Марина Антимонова: «Модель семьи как элемент модернизации всего общества»

В Самарской области реализацией государственных задач в сферах социальной защиты и демографического развития региона теперь будет заниматься профильное министерство. А между тем, базис для новой структуры, от которого сегодня зависят перспективы социальной стабильности, был заложен еще 20 лет назад. В День защиты детей об опыте решения социальных проблем рассказывает врио министра социально-демографического развития Самарской области Марина Антимонова.

Фото:

- Уникальное отличие нашего региона в том, что у нас сформирована целостная система социальной защиты семьи, материнства и детства. Как проходило ее становление?
- В этом году мы отмечаем 20-летний юбилей областного центра усыновления, опеки и попечительства. В 1991 году начался процесс формирования службы социальной защиты населения, центров поддержки семьи и детей «Семья». В связи с идеологическими изменениями в государстве все перекосы общества ударили по социально незащищенным слоям населения, в том числе и по семьям, которые в силу жизненных обстоятельств оказались без средств к существованию. В родильных отделениях росло количество отказных детей, были переполнены сиротские учреждения, мы увидели все то социальное зло, которое иначе как издержками буржуазного строя и не называлось. Задача состояла в том, чтобы оперативно создать целостную систему, обеспечивающую поддержку семьи, материнства и детства.
Деятельность первого учреждения - областного центра усыновления, опеки и попечительства, взявшего на себя функции защиты детей, помогла нашей области избежать многих проблем социального характера. Благодаря его работе, в родильных домах и детских отделениях больниц не было случаев длительного содержания отказных детей. Был создан региональный банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и вместе с тем огромная работа проводилась по оказанию помощи кандидатам в приемные родители. С самого начала мы определили семейное жизнеустройство ребенка как приоритетное. Самарская область одна из первых эффективно реализовала механизм приемных семей. В качестве пилотных площадок было выбрано несколько регионов, но только у нас, по сути, эксперимент получился, и в этом прежде всего заслуга председателя комитета по делам семьи, а затем бывшего министра здравоохранения Галины Гусаровой.
 - Как формировалась преемственность в деятельности учреждений, занимающихся вопросами реабилитации и поддержки детей? 
- Естественно, областной центр усыновления не мог справиться со всеми задачами. Нужно было выявить на местах дезадаптированные семьи, чтобы помочь им, или в безнадежном варианте передать ребенка в приемную семью, чтобы он не был потерян для общества. Мы создавали сеть учреждений, исходя из реально существующих проблем и, как следствие, теперь в каждом городе и районе работают центры «Семья». В 90-х их называли социальными поликлиниками, потому что социальные проблемы были неотделимы от медицинских. К слову, моя профессиональная деятельность начиналась как раз в центре «Семья», я работала акушером-гинекологом в Сергиевской центральной районной больнице, потом председателем комиссии по делам семьи, материнства и детства администрации Сергиевского района. Многие страшные примеры видела собственными глазами и непосредственно вместе с другими сотрудниками социальных служб участвовала в судьбах детей и подростков. У нас отсутствовал опыт, на который можно было опереться, но сама жизнь подсказывала дальнейшие шаги. Осуществляя патронаж неблагополучных семей, мы увидели необходимость в комплексной социальной поддержке семьи и детей.
- Какие социальные модели получили развитие в области?
 - Не только в Самаре, но и в муниципалитетах и в сельских районах были открыты социально- реабилитационные центры, кризисные центры, социальные приюты для временного пребывания несовершеннолетних, центры психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции детей. Если раньше усыновление проходило формально, то теперь появилась возможность подготовить потенциальных родителей к новому статусу, оценить психологическую совместимость усыновителей и детей. Центры диагностики и консультирования стали уникальным звеном в системе обслуживания семей и детей. Независимые эксперты (психолог, педагог, педиатр, психиатр, невропатолог и другие) оценивают уровень здоровья и степень психоэмоционального развития каждого ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей. Они решают, где в дальнейшем показано воспитываться ребенку - в семье, в обычном сиротском или в специализированном учреждении.
Благодаря комплексному подходу, нам удалось закрыть 6 сиротских учреждений в Самарской области. К сожалению, обстоятельства таковы, что далеко не все родители исправляются, но большое благо, что социальные сироты обретают приемные семьи. За 15 лет из социально-реабилитационных центров передано на усыновление около 3,5 тысяч детей, а из детских домов - свыше 1,4 тысячи детей. Приоритет семейной политики у нас соблюдается, и эта политика продолжается. Та цель, которая реализуется в цивилизованных обществах, стала достижима.
Другой вопрос, что в развитых странах количество людей, желающих взять ребенка на воспитание, гораздо больше, чем детей, которые подлежат передаче в замещенные семьи. Сейчас, в частности, в реестре Центра усыновления на 1600 детей приходится только 63 потенциальных усыновителя. Этот дисбаланс отражает в том числе и отношение общества к проблеме.
