В конце прошлой недели СМИ впервые за много лет получили возможность осмотреть предварительные результаты реставрации особняка Курлиной. Экскурсию по интерьерам шедевра стиля модерн провел историк моды, театральный художник и известный общественный деятель Александр Васильев.
Экскурсия началась с рассказа Александра Васильева об истоках стиля модерн в Европе. Группа передвигалась из одной комнаты особняка в другую. Историк моды рассказывал о назначении помещений, о мебели, которая могла там располагаться, и ее возможной расстановке, о декоре и его происхождении, приводил примеры европейских особняков стиля модерн, декоративное оформление которых, по мнению историка, перекликается с самарским произведением.
О реставрации, которая вот-вот должна завершиться, и качестве проводимых работ Васильев не рассказывал. Экскурсия носила скорее культурологический характер и была полезна не только СМИ, но и работникам Музея модерна, которым вскоре придется самостоятельно водить по особняку группы посетителей. Можно сказать, что историк моды устроил своего рода мастер-класс по проведению экскурсий в интерьерах уникального здания.
Группа осмотрела все три этажа, включая подвальное со знаменитой расстрельной стеной, у которой, по одной из версий, чешская контрразведка расстреливала пленных красноармейцев. Александр Васильев рассказал и о проблемах, связанных с изучением истории особняка и внешнего вида его интерьеров. Дело в том, что не сохранилось практически ни одной фотографии внутреннего интерьера здания до революции. Нет здесь и оригинальных предметов мебели, т.е. исследователи и реконструкторы могут только догадываться, как могли выглядеть апартаменты богатых купцов в оригинале.
Сотрудники музея имени Алабина и сам Александр Васильев уверены, что архивные фотографии обязательно должны были сохраниться, как и предметы быта семейства Курлиных. Историк моды считает, что фотографии могут храниться в альбомах, но их владельцы не подозревают о том, что сделаны они в Самаре, в усадьбе Курлиной.
Таким же образом могут быть найдены и предметы мебели. "Назначение некоторых комнат мы, может, никогда не узнаем, пока не найдем того альбома, который здесь был отснят. Я верю, что эти фотографии живы, и они лежат в архивах, в частных коллекциях. Люди смотрят и говорят: "А мы не знаем, где это". Для того, чтобы узнать, мы должны как можно больше опубликовать в Интернете про дом Курлиных, про внутреннее убранство сейчас. По окнам и дверям люди могут опознать интерьеры особняка на фотографиях", - считает Александр Васильев.
Последние комментарии
Работу по спасению памятника начали гораздо раньше. Виталий тому свидетель. Но главное результат. Объект жив и полезен России.
Объект должен жить! И это здорово!
Стоит порадоваться за благое дело!
Стоит пожелать удачи Галерее
Дело хорошее но много волосатых лапок...