Вступление России в ВТО меняет правила игры не только для производителей, но и для продавцов их продукции. О том, почему европейские бренды не спешат на губернский рынок и в каком состоянии сейчас находятся местные игроки, рассказал новый директор Средне-Волжского филиала X5 Retail Group Артем Спиваков.
- Каковы итоги прошлого года для Средне-Волжского филиала X5 Retail Group и какие задачи стоят в 2013 году?
- В 2012 г. нам удалось открыть 23 магазина разных форматов ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") в Самарской области. Тем самым свои цели по открытию мы достигли, но могли открыть и больше.
На 2013 г. поставлены близкие цели – открыть несколько десятков магазинов. В большей степени пока мы открываем магазины в крупных городах. Это Самара, Тольятти, Сызрань, Чапаевск, Новокуйбышевск. Но, естественно, больше хотелось бы охватить районные центры области. Практически везде уже есть "Магнит", а мы пока представлены не везде. Так что для экспансии простора много, да и до доли 25% на рынке еще далеко.
- Что мешает развиваться?
- Серьезная проблема развития рынка - человеческий фактор. Игроков рынка и магазинов все больше, а кадровый ресурс не бесконечен. Качественный уровень кандидатов падает. Приходится дополнительно обучать кадры. В некоторых случаях процесс "дошлифовки" кадров растягивается до года. Все это время проблемы на себе ощущает наш покупатель, что не есть хорошо.
Все процессы в магазинах постоянно оптимизируются, нагрузка на одного человека растет, и новичок в этой системе, увидев все это, как правило, не выдерживает. Особая проблема - административный персонал. Процент людей, которые "с улицы" пришли на руководящие должности и остались в компании, очень мал. Кадровый кризис особенно заметен в процессе обучения. Как правило, хорошо, если из группы обучающихся в 25 человек в конце остаются шестеро. Причем еще вопрос, сколько из них останется работать после того, как они "окунутся" в работу реального магазина.
- Как решаете кадровую проблему?
- За счет аутстаффинга, то есть привлечения персонала из других стран, студентов. Но все же удобнее работать с местными, постоянными кадрами. Это удобнее и покупателям (у такого персонала можно что-то спросить), и магазину - такой персонал больше мотивирован на качественную работу, поскольку имеет перспективы развития внутри компании.
- Какая сейчас ситуация со свободными площадками?
- Это еще один сдерживающий фактор развития. Дефицит площадок заставляет пересматривать свое отношение к стандартам магазинов. Если раньше мы говорили, что нам нужно 300-350 кв. м на торговый зал, то сейчас уже понимаем, что где-то можно взять и меньше, где-то у дома поставить магазин. Ритейлеры сегодня борются практически за любую выгодную точку.
Развиваться через постройку собственных помещений тоже непросто, особенно в Самаре - здесь практически нет подходящих свободных земельных участков. В этом плане областная столица в серьезном контрасте с Тольятти, где есть крупные гипермаркеты федеральных игроков. Экспансия со стороны новых игроков и активное развитие ритейла в регионе подогревают цены на коммерческую недвижимость, причем зачастую необоснованно. Ведь если количество магазинов увеличивается, то и товарооборот размывается. Если раньше один магазин приносил некую сумму прибыли, то теперь их пять, и каждый дает в два-три раза меньше. По-хорошему, и аренда должна уменьшаться, чтобы экономика объектов выдерживала. По факту же цены только растут и растут - на владельцев площадей подобные аргументы не действуют.
- Каков потенциал развития рынка?
- В нашей стране потенциал развития ритейла еще очень большой. Единственный город, который близок по насыщенности магазинами к европейским показателям, - это Санкт-Петербург. Там порядка 40 гипермаркетов, а может быть, уже и больше. Но это все равно меньше, чем в Европе, где, выходя из гипермаркета, прямо у дверей вы можете встретить другой гипермаркет.
- Соответственно, и уровень конкуренции там совершенно другой?
- В первую очередь, идет конкуренция за счет собственных продуктов. За границей в каждой сети свои торговые марки, которые занимают 70-90% ассортимента. Люди приходят в магазин за конкретным товаром, который не смогут найти в другом. В России же пока товары примерно одинаковые во всех магазинах, и конкуренция сводится к снижению цен.
- У российских ритейлеров тоже есть собственные торговые марки. Как ситуация с ними?
- В плане собственных торговых марок на региональном рынке лучше всех позиции у "Магнита". В столичном регионе, наоборот, наши позиции более уверенные.