- Вы сказали о том, что социальные институты создавались с нуля. Это означает, что вам пришлось работать в отсутствии правовых механизмов?
- В самом деле, первая приемная семья была создана до вступления в силу федерального закона. Со всей ответственностью могу сказать, что без поддержки прокуратуры Самарской области ничего бы не получилось. Тогда отделом по охране прав детей руководила Валентина Хохлова, которая оказала колоссальную помощь в подготовке нормативно-правовой базы. Не менее значимую роль я бы отвела средствам массовой информации, наша совместная работа с журналистами стала важным фактором в просвещении людей, их осознании проблемы. Это способствовало тому, что многие семьи в Самарской области, в том числе и обеспеченные, воспитывают приемных детей.
- Как реализуется у нас реабилитация и социализация детей с ограниченными возможностями?
 - В области, как и во всей России, в структуре детской инвалидности, 24% составляют заболевания нервной системы, среди них преобладает ДЦП, и примерно такой же процент приходится на долю детей с умственной отсталостью. Это дети с особыми нуждами, и это семья, где вся жизнь подчинена ребенку, иначе ему не выжить. Когда у мамы рождается такой ребенок, она должна оценить свои силы, зачастую оставшись без поддержки мужа, в изоляции от общества. Поддержка и сопровождение семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями, по сути, оказалась для них спасением. Основной акцент был сделан на причастность родителей к реабилитационному процессу, выработке у родителей и детей уверенности в равноценности с другими людьми. Реабилитационные центры для детей-инвалидов открыты во всех городах и в ряде сельских районов, что максимально приближает учреждения к месту проживания семей. С одной стороны, ребенок интегрируется в общество, а с другой - у родителей появилась возможность работать. Сейчас проблемами комплексной реабилитации детей с особыми нуждами, кроме медицинских учреждений, занимаются свыше 20 центров социальной реабилитации, 48 центров социальной помощи «Семья», 13 центров диагностики и консультирования детей. В 2011 году различные виды социальных услуг получили 2342 ребенка с ограниченными возможностями.
- Что представляет собой современная структура центров помощи семье и детям?
- Сейчас в Самарской области функционирует 115 учреждений, это центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями и центры диагностики и консультирования.
Комплексная работа открыла дополнительные возможности не только для защиты прав и интересов детей, но и для расширения спектра услуг, оказываемых специалистами центров по снижению рисков социального сиротства и безнадзорности детей. Для подростков предусмотрена организация их занятости, профессиональная подготовка, помощь в трудоустройстве. Профилактическая работа, которая проводится отделениями дневного пребывания, позволяет дополнить воспитательный ресурс семьи и устранить факторы, провоцирующие негативные явления. Так, в 2011 году социальная помощь оказана 1095 детям. Ценность комплексной концепции заключается и в междисциплинарном подходе к проблемам, команда специалистов работает в едином информационном поле. Это дает возможность оперативно и профессионально решать все вопросы.
- Новому министерству предстоит осуществлять демографические инициативы власти. Честно говоря, трудно представить, как можно повлиять на рост рождаемости, если не брать во внимание определенные финансовые стимулы?
- Есть такая теория «парадигма помех», согласно которой модель семьи рассматривается как элемент модернизации всего общества. Оценка демографических процессов нужна, чтобы в соответствии с ними стабилизировать экономическую ситуацию. Все, что связано с семьей и качеством жизни человека, должно стать во главе приоритетов государства. В то же время, нужно уходить от потребительских ценностей, потому что дилемма: дети или материальное благополучие – мягко говоря, свидетельствует о деформации в сознании людей, так как это несопоставимые категории. В регионе есть потенциал для демографического развития, есть ученые, которые занимаются этими вопросами, мы будем привлекать их к совместной работе над стратегической задачей нового министерства. В то же время мы знаем, что есть некоторые демографические составляющие, на которые можно существенно повлиять.
В нашей области, например, показатели младенческой смертности значительно ниже, чем в соседних регионах, и в то же время увеличивается средняя продолжительность жизни, кроме того, губерния привлекательна для миграционных процессов, которые также влияют на демографические индикаторы. Есть управляемые факторы, и опять-таки мы будем действовать, исходя из существующих тенденций. Самое главное, у семьи должна быть уверенность в завтрашнем дне.
- А как вы относитесь к формулировке «День защиты детей»?
- От кого мы защищаем детей? К сожалению, негативные процессы есть в любых формациях, другое дело - в какой пропорции. В нашей ситуации нужна консолидация всего общества, в том числе и участие бизнес-класса, потому что от проблем социального характера невозможно оградиться высоким забором. Этот день – напоминание обществу об ответственности каждого за то, в каком мире мы будем жить завтра.

