Архитекторы виртуальной реальности, специалисты на стыке IT и медицины, программисты и инженеры нового поколения - эти и другие специальности могут стать востребованными в самом ближайшем будущем. И чтобы завтра не столкнуться с проблемами трудоустройства, профессионалы уже сейчас должны начать осваивать новые навыки и компетенции.
Центральная тема
Опрос, проведенный недавно на портале "Волга Ньюс", показал, что 88% респондентов готовы продолжать обучение в течение всей жизни. Согласитесь, показатель хороший, а главное — актуальный. Ведь сегодня, когда цифровая сфера развивается семимильными шагами, а потоки информации и скорость ее передачи растут, человеку необходимо постоянно держать свой разум в тонусе и развиваться в профессиональном плане. Этой теме была посвящена дискуссионная панель "Рынок труда. Качества и компетенции специалиста будущего", организованная в День кадровика центром обучения "ПРАТОН", исследовательской группой "Свободное мнение", порталом "Волга Ньюс" и общественно-политическим изданием "Волжская коммуна". За круглым столом собрались все, кто сегодня заинтересован в подготовке кадров, востребованных в экономике региона: представители органов власти, вузов, крупных компаний и учебных центров.
По мнению кандидата социологических наук, руководителя исследовательской группы "Свободное мнение" Ольги Олисовой, темы персонала будущего — это топовые темы последних двух лет. Среди наиболее актуальных тенденций, которые поднимают HR-специалисты в последнее время, эксперт отметила внедрение технологий и инноваций, которые меняют рынок труда уже сейчас. Мощным драйвером здесь, конечно, является государственная политика, в частности, указ президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в соответствии с которым цифровая экономика является одним из приоритетов.
Робот или человек?
Все мы знаем, что прогресс — это хорошо, но на рынке труда могут возникнуть определенные сложности. Ведь автоматизированное производство может утратить интерес к ряду компетенций трудящихся. Автоматизация — это выгодно. А интернет вещей, который уже сейчас прочно вошел в нашу повседневную жизнь, как технология производства обладает очень широкими возможностями. Новейшее цифровое оборудование сможет заменить две из четырех компетенций, к примеру, оператора котельной.
Безусловно, искусственный интеллект от года к году будет все сильнее влиять на выбор профессий, который делают выпускники. Но если говорить о ближайших пяти-семи годах, то ни о каких Скайнетах из фильмов о Терминаторе речи идти не может. И даже тот факт, что искусственный разум способен выиграть опытного гроссмейстера в шахматы, обладая только данными о правилах, не дает ему абсолютного преимущества. "Сейчас технология искусственного разума способна решать довольно узкие задачи, — считает Ольга Олисова. — Но эти системы будут использоваться в сфере промышленности, там, где требуется высокая точность, контроль, и там, где есть угроза безопасности жизнедеятельности". Выходит, что искусственный интеллект все-таки способен заменить некоторые компетенции работников предприятия. На рынке труда появятся новые должности, и уже сейчас требуются специалисты, готовые создавать новое оборудование и контролировать его работу.
За чей счет учиться
При формировании новых компетенций сотрудник должен им обучиться. За чей счет профессионалы должны повышать свою квалификацию и учиться новым навыкам? В опросе на Волга Ньюс 12% респондентов ответили, что ни за чей счет учиться не намерены, 38% оказались готовы платить за свое развитие в карьерном плане, 50% выбрали вариант, подразумевающий обучение за счет компании.
"Я думаю, что вопрос об оплате обучения будет решаться за счет "нагретости" рынка, — предположил доцент кафедры технической кибернетики и кафедры суперкомпьютеров и общей информатики Самарского университета Андрей Гаврилов. — Ведь если работодатель может позволить себе выбирать из большого количества соискателей, то, скорее всего, задачи обучения сотрудника не будет. Зато если специалист очень востребован и людей с такой профессией дефицит, то его будут обучать всему чему надо".
По словам Гаврилова, проблема заключается в том, что короткими образовательными программами проблему "мягких" навыков не решить. Этим будут заниматься университеты, когда специалист еще обучается, либо так называемые корпоративные университеты в тех компаниях, где они есть.
IT и медицина
Руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области Станислав Казарин высказал мнение, что и в некоторых "мягких" навыках машины преуспевают лучше людей. "Сегодня очень быстро меняется скорость обработки информации, — отметил он. — Мы должны быстрее работать, быстрее все успевать, чтобы выдать результат. Тем не менее возможности человека ограниченны в силу физиологии. Насколько мы конкурентоспособны в сравнении с другими системами? Сейчас представители многих специальностей начитают конкурировать с искусственным разумом. И уже через несколько лет терапевт как врач-энциклопедист будет проигрывать "машинному зрению" в скорости и точности постановки диагноза. А Big Data — намного эффективнее любых попыток "вручную" обрабатывать данные".
Схожие тенденции сегодня наблюдаются во многих отраслях, так что любой специалист должен обладать набором таких компетенций, которые позволили бы ему быстро адаптироваться к смене любых технологий. Впрочем, цифровизацию и темпы развития технологий эксперты оценивают с осторожностью. В том числе в части исчезновения в недалеком будущем ряда профессий. Так, по предположению заведующего кафедрой оперативной хирургии, химической анатомии с курсом инновационных технологий Самарского медицинского университета Александра Колсанова, такая участь ждет профессию врача-рентгенолога: изображение на снимке будет распознавать искусственный интеллект. Однако появятся и новые возможности.
