Результаты проведенного редакцией "АПК&Пищепром" лабораторного исследования качества молочных продуктов, продающихся в самарских магазинах, шокируют. Под видом одного товара доверчивому покупателю нередко подсовывают совершенно другой.
Молоко - любимый продукт миллионов россиян, и самарцы здесь не исключение. Придя в магазин, потребитель видит на полках продукцию самых разных производителей, в различной упаковке и по самым разным ценам. Мало кто задумывается над тем, что же содержится внутри бутылки или пакета с привычной с детства надписью "молоко".
Надо понимать, что в принципе назвать свой товар молоком может только производитель, чья продукция изготовлена из натурального сырья. А вот если в технологическом процессе допущены какие-либо упрощения или использованы заменители натуральных компонентов, то такая продукция, внешне мало отличимая от оригинала, должна называться "молочный напиток". Понятно, что, глядя на бутылку с надписью "молоко" и такую же, но с надписью "молочный напиток", большинство покупателей выберет первую, пусть даже она и несколько дороже.
Мы решили выяснить, соблюдают ли различные производители требования действующего в стране молочного регламента. Для этого купленные нами в одном из самарских магазинов шесть образцов продукции разных молокозаводов (по три местных и из других регионов) были отправлены на испытание в лабораторию ФБУ "Самарский ЦСМ".
Мы не стали тестировать продукцию на микрофлору, так как часто ее появление - вина не производителя, а не соблюдающего технологию хранения и перевозки ритейлера. Мы проверили только содержание животных жиров, которые в обязательном порядке должны присутствовать в коровьем молоке. В идеале, если на упаковке указано 3,2% жирности, то 100% в этих 3,2% должны быть именно животного происхождения, что означает, что молоко натуральное, т.е. настоящее.
Результаты испытаний нас, признаться, удивили. Все три продукта, изготовленные за пределами региона, оказались не соответствующими своему наименованию. Так, в продукции, заявленной как "молоко 3,2%", продающейся под торговыми марками "Молокофф" (от ООО "Молочная компания "Молокофф плюс") и "Моя Маруся" (от ОАО "Фотида"), содержалось 97,1% растительного жира. Это значит, что вместо заявленной жирности в 3,2% на пакете было бы честнее написать "молоко 0,09%". А вот в "молоке 3,2%", изготовленном ЗАО "Алев" под торговой маркой "Заволжский", молочного жира не было обнаружено вовсе.
Местные производители, напротив, порадовали полным соответствием техрегламенту. А именно: молоко 3,5%, изготовленное молочным комбинатом "Самаралакто", молоко 3,2%, изготовленное ООО "Маслозавод "Пестравский", молоко 2,5%, изготовленное ООО "Красноярское молоко", показали одинаковый результат - состав и соотношение жирных кислот жировой фазы соответствуют соотношению жирных кислот молочного жира.
Попытаемся разобраться, почему такое оказалось возможно и кто и как должен контролировать качество продуктов питания.
Для того чтобы продавать населению продукты питания, производитель должен в обязательном порядке пройти сертификацию на соответствие своей продукции действующему ГОСТу. Для этого предприятие вырабатывает образец продукции и сдает его на проверку в аттестованную лабораторию, которая работает в рамках структуры Центра стандартизации и метрологии.
Если отклонений от госстандарта в образце нет, то производитель получает сертификат соответствия. В принципе, это все. Больше существующая система не предполагает ровном счетом ничего. И если работники некоего сыродельного завода сами не выложат в Youtube ролики о том, как они купаются в чане с молоком, то потребитель никогда и не узнает, что он на самом деле ест. Или пьет.
Конечно, в задачи Роспотребнадзора входит проверка качества продукции в магазинах, а также в целом защита прав потребителей. Однако, согласно относительно действующим правилам, никакие проверки не могут проходить чаще, чем один раз в три года по инициативе надзорных органов. Внеплановые проверки возможны только после обращения потребителя или по решению суда.
Как нам пояснил Александр Гордеев, председатель правления тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей "Щит", в случае если потребитель заподозрил некачественные продукты питания, то он может за свой собственный счет сдать в оригинальной упаковке неоткрытый продукт питания на анализ в сертифицированную лабораторию.
"Абсурдность ситуации заключается в том, что, открыв одну банку протухшего кефира или воняющую машинным маслом пачку сливочного масла, потребитель должен иметь в запасе точно такую же для целей сдачи на анализ, - иронизирует Александр Гордеев. - Полный анализ обойдется потребителю не менее чем в 3 тыс. руб., что служит неким порогом вхождения в сферу жалоб на продукты питания. Нищий пенсионер с этой системой тягаться, скорее всего, не будет".
