Дочь известного самарского художника, ныне живущая в Париже и возглавляющая юридический отдел крупного промышленного холдинга, в память об отце решила организовать выставку его картин. Однако в процессе подготовки персональная экспозиция мемориального характера разрослась до амбициозного проекта под названием Global Russian Art, который поддерживают Госдума и Министерство культуры России. С 18 июля в галерее Art`et miss, что находится в богемном парижском квартале Марэ, можно будет застать работы шести художников из Москвы и Самары. Выставка получила название "Открытие. Диалог Россия - Европа".
Шесть русских мушкетеров
- Итак, была идея сделать выставку памяти отца...
- Именно так, но потом о проекте узнал и проявил к нему большой интерес ученик моего папы, друг семьи и замечательный московский художник Михаил Шаньков. Затем к участию в выставке пригласили других талантливых художников, в результате будут представлены шесть живописцев.
- Они все художники-реалисты?
- Наталья Зайцева и Андрей Уделов ближе к импрессионизму. У них работы "настроенческие" - с размытыми контурами, прозрачным светом, что характерно для импрессионистов. У моего отца и Михаила Шанькова - ближе к классическим канонам.
- Алла Шахматова тоже оказалась в компании...
- Да, еще будучи владельцем галереи "Меридиан", она неоднократно проводила выставки отца. Сама она пишет работы тоже отчасти импрессионистские - знаю, она любит полевые цветы, крупные мазки, яркие и чистые цвета... Шестой художник - еще один самарец, Владимир Романов. У него отличная техника и очень узнаваемый стиль. Хорошо удаются ему крупные пейзажи со сложной композицией, деревенские виды. С водой и отражениями он очень любит работать...
- Вы следите за тем, что происходит в самарской живописи?
- У меня остались контакты друзей отца. Когда доводится с ними общаться, они что-то рассказывают. Вот, например, слышала, Наталья Зайцева приобрела немалую известность в Москве среди коллекционеров. Поэтому я очень рада, что она участвует в нашем проекте. В целом, конечно, я не очень много знаю.
- Самарские герои contemporary art вам знакомы? Они ведь тоже в Европе выставляются.
- Дело в том, что современное искусство меня не очень волнует. Меня с детства окружали художники, работающие в реалистическом стиле. Их работу я могу оценить с точки зрения профессионализма и души, которая вложена в труд. А современное искусство в основном интересно транслируемой идеей, и мне кажется, что в 90% случаев авторам не удается ее передать. Или просто мне трудно увидеть ценность того или иного арт-объекта. Поймите правильно, я их уважаю, но мне такое искусство сложно понять. Выставлять его я, наверное, не смогла бы.
- У вас есть художественное образование?
- Я закончила художественную школу, и мне очень нравится писать. Сейчас, правда, не удается посвящать этому занятию достаточно времени. Кроме того, мне всегда было сложно перешагнуть через внутренний барьер и начать заниматься этим серьезно. Когда отец очень талантлив и, может быть, даже гениален, ты видишь, как он работает, а потом смотришь, что получается у тебя, и думаешь: когда же я смогу ну хоть немного приблизиться? Многим детям художников это, конечно, не мешает, но у меня не получилось сделать живопись профессией. А вот экспозициями мне очень интересно заниматься.
- То есть не в первый раз уже?
- До этого я готовила папины персональные выставки. Но масштабным проектом, который поддерживает Министерство культуры РФ и Госдума РФ, мне доводится заниматься впервые. Пока все складывается удачно, и мы уже планируем проводить подобные выставки ежегодно. Сейчас формируется сильный экспертный совет, который поможет оценить работы художников, и на него тоже есть надежда.
- Нельзя ли подробнее?
- Например, в него вошел представитель комитета по делам общественных организаций Ярослав Нилов. С французской стороны там есть господин Рене Гера, очень известный коллекционер, председатель ассоциации по сохранению русского культурного наследия во Франции. Искусствоведы, общественные деятели, коллекционеры... Мы разослали много писем и получили достаточно положительных ответов.
- Парижские искусствоведы и коллекционеры заинтригованы?
