Художественные эксперименты Павла Ураткина

В мастерской отрадненского художника Павла Ураткина царит XIX век. Старинный дубовый шкаф с резными створками, напольные высокие часы – подарок часового мастера, икона Спасителя из прошлых столетий, огромный мольберт – все это создает неповторимую творческую ауру, буквально осязаемую в воздухе. В картинах также угадываются рифмы веков минувших. И, как ни странно, в такой ретроспективной обстановке автор всегда идет вперед. В его «келье» – лаборатория художественных экспериментов, в которой он ученически осваивает новые для себя техники, многие из которых придумывает сам. Для него знак «У», созвучный первой букве его фамилии, с годами становится еще более актуальным.

 

По закону динамики
Павел Ураткин признается, что в графике и живописи всегда балансирует между прошлым и настоящим, при этом его кисть просит новых мазков, а полотна – большей глубины и философского эффекта. Именно философия больше всего занимает Павла Леонидовича. Чтобы он ни делал, какие бы техники ни придумывал, для него главное, чтобы зритель, посмотрев картину, наполнился духовным содержанием, чтобы в нем пробудилась мысль и сострадание.
Вот уже десять лет член Союза художников России Павел Ураткин возглавляет отрадненский филиал ТСХ. До этого он почти двадцать лет верховодил негласным товариществом местных мастеров. В Отрадном часто проводятся художественные выставки, которые он организует для своих коллег, где и сам представляет свои работы. Его персональные выставки проходили в Отрадном и Тольятти. В следующем году, к своему 60-летию, художник планирует показать самарцам свои придумки, философские размышления и образы, воплощенные в разных манерах и жанрах графического и живописного искусства. В его творческой «копилке» - сотни холстов, монументальные полотна, резные миниатюры, иллюстрации к книгам тольяттинского детского писателя Николая Борисова, более семи тысяч кв.м настенной росписи в разных городах России. Его работы хранятся в частных коллекциях в семи странах мира, в том числе Франции, Италии, Греции, Германии. Его 15 учеников являются членами Союза художников России. Он счастлив, что передал им часть своего мастерства и с особым трепетом ждет каждой встречи с ними. А они нередко приезжают в Отрадный, показывают учителю каталоги со своими работами, дарят картины. И непременно интересуются, что еще придумал Павел Леонидович, что сегодня его занимает и не дает покоя. Неугомонный художник будет по-детски искренне делиться, как он пробовал писать на бархате, или как обклеивал холсты газетой перед подмалевком, или как увидел на пленэре совершенно удивительный пейзаж. Вот только чтобы его передать со всеми переливами полутонов и оттенков, надо снова что-нибудь изобрести. В творческом поиске художник-новатор Ураткин пребывает постоянно. Он подчеркивает, что постоянное всматривание в мир, наблюдения, обрывки случайно сказанных фраз, сами герои его необычного творчества подсказывают ему нужный ракурс и технологическую новизну.

