Так было когда-то в Афганистане, когда, будучи военным летчиком, он на поврежденном вертолете подбирал выполнивших боевое задание десантников. Так продолжается и теперь, когда Олег Моцарь возглавляет сформированную им самим поисково-спасательную службу Самарской области. И только в прошлом году специалисты областной ПСС спасли 1202 человека.
Воздушный защитник
Олег Моцарь родился в 1966 году в семье военного летчика. «Естественно, я тоже стремился попасть в авиацию, - говорит командир спасателей. - И после школы поступил в Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище, получив по окончании профессию бортинженера».
В 1987 году, после училища молодого лейтенанта распределили служить бортовым техником вертолета Ми-24. А это была практически путевка в Афганистан, поскольку именно эти хорошо вооруженные и маневренные машины широко использовались там в боевых действиях. В среднеазиатскую горную страну Олега Моцаря направили в 1988 году. Их часть базировалась в Кабуле, с аэродрома которого ежедневно взлетали советские военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан-12 с грузами и людьми. А экипаж Ми-24 сопровождал их, обеспечивая безопасный взлет.
И к счастью их машина всякий раз оставалась целой. А сбили вертолет Моцаря при сопровождении МИи-8, которые должны были забрать группу десантников ведущих бой в горах, примерно в 250 км от Кабула.
«При посадке десанта был подбит один Ми-8. – Вспоминает Моцарь. – Звено наших Ми-24 прикрывало его. Наш вертолет тут же сел, мы начали забирать десант, и в этот момент в машину попала очередь из крупнокалиберного пулемета ДШК, повредив нам хвостовой винт и балку. Все в хлам разнесло. И пока не пришла помощь, мы вместе с десантниками отбивали душманские атаки».
С небес на землю
Из Афганистана экипаж Олега Моцаря вернулся в 1989-м, когда окончательно вывели войска. Потом авиаполк расформировали. В 1991-м распался Советский Союз. Олег Моцарь тогда служил на Украине старшим инструктором в специальном центре подготовки авиационных спасателей и выживания летного состава. Уволился из Вооруженных сил в звании капитана в 1994 году. Переехал в Самару и первое время работал начальником поисково-аварийно-спасательного обеспечения полетов АО «Аэропорт Безымянка».
«А в начале 1996 года я узнал, что создается поисково-спасательная служба, записался как кандидат на работу. Мне сказали, что начальник службы уже есть, есть и его заместитель. Но потом мне предложили самому возглавить службу. И я решил попробовать. Зарегистрировал ПСС 16 августа 1996 года. Мне предложили разместиться в подвале дома на улице Куйбышева. Здание 1836 года постройки. Мы сделали ремонт и новый 1997 год встретили уже там».
Сначала в штате самарской областной ПСС было только 10 человек. «Первая спасательная операция прошла 5 декабря 1996 года, – вспоминет Олег Моцарь. – Пропали три человека, переправлявшиеся на байдарке на правый берег Волги в районе Красной Глинки. Мы нашли только байдарку и весла. Потом с родственниками пропавших сняли с зимнего хранения водолазный бот и два дня безуспешно «бороздили» волжские берега. И только через год, километрах в 30 ниже по течению от того места, где пропали люди, кто-то нашел скелет, который индентифицировали как останки одного из пропавших тогда людей».
Становление
В 2002 году областные спасательные службы законодательно передали из структуры МЧС в подчинение субъекту Федерации. Олег Моцарь добился тогда увеличения штата службы до 35 человек и выделения средств для закупки нового спасательного оборудования. А также получил для размещения ПСС недостроенное здание. Оно было в плачевном состоянии. На его ремонт ушло немало времени и средств. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.
«А в 2005 году, в результате очередной реорганизации МЧС, мне от ГИМСа передали водные спасательные станции со всем штатом сотрудников. В нашей службе стало сразу 256 человек, - говорит Олег Моцарь. - Это было непростое время. Часть сотрудников с этих станций пришлось уволить и набрать новых, поскольку среди прежних было много людей почтенного возраста. Практически весь парк техники износился на 90%, необходим был капитальный ремонт. В общем, скучать не пришлось. Часто домой приходили только на ночлег».
