В Самаре открылась выставка итальянского художника Альберто Лантери

В Самарском художественном музее открылась выставка «Между прошлым и будущим» итальянского художника Альберто Лантери, участника Венецианской биеннале 2011 года. В пресс-релизе его называют наследником «новых реалистов», говорят, что художник идентифицирует себя как человека из прошлого, случайно оказавшегося в нашем времени, а сам он себя считает «новым академистом» - на том основании, что умеет рисовать. И в этой «шапке» академика есть две ловушки для неопытного зрителя.

Выставка Альберто Лантери может заменить путешествие в мир легких либеральных европейских ценностей Выставка Альберто Лантери может заменить путешествие в мир легких либеральных европейских ценностей
Фото:
Первая ловушка

Лантери обостряет мифологический конфликт между абстрактной и фигуративной живописью. Он словно бы говорит, что, чтобы быть «академиком», достаточно изобразить узнаваемые вещи (хотя на его картинах и неузнаваемых достаточно). А вот те художники, у которых «каля-маля», те, значит, уже не академики. Говоря, что его творчество – «новый академизм», он подчеркивает, что академизм, или традиция старого доброго предметного искусства, в какой-то момент прерывался, а теперь он, значит, ее возрождает. Можно сказать, уже возродил.

Если вы окажетесь в Мраморном зале художественного музея, то обнаружите, что фигуративное, или, как принято говорить, реалистическое изображение занимает на картинах Лантери процентов тридцать от холста. Остальное – белый фон и весьма условные фигурки и символы. Но картины настолько забавны и вот эти тридцать процентов настолько сочны, что зритель может не заметить подмены. Мы не всегда в курсе европейской моды. Мы можем не знать, что любой академизм, а уж тем более на Западе, существует в рамках постмодернизма. То, что мы понимаем под Академией, в Европе понимается как наличие в постмодернистской картине античных мотивов и пафоса Возрождения, желательно не без отсылок и посвящений гениям модернизма. И у Лантери этого хоть отбавляй – тут и портреты Сальвадора Дали, и посвящения малоизвестным широкому зрителю итальянским модернистам Джорджо де Кирико и Лючио Фонтана, и античные слепки, и «три грации», и мессия, и парадные автопортреты с переодеваниями в духе то ли Рембрандта, то ли Дюшана, но с непременным позерством позднего маньеризма. Так пишет и итальянский критик, углядевший в манере Лантери почерк Полайоло, Ботичелли и других мастеров итальянского Возрождения. Не стоит слишком сильно верить таким сравнениям, поскольку, еще раз напомним, речь идет, о кусочках Полайоло и кусочках Ботичелли. Картины «между прошлым и будущим» со стороны выглядят, как каша быстрого приготовления с кусочками живописных ягод – не больше. И такое редкое нагромождение разнородного фигуративного и абстрактного могло бы сделать кашу просто адской, если бы не обнуляющий белый фон: белый задник, белая скатерть, просто белый космос культуры, в котором в невесомости и несовместимости парят всем знакомые, легко узнаваемые фигуры и намеки.

Вторая ловушка

Вторая ловушка более тонкая, возможно даже, что мысль о ней возникает только в испорченной голове критика, но, пройдя выставку, что-то такое начинает мерещиться у любого. Дело в том, что в Санкт-Петербурге когда-то уже была одна «Новая академия», инициированная Тимуром Новиковым аж в 1985 году, и неотъемлемой частью этой академии была перенятая у античности гомоэротика. Неоакадемизм, как его понимал Новиков, и как его понимает Альберто Лантери, и как его понимают во всем мире, – это не просто «реалистическое» изображение, это подчеркнуто красивое изображение, это культ прекрасности. Но не естественности. Естественность все как раз губит. В неоакадемизме нет чувств, есть одни позы. И в эту эстетику холодной, культурной красоты идеально вписывается чуждая, а потому безэмоциональная гомосексуальная эротика. Не то чтобы «академия = гомоэротика», но что-то в этом духе.

Таким образом, выставка Альберто Лантери может заменить вам путешествие в мир легких либеральных европейских ценностей. Он легко и с удовольствием транслирует российскому зрителю кичевые изображения сердечек, яблок – плодов познания, ни к чему не обязывающих символов, которых у него целый набор: от ангелов, нимбов и крыльев он переходит к перьям и яйцам. Последние он явно заимствовал у Сальвадора Дали. Напомним, фигурами яиц украшен дом испанского сюрреалиста в Фигерасе. Яиц на картинах Лентери так много, что кто-то из зрителей назвал выставку «пасхальной». Этому соответствует и пестрота яиц. Символы жизни и воскрешения становятся на картинах метками роскоши и изобилия. Но весь этот полумистический гламур, как ни странно, не коробит, может, потому что приходит к нам со своей родины, Италии. Есть даже портреты двух известных итальянцев – модельера Валетино и поп-дивы Мадонны. Это вам не помесь «французского с нижегородским». Это не подделка, это оригинал. Мы уже видели что-то подобное в 2009 году, когда в галерею «Вавилон» привозили картины со стразами голландца Хайо Сола. Оригинальный европейский кич, на который без вреда для здоровья и мозгов можно посмотреть, местами даже полюбоваться.

 

Константин Зацепин, заместитель директора по развитию Самарского областного художественного музея:

- Выставка Альберто Лантери - плод нашего сотрудничества с итальянским куратором Энзо Форнаро. Если верить ему, в современной Италии подобные работы считаются академизмом. России, конечно, еще далеко до того, чтобы считать подобные работы академическими, мне кажется, что они вполне галерейные и даже «клубные». Я бы назвал их таким эрзац-сюрреализмом. Они показывают, как наследие сюрреализма, прежде всего в лице Дали и Миро, воспринимается современной поп-культурой. Эта выставка стопроцентно массовая, по-хорошему легкомысленная. Такой «попс-арт». То, что нужно по весне.


Светлана Шатунова, зав. выставочным отделом Самарского областного художественного музея:
- Итальянский художник Альберто Лантери, по-мнению куратора выставки Энзо Форнаро, продолжатель реалистического направления и академических традиций. Услышав подобный комментарий, представляешь себе искусство определенного рода, на деле же вы не увидите привычных портретов или пейзажей. Это скорее сновидческие образы, где много музыкальных символов (художник любит работать под громкую музыку), телесного, мужского и женского, решенного иносказательно.

Источник: www.vkonline.ru


Последние комментарии

Аркадий Галицын 31 марта 2025 10:34 Самарский элеватор включили в перечень выявленных объектов культурного наследия

А снести это, уродующее всю округу здание, может дешевле будет??

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:06 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.

Nataly Kozlovskaya 05 декабря 2024 12:08 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

В Самаре в кои-то веки сделали что-то реально крутое. Что вызывает желание приехать в этот город и бродить по улицам в поисках шишиг. Сразу хочется и какую-то сувернирную карту города купить с нанесенными на нее точками, где этих шишиг искать. И потом в каком-то кафе посидеть, замерзнув или устав от поисков. И купить маленькую скульптурку шишиги на память.

Анна Вырина 04 декабря 2024 13:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

А Матвеев с таким комментарием сам не идиот? Пора бы парламентарию уже научиться разговаривать нормально и уважительно. Кто такой Самарик? Ни разу не слышала. Согласна с Арменом Арутюновым. Дайте городу крутое новое развитие. И отстаньте уже от этого милого и интересного проекта!

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6