От брошенного камня пошли круги
Павел Ураткин родился в 1952 году в небольшом селе в Ульяновской области. В 1957-м его семья переехала в Отрадный. Свои художественные опыты он, как и все дети, начал еще в детском саду. Ему настолько понравилось рисовать, что мальчишеские увлечения отошли на второй план, что, впрочем, не помешало ему впоследствии стать кандидатом в мастера спорта по боксу и рукопашному бою. Так что его руки были годны не только для красочных опусов. Потом Павел продолжил творить в школе, правда, один раз натворил совсем не высокохудожественное: разбил камнем окно в кабинете директора. Конечно, тут же был вызван на ковер, где вместо наказания получил судьбоносный карт-бланш. Оказавшийся в это время в кабинете учитель черчения и рисования Владимир Попов позвал «хулигана» к себе в студию и не прогадал. Вскоре Ураткин стал лауреатом областной выставки детского творчества. С этих звездных минут для юного художника дальнейший выбор пути оказался предопределен. Так, от брошенного камня, его искусство пошло волнами. Худграф Тольяттинского педучилища, прекрасные педагоги, первые творческие находки, после нескольких лет учебных натюрмортов, портретов и пейзажей, интереснейшие пленэры и практика по росписи стен.  
«Мои преподаватели дали мне основу основ – секреты композиции, которые я старался применять и в графике, и в живописи, - поделился Павел Леонидович, - В институте я почувствовал прилив настоящего творчества. Мне посчастливилось учиться у народного художника Льва Перевалова. Последние годы учебы я занимался на его курсе по монументальной живописи, что помогло мне развить панорамное художественное видение. Поскольку он был чудесным графиком, я, конечно, с головой погрузился в этот бесконечный мир линий, точек, цветовых контрастов». Напутствия своего учителя Ураткин запомнил на всю жизнь, сделав их своим творческим кредо: «Если хочешь быть настоящим художником, в самой плохой чужой работе найди хорошие черты, а в своей, даже кажущейся тебе лучшей, отыщи недостатки. И никогда не падай на спину, иди только вперед». Чем с тех пор и занимается Павел Ураткин.
Ночь в Отрадном и лубочные этюды
Павел Леонидович увлеченно рассказывает, как, будучи в отпуске в Кисловодске, увидел на улице картины, написанные на бархате. Вернувшись домой, накупил бархата и заперся в мастерской. Открытия его поразили: материал оказался хамелеоном, меняющим свои оттенки в зависимости от времени суток. Так родилась его «Ночь в Отрадном», обладающая куинджевской поэтичностью и перекликающаяся с «Ночью на Днепре». Ее еще можно назвать «Зимой» и почувствовать драматические коллизии шаламовских рассказов, именно от какой-то гулаговской безысходности свечения фонаря на фоне деревянных домишек. Примененные в картине изобразительные приемы - острые композиционные ракурсы, световые эффекты и интенсивные тона, заставляют картину буквально светиться в темноте. Появляется фосфоресцирующий цвет лунной ночи, который, по словам художника, достигается с помощью цветовых контрастов. Картина «Кот» также пронизана свечением, оттого черный колоритный котяра, кажется, таким живым, а при приглушенном свете в прорезах его прищура виден мерцающий блеск. 
«Бархат оказался таким понятным для меня материалом, потому что эта техника находится на грани между графикой и живописью, то есть расширяет диапазон возможностей. Я стараюсь уловить моменты свечения природы, и оттенить их до предела. Бархат позволяет играть со светом и тенью, он всегда разный и эти метаморфозы мне доставляют огромное удовольствие», - говорит Павел Леонидович. Потом с улыбкой достает большие картины и представляет их образцами корпусной живописи. «Вот, что я придумал, - продолжает он, - На ДВП я наклеиваю старые газеты, грунтую их и начинаю писать. Получается выпуклое изображение. К примеру, при создании этого пейзажа я сверху приклеил ветки, и «вписал» их в пространство холста. В ходе работы замысел может поменяться несколько раз, но всегда чувствуешь, к месту ли всякие экспрессивные придумки. Вот, например, в этих работах крупные мазки, наложенные мастихином, как нельзя кстати». Несмотря на эксперименты по декоративной пластике, его пейзажи лиричны и полны поэзии. Художник превосходно выписывает дождливое небо в легких тоновых переливах серого цвета, погружает в воздушную среду необъятные горизонты, намечает в тумане очертания хат и лодок. Он – тонкий наблюдатель и скульптор действительности.
Это проявляется в десятках его миниатюрных картинах, напоминающих старинную лубочную живопись. Мы замечаем это и в серии его графических работ, написанных по собственным воспоминаниям, привезенным из поездки в родное село Сайман, и по мотивам рассказов Шукшина. В них – черно-белая деревня, угасающая и уходящая в небытие, люди с отпечатком времени на лицах. И все же в этой безысходности, автор находит утешение – вот плюшевый мишка (значит здесь есть дети), а вот старик со старушкой читают письмо (значит о них кто-то помнит). Картины – сюжетны и фрагментарны. На некоторых полотнах пространство разбивается на несколько эпизодов, в каждом из которых своя идея и философское изречение художника – «Лебединая верность», «Полет сороки», «Деревенские жители». Павел Леонидович всегда носит с собой этюдник, ведь красота повсюду и не заметить ее невозможно. Этому он учит и своих детей, и учеников. Ураткин воспитал в семье коллег, сын и дочь пошли по его стопам.  Он пригласил нас в Отрадный в середине апреля, когда к 55-летию города в ДК «Россия» откроется выставка работ местных художников. А в июне планирует устроить экспозицию «Четыре «У»» со своими картинами, работами сына и двух художников Ухиных.  Его же сейчас занимает десятое «У» - очередное изобретение. «Что я придумал!», - говорит он, показывая необычную технику графики – охристые штрихи на черном картоне.

 

Источник: www.vkonline.ru

Последние комментарии

Аркадий Галицын 16 апреля 2025 11:55 Стало известно, как планируют организовать застройку центра Самары

Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.

Игорь Попов 14 апреля 2025 09:58 В музее Рязанова пройдут медиация и лекция по сохранению культурного наследия

"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!

Аркадий Галицын 31 марта 2025 10:34 Самарский элеватор включили в перечень выявленных объектов культурного наследия

А снести это, уродующее всю округу здание, может дешевле будет??

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:06 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1