Есть бренд "Красная цена", под которым продаются самые дешевые хлеб и молоко. Когда в столице "Красная цена" только появилась, в магазинах были представлены еще пять-шесть игроков, но через год за счет цен и качества "Красная цена" вытеснила их всех. Чтобы также произошло и в Самарской области, нужен сильный местный игрок, способный обеспечить продукцией весь Приволжский регион. Это гарантированный объем, масштабный заказ. Но пока желающих взяться за этот проект нет. Существующие независимые заводы не горят желанием модернизировать оборудование под наши стандарты, а все остальные уже подобрали себе холдинги.
- Почему местные заводы не хотят работать с сетями?
- В совместной работе есть ряд проблем. Первая из них - качество. Мы идем от покупателя. Что покупателю нужно, то мы и заводим. Но очень часто видим: есть продукт, который нужен покупателю, наш коммерческий департамент связывается с производителем. В итоге переговоры затягиваются, они могут вестись полгода, в некоторых случаях год: то бухгалтера нет, то директор в отпуске, то он сменился...
Или, бывает, приходят: "Мы хотим работать". Приносят качественный товар, договариваемся о совместной работе. Начинаются поставки, наши "качественники" берут товар с полок, а там ничего общего с тем, что показывали. Поставщики, из-за того что не могут обеспечить объемы, начинают фальсифицировать продукцию, удешевлять ее. А у нас выбирает покупатель. Если качество товара стабильно низкое, его не будут брать, а значит, рано или поздно он выйдет из ассортимента.
- Кого из местных производителей можете выделить?
- Самарская область - крупный регион, казалось бы, при этом и очень развитый. Но самом деле не все так. Местному рынку не хватает таких продуктов, как мясо и птица. Практически весь ассортимент этих товаров, представленный в наших магазинах, привозной. Есть немного "Обшаровки", чуть-чуть "Тольяттинской птицефабрики" (одни названия остались), а по факту производители не обеспечивают нужных объемов, достаточных для бесперебойного снабжения всех магазинов торговой сети. В наших магазинах местные продукты - это так называемый "фреш": фрукты, овощи, хлебобулочная продукция, молоко, колбасные изделия. Конечно, есть отдельные исключения. Например, та же самая Пестравка: еще несколько лет назад "Пестравский молокозавод" никто не знал, а "Юнимилк" целиком диктовал местному рынку свои условия. А сейчас появилась альтернатива.
- Может ли конкуренция в рамках ВТО заставить "оживиться" местных игроков?
- Конечно, можно заполонить полки наших магазинов товарами из-за границы в больших, красивых упаковках. Можно даже закупить их очень дешево. Но если они будут некачественные, это все пролежит до конца своего срока годности и благополучно будет списано - их просто не будут покупать. Покупатели предпочтут проверенную местную продукцию. Наверное, поэтому масштабной экспансии пока нет.
Хотя я не исключаю, что иностранные игроки будут пробовать заходить на рынок. В первую очередь, у них есть перспективы в тех регионах, где слабо представлены местные производители. Например, у иностранных производителей колбасных изделий есть шансы в регионах, где нет собственного производства колбас и где едят сейчас завозные продукты от "Царицыно" и "Микояна". Есть шанс заместить эти бренды, особенно если все это будет еще подкреплено масштабной рекламой и дегустациями. Удачные примеры экспансии были и до ВТО. Ведь, например, еще недавно мы совершенно не знали технику Borg. А теперь техника этой марки стоит под 50 тыс. руб., и ее покупают.
- Как будет меняться сам ритейл в ВТО? Какую планку задает европейский рынок?
- Все жизненные процессы, однозначно, будут оптимизироваться. В пример можно привести стандартный немецкий гипермаркет, где работает всего шесть человек.
Ночью в магазин приезжает фура, человек, который привез продукцию, открывает сам магазин, завозит на тележках продукцию. В пять утра приходят сотрудники. Весь товар уже в шоу-боксах: его нужно только вставить в витрины, освободив от упаковки. Выложили на прилавки и торгуют. Просрочку товаров проверяет специально нанятая компания, а не персонал. Это идеал оптимизации процессов на сегодняшний день.
Последние комментарии
Это что получается, суд поддержал отъем проданной земли? Добро пожаловать в 90-е?
ух Самара городок! красивые девы в пятерочке живут, оказывается!
уничтожали лобстеров путём поедания? )))
отравленные поди))
Так сказали нам статисты из минэконоиразвития. Почему, что будет дальше происходить с ценами, они не знают.