- Думаю, да. Во-первых, мнение мсье Гера имеет большой вес в творческом сообществе. Во-вторых, у нас есть эксперт, представляющий аукционный дом MacDougall`s, который поможет оценить работы с профессиональной точки зрения, с учетом конъюнктуры Франции. Думаю, многие ключевые деятели мира искусства не пропустят нашу выставку.
- Какие картины отца вы намерены выставить?
- Хочется показать многогранность отца как художника, и прежде всего представить его как замечательного акварелиста - в наше время это редко встречается. Акварелью он писал крупные картины, что очень сложно, поскольку создаются они на одном вдохе, ничего поправить нельзя. Еще мы взяли несколько работ маслом. Например, сельские пейзажи, которые, на мой взгляд, удавались ему лучше всего. Некоторые из них отец писал в Ростовской области, в казацких станицах, а некоторые - у нас, в Самарской. К сожалению, на этот раз не удалось показать такую важную грань его творчества, как религиозная живопись. Возникли сложности с вывозом икон за границу.
Вообще же у отца есть работы и гуашью, и пастельными мелками, и графитом. Помню, как он увлекся акриловыми красками, когда о них еще мало кто знал... Брат ему их прислал из Америки, и он радовался как ребенок. Одно время ни с какими иными красками папу видеть было нельзя. Ему всегда было интересно новое. Но на выставке все сразу мы показать не можем - все-таки шесть художников, а площадь ограничена.
Арт-пространство Парижа
- Расскажите о галерее Art`et miss. Судя по сайту, там любят русских художников.
- Да, мы учитывали этот критерий, когда выбирали помещение. Но вообще-то у нас было немного времени для сомнений. В Париже, где арт-пространство очень насыщено событиями, выставки в некоторых галереях планируются за год или больше. Мы же начали подготовку за полгода, что существенно сузило наш выбор. Art`et miss находится в Марэ, самом богемном районе Парижа, рядом с музеем Пикассо. И там много публики, интересующейся живописью. Руководитель Art`et miss с большим энтузиазмом отнеслась к нашему проекту, во всем идет нам навстречу, так что мы очень довольны таким сотрудничеством. И художники наши рады хорошо зонированному помещению. В нем пять залов, и мы сможем разместить картины так, чтобы никто никому не мешал.
Кстати, я говорю "мы", поскольку выставку делаю не одна, а вместе с коллегой Ольгой Матюшиной. Если я ответственна за административную составляющую, то она занимается информационной: формированием экспертного совета, связью со СМИ здесь, во Франции, PR и прочим.
- Тяжело это - делать выставку в чужой стране?
- Не настолько. Французы проявляют большой интерес к русскому искусству. Многие коллекционеры уже охотно откликнулись на приглашения. Плюс в Париже очень много русских. Все, конечно же, друг друга знают, и новость о том, что мы делаем такой проект, быстро распространилась. Надеюсь, выставка будет посещаемой. Главное, чтобы людям понравилось и чтобы художники, заинтересованные в том числе в коммерческой успешности, тоже не были огорчены. Но особенно я буду довольна, если удастся продолжить начатое в следующем году.
Родился в 1939 г. на хуторе Литвинов Ростовской области. В 1965-1968 гг. учился в Ростовском художественном училище им. М.Б. Грекова. По окончании училища был направлен в Куйбышевский театр оперы и балета художником-исполнителем. С 1972 по 1982 гг. работал преподавателем и заведующим учебной частью в детской художественной школе Самары. С 1982 по 1992 гг. работал в Художественном фонде Союза художников Самары.
С 1990 г. с благословения Владыки Самарского Иоанна занимался написанием икон для иконостасов, настенных росписей в церквах Самарской, Оренбургской, Волгоградской и Московской областей. С 1969 г. принимал участие в городских и региональных выставках. Работы художника находятся в частных коллекциях в Германии, Швейцарии, США и Израиле.
Последние комментарии
Работу по спасению памятника начали гораздо раньше. Виталий тому свидетель. Но главное результат. Объект жив и полезен России.
Объект должен жить! И это здорово!
Стоит порадоваться за благое дело!
Стоит пожелать удачи Галерее
Дело хорошее но много волосатых лапок...