Колсанов отметил, что Самарский медицинский университет уже начал готовить специалистов на стыке IT и медицины, правда, пока в рамках дополнительного профессионального образования. Сейчас в медицинском университете учат на архитектора виртуальной реальности и обучают другим новым направлениям. В вузе активно используют технологию реабилитации после инсульта с помощью очков виртуальной реальности. По словам Александра Колсанова, виртуальные прогулки помогают, в частности, восстанавливать двигательные функции организма.
Нужны IT-специалисты
Сейчас на рынке труда ощущается нехватка "айтишников": по мнению Маргариты Гулевской, директора по персоналу Mercury Development, спрос превышает предложение. "Я работаю в компании более пяти лет, — поделилась с другими экспертами Маргарита. — В 2012 году мы брали на работу студентов четвертого-пятого курсов, у них было очень хорошее классическое образование. Как правило, мы их начинали обучать с нуля конкретно нашей технологии, нашим языкам программирования. Сейчас к нам приходят студенты на втором-третьем курсе, которые еще до нас успели пройти одну-две стажировки или какие-то удаленные курсы. Они уже приходят с четким осознанием того, что им нужно. В них надо вкладывать меньше временных затрат, и они лучше ориентируются на рынке труда".
Сегодня студенты технических специальностей очень продвинуты, открыты для всего нового. Mercury Development несколько лет назад, испытывая кадровый голод, организовал стажировки по нескольким направлениям, а затем объединил свои программы под одним брендом. Сегодня "Академия Меркури" каждый год проводит по три-четыре программы обучения, которые позволяют взрастить именно тех специалистов, которые нужны компании. При этом люди, уже работающие здесь, имеют возможность переквалифицироваться.
А что на заводах?
Если говорить о сфере производства, то здесь остается нужным каждый сотрудник. Однако растет потребность в инженерных специалистах, а вот в работниках без квалификации — снижается. "В последние 10 лет у нас на предприятии произошел огромный рывок в сторону автоматизации, — рассказала Виктория Варфоломеева, заместитель директора по кадрам ООО "Самарский Стройфарфор". — Мы установили новейшее оборудование и литьевые машины. Вместе с тем стали меняться и требования к квалификации персонала: если раньше на ручной труд литейщика мы принимали людей со среднем образованием и обучали на заводе, то оператор-литейщик, который работает с новым оборудованием, — это уже другой уровень. Это люди с инженерной и технической подготовкой". При этом, как уточняет Виктория, сейчас "Самарский Стройфарфор" готов принять людей разного направления и разной квалификации.
На предприятии сегодня реализуются крупные проекты по модернизации производства. Устанавливается новое оборудование, которое позволит увеличить количество выпускаемой продукции. Часть этого современного оборудования закупается у крупных иностранных поставщиков, часть разрабатывается на заводе. Именно своим собственным инженерным центром разработаны и изготовлены машины для литья под давлением, которые не только не уступают ведущим европейским машинам, но и превосходят их ввиду адаптированности под наше производство. Часть рабочего персонала будет переучена в собственном лицензированном учебном классе для работы на этом оборудовании. "Каждый человек, приходя работать на наш завод, знает, что его ждет в будущем, — объясняет Варфоломеева. — У нас сотрудники имеют возможность учиться, получать профессию. Сегодня мы говорим о том, что многие компетенции на производстве заменяются автоматикой и человеческий труд становится уже не так нужен. На самом деле это не совсем так: просто одни специальности заменяются другими. И мы в своем лицензированном учебном классе обучаем своих специалистов, развиваем в них новые компетенции, необходимые для работы на новом оборудовании".
Ольга Олисова, руководитель исследовательской группы "Свободное мнение":
— Если мы говорим о рабочих специальностях на градообразующих предприятиях, то ни о каких "мягких" навыках речи не идет. В данном случае на первое место выходят базовые профессиональные навыки. Если говорить о специалистах — людях с высшим образованием, "белых воротничках", — то здесь я предполагаю, что в ближайшие пять-семь лет на первое место выйдут как раз эти "мягкие" навыки. Востребованы будут те, кто умеет мыслить, владеет критическим мышлением, и те, кто умеет обучаться.
Гибкие навыки
В ходе подготовки дискуссионной панели "Рынок труда. Качества и компетенции специалиста будущего", организованной Центром обучения "ПРАТОН", был проведен опрос руководителей HR-департаментов самарских предприятий. Им было предложено ответить, формированию каких компетенций компании Самарской области уделяют сейчас больше внимания и какие компетенции будут значимыми через пять — семь лет.
Как показал опрос, сегодня учат управлению ресурсами, ответственности, клиентоориентированности, креативности, умению работать в команде. Прогнозы на будущее таковы: будут актуальны навыки работы в ситуации неопределённости, социальная ответственность, умение решать нестандартные задачи, саморазвиваться, обрабатывать и анализировать данные.
"Мы специализируемся на развитии коммуникативных и креативных навыков и видим, что уже сегодня для наших клиентов актуальны творческие стратегические сессии по поиску нестандартных подходов в реализации проектов; тренинги по созданию актуального персонального бренда; коучинговые упражнения в целях самопознания и саморазвития. В будущем, учитывая социальные и экономические тренды, прогнозируем дальнейший рост интереса к гибким, надпрофессиональным навыкам", — комментирует директор Центра обучения "ПРАТОН" Анна Сеглина.
Виктория Варфоломеева, заместитель директора по кадрам ООО "Самарский Стройфарфор":
— С автоматизацией производства на нашем предприятии растет потребность в инженерных специалистах. А вот в работниках без квалификации мы нуждаемся уже меньше. Однако сейчас завод готов принять на работу людей разного направления и разной квалификации. У нас сотрудники имеют возможность учиться, получать профессию.