По факту получения заключения, подтверждающего опасения, на нарушение в составе продукта питания, потребитель может обратиться в суд на возмещение прямых, косвенных и моральных издержек. На практике потребителю при самом благоприятном исходе дела присуждается компенсация в размере стоимости дефектного продукта питания, стоимости анализа и немного сверху на компенсацию моральных издержек.
Получается, что никто в стране не проводит системного постоянного мониторинга, т.е. постоянного рутинного отслеживания качества продукции, лежащей на прилавках магазинов. В результате производитель имеет возможность отдать на сертификацию одну продукцию, а производить другую, так как система проверок носит уведомительный характер и проверяет способность производителя в демонстрационных целях произвести продукцию нужного качества.
Каков же выход из создавшейся ситуации?
По мнению ряда экспертов, решение проблемы лежит в плоскости ужесточения и усиления санкций воздействия на недобросовестных производителей и розничных продавцов.
В ряде регионов страны пошли путем создания системы мониторинга продуктов питания за счет региональных средств. Причем, "несмотря на то что мониторинг носит уведомительный характер, он эффективен", считает заместитель руководителя Россельхознадзора Владимир Кооп. Это позволяет, не меняя системы, держать под контролем деятельность производителей продуктов питания.
По мнению руководителя департамента производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания Юрия Григоревского, "управлению Роспотребнадзора необходимо разрешить проводить внеплановые проверки, а не только уведомительные".
Продуктовый ритейл также видит проблему и старается решить ее собственными силами. Директор Волжского дивизиона X5 Retail Group Артем Спиваков сообщил, что продукты питания проверяются в несколько этапов: до ввода в ассортимент, во время хранения на складе, транспортировки в магазины и при непосредственной реализации продукции. "Сотрудники отдела контроля качества продукции проводят лабораторные исследования в независимых аккредитованных лабораториях, проверяют, соответствует ли информация, заявленная производителем на этикетке, реальному составу продукта", - рассказал Артем Спиваков.
По его мнению, система качества должна быть многоуровневой, ее нельзя замыкать на одном участнике цепочки. "То есть контроль должен быть со стороны органов госвласти, надзорных организаций, самих производителей и, конечно же, торговых сетей, т.к. все стороны заинтересованы в производстве и реализации высококачественной продукции в стране, области, городе".
Владимир Кооп, заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору управления Россельхознадзора по Самарской области:
- Я считаю, что решение о проведении мониторинга продуктов питания в розничных сетях и выделении средств должно быть принято и в нашей области на уровне губернской думы. Поручить выполнять эту работу можно ветлабораториям. Именно их специалисты имеют должную квалификацию, навык проведения соответствующих тестов и выдачи компетентных заключений. Главное, чтобы было соблюдено право потребителя знать, какую продукцию он потребляет. Это вопрос жизни и здоровья граждан.
Николай Яковлев, индивидуальный предприниматель:
- Существуют проблемы с поставками качественного мяса на мясокомбинаты, поэтому случается такое, что, например, привозят грудинку - и видно, что содержание шпика в ней выше нормы. Сразу видно, что не по ГОСТу сделано. Мы не вскрываем упаковку, звоним торговому представителю и предъявляем претензии, просим заменить и всегда добиваемся своего. Если же товар таков, что внутрь ему не заглянешь (например, мороженое, куда вместо натурального ванилина могут положить искусственный), то в этом случае мы полностью доверяемся тому факту, что товар - от известного проверенного производителя и на него есть сертификат качества, ветеринарное свидетельство.
Последние комментарии
А про пальмовое масло в этой шоколадной продукции эти потребители в курсе?
Веселый дядя. -Я, говорит, дольку купил за 350. -А отдал сколько? -100 отдал. - А почему так? -А началось - что началось? - денег потребовали.))) Я, говорит, трлько благо для завода делал. Взял свои 2,5 ярда и через завод отдал своим же конторам. Я- молодец. А на хуанхэ так делать, почему не напрямую? - вы ничего не понимаете, я эффективный менеджер. Вывод. Хотел кинуть самарских лохов, которые оказались не лохами. Я не прав?
Молодцы. Можно еще поехать в Подгоры к Андрею и Елене Замыцким. Они стремительно развиваются в аналогичном деле. Может полелятся секретами.
А цена какая будет?
И что дальше?