С какими сложностями сталкиваются производители молочной продукции, как развивается рынок самарской "молочки" - в интервью председателя Союза производителей молока Самарской области, создателя ГК "РОСБИ" и депутата Самарской губернской думы Николая Сомова.
- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с уровнем спроса на молоко и насколько обеспечены жители Самарской области этим продуктом?
- Качественное натуральное молоко полезно для организма - укрепляет иммунитет, что позволяет противостоять различным заболеваниям, в том числе вирусным инфекциям. Лечебные свойства молока доказаны давно, поэтому его назначают для оздоровления людей в период и после воздействия вредных факторов. Однако я не призываю к чрезмерному поеданию молочных продуктов. Чтобы иметь сильный иммунитет, их нужно употреблять регулярно.
Чтобы разобраться в ситуации, нужно различать молоко, произведенное на ферме, и молочные продукты, произведенные на молокозаводе. Это разные продукты, у них разные потребители. В марте опубликован отчет Центра изучения молочного рынка (Dairy Intelligence Agency, DIA), из которого следует, что показатель дефицита молока в Самарской области в 2019 году составил 333500 тонн. Мы прочно держимся в тройке лидеров среди регионов, не способных обеспечить себя молоком. Хуже, чем у нас, - только в Московской и Ленинградской областях с их многомиллионными столицами.
А вот что касается молочной продукции, здесь дефицита нет. Жители нашей губернии обеспечены молочными продуктами в полной мере. Большая их часть завозится из других регионов. Самарские молокозаводы по ассортименту и объему полностью удовлетворить спрос не в состоянии. Пока границы регионов не закрыты и эпизоотическая ситуация благополучная, проблем не возникнет.
- То есть дефицита молочных продуктов в регионе не предвидится?
- Спрос населения на "молочку" в целом остаётся стабильным, поскольку это товар первой необходимости. В зависимости от платежеспособности населения он перераспределяется между группами молочных продуктов. Так, сейчас, в период резкого падения доходов, люди больше покупают основные продукты, такие как молоко питьевое, кефир, сметану, недорогие сырные продукты и перестали покупать дорогостоящие натуральные сыры и десерты. В то же время растут продажи через Интернет порционных фасованных продуктов с доставкой на дом. Рынок трансформируется. Не скрыть и тот факт, что потребление молочных продуктов жителями нашей губернии практически вдвое ниже нормы здорового питания. Думаю, что это не случайно, ведь производство товарного молока также вдвое меньше, чем требуется самарским молокозаводам. Половину молока-сырья они покупают в других регионах, в основном в Татарстане, при этом туда утекает более трех миллиардов рублей.
- На ваш взгляд, с какими основными задачами и проблемами сегодня сталкиваются производители молока в регионе?
- Многие животноводы хотят продать свои фермы. Проблема в том, что покупателей нет. Те, кому это удалось, рассказывают, что избавившись от фермы, почувствовали себя в совершенно других, почти курортных условиях, где нет необходимости круглосуточно быть погруженным в решение всевозможных проблем, втрое меньше сотрудников, а прибыли больше. Они могут позволить себе два-три отпуска в году.
Скажу прямо, что проблемы у животноводов часто возникают от устаревших подходов, несовершенства процессов, изношенности средств производства и от недоступности денег на развитие. Старые фермы с оборудованием и технологиями советских времен не могут обеспечить высокое качество молока, и потому приходится отдавать его за бесценок. Отличительная особенность отрасли - колоссальная капиталоемкость. Затраты на создание одного стойломеста - 500-800 тыс. рублей, а малые фермы менее 600 голов в долгосрочной перспективе могут стать неконкурентоспособными. Строительство средней молочной фермы стоит около миллиарда рублей. В Самарской области нет банка, готового на приемлемых условиях кредитовать молочный проект. Именно поэтому за последние пять лет в губернии не построено ни одной новой фермы.