Источник: www.vkonline.ru

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Вячеслав Гусев 17 апреля 2024 02:41 В Самаре "забыли" переселить ветерана Великой Отечественной войны

А чо данные служители ащё работают? Хамилие как укажите, страна должна знать своих героев! А их начальник кабинет освоил?

Наталия Ковалева 16 апреля 2024 13:50 До 20 тыс. рублей: в Самарской области ввели штрафы для тех, кто подкармливает животных

А Вы знаете сколько безобразия из-за этих подкормок? Вы знаете сколько "просело" на тему и калечит животных из-за выгоды? Фотографии нужны ведь реальные. Жалостливые фотки - сбор денег. Хотя бы глаза собакам и кошкам так называемые зоозощитники прекратят выкалывать. 90 процентов - висят на теме. Копейки нельзя давать! Только так можно прекратить это кошмар! Как только Добреньким прикидывается - под подозрение. А как собираются, вон кота Твикса искали, моментально 300 зоозощитников собралось, и несколько дней бродили - что они делали, куда ходили - неизвестно. Что это за группы товарищей? Под "маской" поисков то. Реальные зоозощитники поймут ужас ситуации по лечению животных, ради наживы. Их, кстати, не так и много. И,кошка кушает мышек и крысок и змеек, сидит себе в подъезде и никуда не шарахается. Путевая кошка прокормиться, пищи полно и нормальных котят воспитает и спрячется. (У неё риск в лапы любителей животных попасть, ну и под птиц, стаи собак, волков.) Прячется - шанс есть. Попасть под зоозощитников - шанса нет. Денег нечего им давать и помогать и всё. Вот зачем спасать кошку без глаз и ног, усыпить, закончить страдания, это же не их животное, а вот только нашли (хуже, если сами сделали). Им пофиг - собирают средства. И всё под Маской "хорошести", задолбали животных. Отстаньте от них. Нечего кормить - согласна. И зоозощитников нечего кормить!

Наталия Ковалева 16 апреля 2024 13:38 До 20 тыс. рублей: в Самарской области ввели штрафы для тех, кто подкармливает животных

А какая разница стае, ребенок или котенок? Зачем прикармливать вообще? Змей полно, они на кошачий корм идут, совершенно спокойно пролезут по коммуникациям. Пока из унитазов не полезу, видимо не поверят) гугл можно почитать. Согласна полностью, безобразие нужно прекращать, штрафы. Самара! Круто! Сейчас ещё девушке выше отвечу на Камент.

Ксюшка Продан 13 апреля 2024 05:48 В Самаре сгорела подстанция на Мехзаводе

Я видела это был не пожар, а взрыв

Виктор Шашков 10 апреля 2024 12:49 До 20 тыс. рублей: в Самарской области ввели штрафы для тех, кто подкармливает животных

Кто-нибудь из аналитиков прогнозировал варианты, которыми могут закониться подобные эксперименты со стайными хищниками, обитающими в ареале человека? Вангуется мне, что оштрафуют несколько кастрюлесоцев... Резко сократится кормёжка. Но тогда голодающие стаи станут просто охотиться за наименее слабыми особями социума - за детьми. За покусы - администрация разорится расплачиваться идо них дойдёт - нетсамоходных прищепок - и нет проблем. Хорошо ещё если летальных случаев не будет!

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1