Космическую эстафету от прославленных коллективов ракето- и моторостроителей сегодня приняли инновационные лаборатории и центры аэрокосмического кластера. О проблемах и перспективах создания аэрокосмической техники и технологий Волга Ньюс рассказал директор Кластерного инжинирингового центра Самарской области Сергей Корнилов.
- Каким оборудованием и персоналом располагает инжиниринговый центр и какова специфика последних разработок?
- Наши лаборатории и центры оснащены сегодня всем необходимым оборудованием для того, чтобы заниматься проектированием и производством беспилотных авиационных комплексов, систем управления ими, предоставлением услуг в области дистанционного зондирования Земли. Мы координируем работу по созданию систем и элементов конструкций космических аппаратов, в том числе микро- и наноспутников. Занимаемся внедрением технологий "Завод будущего", включая отработку технологий на станках с ЧПУ. В этом году совместно со СГАУ и АО "РКЦ "Прогресс" стартует наша новая установка по имитации факторов космической среды. Большинство наших подразделений локализованы на базе инновационного бизнес-инкубатора Самарской области. Кадровая проблема, конечно, как и для всех, очень актуальна, но мы ее стараемся нивелировать тесным сотрудничеством с вузами и предприятиями аэрокосмического кластера.
- Первая ракета с космодрома Восточный вынесет на орбиту наноспутник, который разрабатывали студенты СГАУ. Инжиниринговый центр имеет отношение к его созданию?
- Как сказал мне научный руководитель центра испытаний и отработки систем наноспутников - без установленного по линии аэрокластера там оборудования и программного обеспечения наноспутник в "Союзе" был бы невозможен.
- Вы участвовали в прошлом году в Первом Евразийском аэрокосмическом конгрессе в Москве. Это крупное событие в аэрокосмической отрасли принесло ожидаемые результаты?
- Участие в форуме такого уровня дает возможность представить ресурсы Инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области профессиональному российскому и мировому сообществу. Инжиниринговый центр показал наши продукты, провел ряд встреч и переговоров, в ходе которых обсуждались новые направления сотрудничества. Так что в этом смысле все удалось. Главное - конгресс стал площадкой для общения с людьми, принимающими решения в мировой космической индустрии.
- А с точки зрения развития технологического сотрудничества, развития прорывных технологий конгресс был полезен?
- Безусловно, да. Из докладов и непосредственного общения с участниками конгресса очевидны не только текущий технологический уровень твоих партнеров или потенциальных конкурентов, но и свой собственный. Однако с внедрением новых технологий в аэрокосмической сфере в России есть определенные проблемы.
- Какие? Их нет? Их некому создать, внедрять? По какой причине?
- Дело в том, что, по большому счету, рынок товаров и услуг в космической сфере в России формируется медленно, точнее, медленно формируется механизм взаимодействия крупного и малого бизнеса. А самостоятельный выход на мировой рынок для малых и средних компаний практически закрыт. Специфика "аэрокосмического бизнеса" состоит в ресурсоемкости - финансовой, научной, временной.
У нас в инжиниринговом центре есть лаборатория по наноспутникам. И чисто теоретически мы понимаем, что потенциально рынок для наноспутников есть, но, во-первых, в долгосрочной перспективе и, во-вторых, нет гарантий инвестиций. И нет, к сожалению, кроме государства, такого инвестора, который бы взялся за финансирование коммерческих проектов в космической сфере. В России частный "космический" инвестор, по моему мнению, - это альтруист при деньгах, готовый с ними навсегда расстаться безвозвратно, т.е. по факту не инвестор, а меценат. Кроме того, например, у американских "космических инвесторов" есть серьезный основной бизнес. В 2011 году ежедневный оборот PayPal (Элон Маск) составлял 315 млн долл. По итогам 2013 года выручка составила 6,6 млрд долл., а у Amazon - 74 млрд. долларов. Для сравнения: у Газпрома выручка примерно 60 млрд долларов. Другой пример - в 2011 году выручка холдинга "Русские машины", куда входит наш "Авиакор", составила 3,140 млрд долл. при этом чистая прибыль - 100 млн. долларов. Вот и получается, что наши основные "космические инвесторы" - это Газпром и Роснефть.
У американских "космических инвесторов" ситуация несколько иная. Во-первых, у них есть бизнесы, которые дают возможность вкладывать в частный космос. И главное, во-вторых, и для США, и для Европы инвестор, выполняя определенную последовательность правильных действий, в 99,9% случаев получит положительный результат. На примере с аэрокосмосом это значит, что инвестор, который вложил несколько сот млн или млрд долл. в проект при условии, что он произведет продукт заданного качества, гарантированно получает заказы. В этой ситуации фактически гарантированного заказа при соответствии требованиям частный инвестор может пойти на "космический" эксперимент. При этом это долгосрочная гарантия. В данном случае мы можем говорить о стабильном спросе в 10-15-летней, а то и больше перспективе. В России это сейчас просто невозможно.
