В Самарской филармонии 13 октября состоялся концерт "Пять великих скрипок" камерного оркестра Volga Philharmonic под управлением дирижера и солиста Дмитрия Когана. Этим вечером и завершился III международный фестиваль "Дни Высокой музыки в Самаре".
В филармонию на концерт Дмитрия Когана собралось зрителей, что детей на елку. Что-то неуловимо новогоднее было и в атмосфере вечера. Появление маэстро с маленькой Амати в руках было встречено аплодисментами.
Каждую из великих скрипок Дмитрий Коган представлял как добрую знакомую, как старинного друга, с удивительной судьбой и с индивидуальным голосом. Амати - самая старшая из представленных скрипок, она была создана братьями Антонио и Джираламо Амати в 1595 году. Она открыла концерт произведением Моцарта. Инструмент обладает мягким серебристым тембром, не очень громким, поскольку концерты во времена Амати проходили в небольших камерных залах и она была создана для своего времени. "Зиму" из цикла "Времена года" Антонио Вивальди маэстро Коган предпочел исполнить на скрипке мастера Джованни Батиста Гваданини. "Инструменты этого мастера повторяют модель Страдивари, но они более мужские, суровые и холодные", - сказал маэстро.
Третьей в концерте зазвучала француженка 1852 г., созданная Жаном Батистом Вильомом. Мастер всегда мечтал создать инструмент, не уступающий творениям Страдивари, и отчасти это ему удалось. Эксперты до сих пор с трудом отличают копию Вильома от оригинала. Они похожи и по форме, и по лаку, единственное, что их отличает, - это тембр. У французской скрипки тембр открытый и звонкий, но в нем не хватает того "кремонского золота", которое отличает инструменты итальянских мастеров. Страдивари же сумел создать уникальную модель, с тембром, который никто так и не сумел повторить. Он прожил долгую и счастливую жизнь, достигнув признания еще при жизни, и умер, окруженный учениками, любящими детьми и внуками. И это ощущение счастья отражается в звуке, в тембре, который несет с собой удивительную гармонию.
И совершенно иная судьба постигла другого великого мастера, Джузеппе Гварнери. Он умер в нищете и безвестности в возрасте 40 лет и только спустя столетие получил известность, во многом благодаря тому, что на его скрипке начал играть Никколо Паганини.
На каждом из представленных инструментов Коган исполнил гораздо большее число произведений, чем было заявлено в основной программе. Но более всего выпало на долю скрипки работы Гварнери, который и создавал инструмент на будущие времена, на большие концертные залы. Именно в этих залах инструмент раскрывает свою фантастическую мощь. После того как оркестр Volga Philharmonic и маэстро Коган сыграли на бис и во второй, и в третий раз, а публика никак не отпускала, зазвучал марш Прокофьева, как нельзя лучше раскрывающий возможности скрипки. А потом было и "Либер-танго" Пьяццоллы. И последним стал "Венецианский карнавал" Паганини, в котором Дмитрий Коган, вступая в сольную партию, вновь представил каждую из скрипок: Амати, Гваданини, Вильом, Страдивари, Гварнери.
Последние комментарии
Дорогое удовольствие...
Знаковое мероприятие.
"Напор и мощь игры виолончелиста великолепно сочетались с нежной, прозрачной и легкой манерой органистки." Вот-вот. Ощущение было, что день рождения виолончели, а не органа.
Молодцы!
Так ведь такие люди как Куликов делают своё дело не требуя награды а от души!!! И наша с вами положительная оценка его трудов и поддержка - для него самая высокая награда!!!