Еще одна проблема, которую решить невозможно, даже если есть деньги, - отсутствие земли для создания кормовой базы молочных ферм. Почти все пахотные земли заняты более прибыльными, чем скотоводство, отраслями АПК. Если сегодня не поддержать работающих животноводов, то максимум через пять лет строить фермы будет негде и некому. Немногочисленные оптимисты еще надеются, что с поддержкой государства молоко может давать прибыль. Известно, что доход молочного хозяйства на гектар пашни вдвое выше, чем в растениеводстве, вот только маржинальность хуже. В масштабе области более высокий уровень доходов с гектара даст значительный рост валового регионального продукта. Учитывая этот факт и социальную составляющую, региону выгодно стимулировать развитие скотоводства, увеличивать государственную поддержку молочной отрасли.
- Чего вы ждете от мер государственной поддержки в области производства молока?
- Мы ждем, что господдержка производителей молока будет увеличена. Нигде в мире молочное скотоводство не существует без поддержки государства, причем в Евросоюзе она значительно больше. Недавно, 25 марта наш губернатор Дмитрий Игоревич Азаров провел совещание с руководителями крупнейших предприятий АПК и членами регионального правительства. Отрадно, что на этом совещании основной обсуждаемой темой стало животноводство. Он очень подробно расспросил нас о проблемах, поручил их решение правительству, вселил оптимизм. Вижу, что председатель правительства Виктор Владиславович Кудряшов и министр Николай Владимирович Абашин занимаются решением вопросов поддержки и развития молочного животноводства как приоритетным направлением. Увеличивая меры и объемы государственной поддержки, самарское правительство может в будущем сделать молочное животноводство драйвером социально-экономического развития сельских территорий и региона в целом.
Последние комментарии
Жаль конечно! Банкротство можно избежать и тем более избежать запросто, если показатели рентабельности повысить раз в десяток, т.е. выйти на уровень 30-40%. Нужно снизить издержки на микроклимат, электроэнергию, а для этого нужно поставить на территории птицефабрики оборудование по безотходной переработке безопасным экологическим способом углеродсодержащих отходов требуемой производительностью. Например переработка 25 тонн ТБО, подстилочного помета по сухому веществу выдаст электроэнергии 80 Мвт, это не считая тепловой энергии в том же количестве. Можно сделать птицефабрику абсолютно экологически безопасной для окружающей среды, не будет даже6 запаха.
А про пальмовое масло в этой шоколадной продукции эти потребители в курсе?
Веселый дядя. -Я, говорит, дольку купил за 350. -А отдал сколько? -100 отдал. - А почему так? -А началось - что началось? - денег потребовали.))) Я, говорит, трлько благо для завода делал. Взял свои 2,5 ярда и через завод отдал своим же конторам. Я- молодец. А на хуанхэ так делать, почему не напрямую? - вы ничего не понимаете, я эффективный менеджер. Вывод. Хотел кинуть самарских лохов, которые оказались не лохами. Я не прав?
Там нечего восстанавливать, "всё украдено до нас". Недаром Волков над входом птицефабрики огромный транспарант с десятью заповедями повесил: "не укради..." Всё советское выжато донельзя. "Обшарповскую" не восстанавливать надо, а полностью с нуля строить современное предприятие, и не обязательно в Обшаровке: ну сколько можно на передовом в 1970-е годы советском оборудовании пытаться задарма в 2030 год въехать: технология выращивания и переработки птицы совсем другая. В Обшаровке ни здания, ни оборудование совершенно не пригодны для современного рентабельного производства. Там можно только продолжать воровать: у рабочих – труд, у государства – налоги, у поставщиков – сырьё и услуги, и у всех нас – здоровье и безопасность (там, между прочим, аммиачная холодильная установка), не считая биологического заражения отходами и использования всяких консервантов-ароматизаторов в производстве изделий из мяса птицы.
чтобы цены в рознице были нормальные - уберите кавказцев-перекупщиков и ваших коррумпированных менеджеров по продажам с их откатами