов.
«У нас рации были попроще, чем те, которые представлены в этой экспозиции, — рассказывала ему об исторических деталях Евгения Константиновна. - А вот этот репродуктор точно такой, как висел в нашем селе на главной площади. Тогда ведь радио редкостью было. В полдень 22 июня возле него замерло все село. Голос Левитана сообщил нам о нападении фашистской Германии на СССР. Набор курсантов, в который я попала, был первым. В Самару свозили призывниц и из соседних областей — Саратовской, Ульяновской и Пензенской. Из Красноярского района – 20 человек. Среди них была и я».
Несколько месяцев будущих связисток учили основам ремесла. Однажды рано утром девушек разбудил взводный: «Все на построение!» Выдали шинели, шапки и повели строем по городу. Это было 7 ноября 1941 года.
«О том, что мы будем участвовать в параде, узнали уже на площади! Все держалось в секрете, — рассказывает Евгения Константиновна. — Пасмурно, зябко, мы все продрогли, ведь попали в самый хвост войсковых колонн». «А в вашем строю шли только женщины?» — уточнил Александр Фетисов. «Да, мы были единственным женским взводом на том параде. Помню, сильно натерли ноги. Сапоги всем были велики. Хотелось дойти побыстрей». «А Ворошилова вы видели?» — любопытствовали старшекласники, пришедшие пообщаться со свидетельницей истории. «Нет, но мне запомнился «всесоюзный староста» — Михаил Иванович Калинин, уж больно выделялась его бородка, - пояснила Евгения Константиновна. - А еще запомнилось то, что после парада взвод сразу отправили в столовую — отпаивать горячим чаем. Мы тогда не сразу поняли, какое это было великое событие. Просто хотелось согреться».
Прошагала всю Россию
В конце ноября курсантов в эшелонах отправили в Москву. Оттуда Евгения Иванова в составе 104-го отдельного батальона связи военно-воздушных сил Калининского фронта отбыла по назначению в город Горький. А дальше — через всю страну. В руках – деревянные трехкилограммовые катушки с сотнями метров телефонного провода. На ногах – огромные мужские кирзовые сапоги. Шинель до земли.
«Жили в землянках, в отдалении от населенных пунктов, — говорит Евгения Константиновна. — Топились тем, что найдем. А по ночам дежурили по очереди. Очень страшно было.
Порой часами приходилось вслушиваться в треск наушников, чтобы поймать нужный и такой важный сигнал. От своевременной передачи информации зависели жизни тысяч солдат. По телефону узнали и о Победе». К тому времени уже начальник радиостанции, младший сержант Евгения Константиновна воевала в Белоруссии, неподалеку от города Жлобин. После того звонка в глубине леса вдруг раздалось громкое и по-девичьи высокое «Ура!»
Потом, как и сотни тысяч фронтовиков, Евгения Константиновна отправилась домой, чтобы начать восстанавливать растерзанную войной страну. Сначала училась на курсах, потом — в техникуме. Начала с ученика чертежника и ушла на пенсию инженером-конструктором. В трудовой книжке Евгении Константиновны две записи: в 1946-м — о приеме на работу на ГПЗ-4 и в 1977-м — об уходе оттуда на заслуженный отдых.
Светлая улыбка, живые глаза и безграничная мудрость в них. Эта невысокая женщина, несмотря на свои 89, молода душой.
«Главное – быть полезным для Родины, для своего народа. Тогда и жизнь не зря будет прожита», – говорит Евгения Константиновна.
«7 ноября вы займете почетное место на трибуне, - пообещал Александр Фетисов. - Для нас ваше присутствие на Параде памяти будет большой честью». «Всегда в строю!» – по-военному коротко отвечает младший сержант Иванова.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Что подорожало осмотр новой плиты колонки счётчика ???? Или глаза того кто смотреть будет ????
«Михаил Смирнов назвал сложности с получением данных о количестве проживающих в квартире…» Эти «сложности» не так уж и сложны. Есть два основных источника информации: подразделения МВД (т.н. «паспортные столы»), где есть база данных о прописанных гражданах. И есть выписки ЕГРН Росреестра, где есть данные о собственниках жилья. А также есть и ФНС, где каждый гражданин закодирован под своим ИНН. Предполагаю, что для Администрации области вполне возможно воспользоваться этими базами данных, чтобы выяснить искомую информацию. Далее определяем, сколько гражданин генерирует отходов. За основу возьмём т.н. «рациональные нормы потребления». Например, для пищевых продуктов они рекомендуются Минздравом. Выясняем, сколько желательно съесть куриных яиц в год. Переводим это количество в количество картонных/пенопластовых упаковок. И по сплющенным перед отправкой в контейнер упаковкам вычисляем объём этого отхода. Точно также и для бутилированной воды, и для сахара, для макарон, и так далее. Вроде бы просто. Или, всё-таки, сложно?
У родителей нет информации ввели ли карантин в школе или нет, завтра 3 урока. И сегодня тоже уроки были, вот всё что мы знаем. Кто-то кого-то обманывает.
Готовьте карманы, самарцы...
И? А те кто один живёт в трешке или двушке, но платит за тех, кто впятером живут в таких же условиях, это справедливо???