Например, формат планирования программ господдержки инновационных кластеров, к которым относится аэрокосмический кластер Самарской области, - год. Начинать крупный проект, на реализацию которого отпущено так мало времени, никто не будет. Мало этого, в рамках проекта нет гарантии сохранения первоначального бюджета. Я помню, в Самарской области был факт, когда в связи с кризисными явлениями было практически полностью остановлено финансирование по инновационной программе.
- Получается, у нас есть уникальные разработчики, есть потребность в инновационных продуктах и даже программы господдержки есть, а технологий нет?
- И технологии есть. Однако если бы программы господдержки были синхронизированы, результат был бы значительно выше. Зачем себя обманывать? Сейчас заниматься высокотехнологичными разработками можно только на государственные средства. В этом смысле господдержка инновационных кластеров (а сейчас еще и промышленных) очень важна. Но здесь, как про Македонского и воду: "… для меня слишком много, а для всех слишком мало…". Только мы, конечно, воду не выливаем, а пытаемся каждой каплей напиться.
- Высокотехнологичный бизнес похож на гадкого утенка, гонимого отовсюду. Но ведь он нужен стране, ее безопасности, наконец!
- Да, нет, не гонимый, наоборот во всех сферах желанный! Если говорить про аэрокосмическую отрасль, то здесь тоже есть проблемы. Лучше всего их описал в свое время С.П.Королев. Я как-то решил разыграть своих коллег и послал им от своего имени доклад С.П.Королева о проблемах развития космической отрасли. Так мне потом говорили, как правильно я все подметил. Конечно, я им признался, что подметил не я, а Сергей Павлович, и тогда, когда я еще и не родился!
Развитие новых технологий, высокотехнологичного бизнеса в аэрокосмической сфере - это вопрос управления аэрокосмической отраслью. Кстати, это одна из причин, по которой главным вопросом прошедшего в 2015 году Евразийского аэрокосмического конгресса был именно этот вопрос. Потому что реформируется не только управление "российским космосом", но и "европейским", и "китайским", и "американским" тоже.
- В июне этого года в Берлине пройдет международная аэрокосмическая выставка. Вы планируете принять в ней участие? С чем вы туда поедете?
- В рамках этого мероприятия мы традиционно организуем Евразийскую аэрокосмическую конференцию, которая проходит на базе Торгпредства России в Германии за день до начала берлинского мероприятия. Кроме того, непосредственно на самой выставке мы проводим В2В встречи с потенциальными и "старыми" партнерами. Зачастую подобные мероприятия - это единственный шанс спокойно и обстоятельно переговорить о возможном сотрудничестве с руководителями ведущих аэрокосмических предприятий и кластеров России и мира. Думаю, на конференции мы продолжим диалог, направленный на решение глобальных и прикладных задач управления мировой аэрокосмической отраслью.
На выставку мы планировали вывозить нашу авиационную лабораторию оперативного мониторинга Земли. Надеемся, что сумеем для этого привлечь необходимые финансовые ресурсы.
Последние комментарии
... удивительное - всегда рядом. Не, не переплюнули ИННОВАТОРЫ ... СУДЬБУ каспийского МОНСТРА и не переплюнут, зная элементарную физику - денежки ОСВОЯТ или их устроит карьерный рост.
... вроде я не лишён ФАНТАЗИИ, НО-но нашёл ценностей ПРИМЕНЕНИЯ В БЫТУ (возможно в неординарных СЛУЧАЯХ -вашему СТОЛУ ... от НАШЕГО СТОЛА ) ... только великолепие АРМЕЙСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ. ВОТ - мой проект Яндекс Университет 2035 ПРОЛЁТНЫЙ транспорт - в изоляции внимания, а ведь ЕСТЬ ...БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ.
Для выполнения авиасельхозработ необходим поршневой двигатель как наиболее приёмистый по сравнению с газотурбинным. Если конструкторы с "Прогресса" посмотрят самолёт Копейкина , который заменил двигатель М601 на поршневой отечественный двигатель М-14 на крыле от Л-410, то вариант "Рысачка" с М-14 будет отвечать политике импортозамещения.
Врать не хорошо. Никто никого не заставлял. И ничем не угрожали. Подписи ставят по собственному желанию.
я работаю на прогрессе и знаю какой там беспредел. вот только сегодня 20.02.18 г. приходили во все цеха и заставляли подписать бумагу в поддержку Кирилина. кто отказывался грозили сокращением или лишением премии. В заводе одни коррупционеры начиная с мастера и выше. как захотят так и зарплату закроют. блатным много не блатным кукиш!!!! а вы говорите что деньги начальство тырит. ВАГОНАМИ!!!!! Кидайте тапками. я сказал не всю правду.