Сейчас в ПСС Самарской области 13 отрядов, 5 из которых базируются в районах области, а 7 -в Самаре. Все спасатели - профессионалы высокого уровня. Владеют 3-4 специальностями. Они и водолазы, и альпинисты, и водители, и газодымозащитники.
Такое не забывается
Олег Моцарь сам участвует во всех сложных спасательных операциях. Наиболее тяжелым он считает обследование затонувшего этим летом дизельэлектрохода «Булгария», в каютах которого осталось много погибших людей, в том числе и детей. Их всех нужно было найти и поднять наверх.
«Работа была настолько сложная, что я ни с чем подобным никогда не сталкивался, - вспоминает Моцарь. - Я как водолаз заходил с коллегами во все помещения. Требовалось колоссальное самообладание и внимание, чтобы самим не остаться там. В «Булгарии» был полный мрак. Судно лежало на боку. Коридоры узкие. Кругом плавали обломки мебели, вещи и прочий хлам. При продвижении в полной темноте приходилось пробираться через все эти препятствия. На обратном пути та же история. И при этом нужно было еще искать погибших. Работа тяжелая и морально, и физически».
Чрезвычайно сложной и опасной Олег Моцарь назвал и операцию, которая проводилась в 1999 году в Сокских штольнях.
«На майские праздники четверо студентов зашли в штольни, разожгли там костер и задохнулись, - говорит командир спасателей. - Задымление было такое, что не было видно вытянутой руки. На их поиски сначала выехала коммерческая спасательная служба. Трое ее сотрудников зашли в штольни совершенно не подготовленными - без средств защиты. И тоже погибли. Нам потом пришлось искать всех семерых. Работали вместе с пожарными при нулевой видимости. Продвигались в глубь штолен, разматывая полевочный кабель, чтобы по нему можно было вернуться. Площадь штолен огромная, и поиски заняли два дня».
Идти вперед
Кстати, представители ПСС Самарской области являются многократными призерами и победителями международных соревнований среди спасателей. Олег Моцарь сам возглавляет команду. «Раньше я считал это несерьезным занятием, – признается главный спасатель Самары. – Но, побывав впервые в 2008 году на чемпионате спасателей в Казахстане, я увидел, что по сравнению с другими командами представляет наша служба. Где у нас проблемы, что у нас творится со снаряжением, где мы не дорабатываем. Я переоценил многое и, вернувшись, начал перевооружение службы».
На следующих соревнованиях самарские спасатели составили серьезную конкуренцию российским и зарубежным коллегам. А в этом году стали чемпионами. В мае завоевали первое место на соревнованиях в Казахстане, а в сентябре, выступая двумя командами в Украине, заняли первое и третье места.
«В жизни я ничего не хотел бы менять, – говорит, завершая беседу, Олег Моцарь. - Я продолжаю работать. У меня есть масса амбициозных проектов, которые я намерен реализовать».
Последние комментарии
Что подорожало осмотр новой плиты колонки счётчика ???? Или глаза того кто смотреть будет ????
«Михаил Смирнов назвал сложности с получением данных о количестве проживающих в квартире…» Эти «сложности» не так уж и сложны. Есть два основных источника информации: подразделения МВД (т.н. «паспортные столы»), где есть база данных о прописанных гражданах. И есть выписки ЕГРН Росреестра, где есть данные о собственниках жилья. А также есть и ФНС, где каждый гражданин закодирован под своим ИНН. Предполагаю, что для Администрации области вполне возможно воспользоваться этими базами данных, чтобы выяснить искомую информацию. Далее определяем, сколько гражданин генерирует отходов. За основу возьмём т.н. «рациональные нормы потребления». Например, для пищевых продуктов они рекомендуются Минздравом. Выясняем, сколько желательно съесть куриных яиц в год. Переводим это количество в количество картонных/пенопластовых упаковок. И по сплющенным перед отправкой в контейнер упаковкам вычисляем объём этого отхода. Точно также и для бутилированной воды, и для сахара, для макарон, и так далее. Вроде бы просто. Или, всё-таки, сложно?
У родителей нет информации ввели ли карантин в школе или нет, завтра 3 урока. И сегодня тоже уроки были, вот всё что мы знаем. Кто-то кого-то обманывает.
Готовьте карманы, самарцы...
И? А те кто один живёт в трешке или двушке, но платит за тех, кто впятером живут в таких же условиях, это справедливо???