Константин Латыфич: «Стихи — не предмет для светской беседы»

В Москве в серии «Русский Гулливер» на днях выходит в свет поэтический сборник самарского поэта и журналиста Константина Латыфича «Равноденствие». Сегодня Константин Латыфич — собеседник «ВК».

Фото:

Попытка диалога
 - Что для тебя поэзия?
 - Ключ к подлинной реальности. Попытка со-творчества, диалога. Задача поэта, как мне представляется, — пропустить через себя Бытие.
 - Что сформировало тебя как поэта?
 - К стихам я пришел довольно поздно, если не считать совсем уж юношеские опыты. Среди любимых — стихи Пастернака из сборника «Сестра моя жизнь», из романа “Доктор Живаго». Поздний Мандельштам. Маленькая зеленая книжка Бродского с «Колыбельной трескового мыса», купленная в московском подземном переходе неуютным зимним днем 1991 года. Данте и Гомер. Я помню октябрьский вечер после серьезного внутреннего кризиса. Ушло лето, кончалась советская эпоха. В общем, что-то вокруг умирало, а что-то, по моим ощущениям, нарождалось. Это преодоление одного другим неожиданно захотелось передать в стихах.
 Поиск подлинной реальности
 - Уже второй твой поэтический сборник выходит в столичной серии “Русский Гулливер». Видимо, это не случайно...
 - С людьми, которые начали издавать эту серию, я познакомился случайно. К тому времени в этой серии вышли книги у самарских авторов Александра Уланова и Галины Ермошиной. Инициатор этой серии Вадим Месяц еще в 1991 году был отмечен Иосифом Бродским как один из наиболее перспективных русских поэтов. «Русский Гулливер» - это целое направление в современной русской литературе. Оно очень близко мне по духу. Стихи авторов, примыкающих к нему, показались мне живым ростком на почве русской словесности. Тогда в литературе царствовала поэтика постмодернизма с ее тотальной критичностью и отношением к языку как некой игровой модели, которую авторы постмодернизма противопоставляли идеологичности в литературе.
 «Русский Гулливер» — это не альтернатива постомдернизму, это направление развивалось параллельно ему. Суть «Русского Гулливера» - поиск подлинной, одухотворенной реальности. Помню, как на одном из литературных диспутов в Самаре одна уважаемая женщина филолог сказала: «Давайте разделять духовную работу и литературную». Но как это возможно? Литературная работа и есть духовная. Это не значит - закатывать глаза и с пафосом говорить о духовном. Это поиск понимания: для чего ты существуешь на этой грешной земле. Если я не отвечу себе на вопросы «кто я? зачем я?» — эти вопросы задаст мне читатель.
 Книги меняют нашу жизнь
 - Ты считаешь, что прочитанные человеком книги способны повлиять на его жизнь?
 - Со мной так и произошло. Будучи курсантом военного училища, я зашел в библиотеку и попросил дать мне книги Достоевского. Через год я уже не был курсантом военного училища. Прочитав Достоевского и других русских классиков, вместо того чтобы читать литературу о передатчиках и приемниках, я изменил свою жизнь. У меня изменилось все — отношение к жизни, круг общения. Книги действительно так или иначе меняют нашу жизнь. Так же, как и любимые женщины. Помните, что сказал Александр Сергеевич Пушкин, умирая? Он обратился к своим книгам: «Прощайте, друзья!» Поэт относился к ним как к живым людям. Бродский сказал в своей Нобелевской лекции: человеку, прочитавшему Бальзака, труднее выстрелить в другого, чем человеку, Бальзака не читавшего. Человек, прочитавший хорошие книги, начинает задавать себе вопросы, не довольствуясь готовыми решениями. В жизни самое страшное — готовые формы, использование штампов. Между тем вся массовая культура строится на принципах: черное и белое, злодей и герой. Но жизнь многогранна. И хорошая книга передает это ощущение. Она дает возможность посмотреть на окружающую действительность как на живую материю.
 Сегодня часто бывает такое: молодой человек нарисовал себе красивую картинку, взятую из гламурных журналов, и под нее подстраивает свою жизнь. Через какое-то время я встречаюсь с этим человеком и вижу, что он пребывает в состоянии жуткой депрессии. Ведь на самом деле эта картинка не имеет никакого отношения к реальности. Поэзия вводит человека в мир подлинных чувств, мыслей и ощущений. Соприкасаясь с художественным текстом, человек соприкасается с самим собой.
 - Когда ты пишешь и потом публикуешь стихи, тебе важен отклик читателя?
 - Я считаю, что моя главная задача — найти единственное верное соотношение между словом и вещью. Как читатель воспримет это, никогда нельзя предугадать. Я отпускаю стихотворение, и оно живет своей собственной жизнью. А отклик может быть через месяц, через год — когда угодно.
 - Как ты относишься к поэтическим вечерам?
 - Стараюсь ходить на них. Но место автора, как мне кажется, не там, где собираются только одни его поклонники. Он должен разговаривать со всеми.
 Поэзия — альтернатива миру готовых форм
 - Сейчас в Самаре наблюдается поэтический бум. Студенческие поэтические клубы привлекают много молодежи, проводятся поэтические ринги, многие молодые публикуют свои поэтические опыты на сайтах. Какие ты видишь тенденции в молодежной поэзии?
 - Молодые, к сожалению, обычно ищут модный тренд - вектор развития, который задается и тиражируется СМИ и легко усваивается аудиторией. Составляющие нынешнего тренда — употребление языка улицы и в том числе нецензурной лексики, насыщенность текста бытовыми реалиями, политическая ангажированность. Модно также строить из себя изгоя. Часто в стихах возникает рэповская интонация. Ничего не имею против рэпа, но хочу понять: насколько органичен для человека, выросшего в волжской культуре, язык американских улиц? Настоящая поэзия — альтернатива подобному миру готовых форм.
 - Один современный американский социолог сказал: сегодня продается не товар, а обложка от товара. К литературе, к поэзии это применимо?
 - Да, к сожалению. Я бы сказал больше: продается в первую очередь даже не обложка, а мнение о ней. Литературный успех стараются «просчитать».
 Наверное, это возможно. Но это уже бизнес, а не творчество. Вообще, в культуре есть пространство маркетинга и пространство творчества. Одно без другого существовать не может. Если пространство маркетинга заполняет собой все вокруг, если мы не генерируем новые идеи, мы становимся придатками телевизионного экрана, начинаем относиться друг к другу как к вещи, и к тому же у людей исчезает творческая энергия. Но если я не буду мыслить творчески, я никогда не составлю ни одного нормального бизнес-плана. И еще. Рано или поздно человек остается один на один с собой. Ему нужно принять ответственное решение, а спросить совет бывает не у кого. Как ему понять свою судьбу и свое предназначение? Может быть, человек при этом прочел уйму модных книг, но они его ничему не научили. Потому что это набор застывших форм. А вот настоящие стихи, как это ни покажется удивительным, помогут. Они помогают нам понять себя, найти в самом себе внутренние резервы. Стихи - это не предмет для светской беседы. Это то, что нужно человеку как воздух.
 Справка
 Константин Латыфич
 Поэт, журналист. Родился в 1966 году. В настоящее время главный редактор издания «Самарские известия — Регион», автор и ведущий программы «Восприятие» на радио «ТОК-FM”. Стихи Константина Латыфича публиковались в литературных журналах «Гвидеон» (Москва»), «Performance” (Самара), «Графит» (Тольятти). В 2007 году в Москве, в серии «Русский Гулливер» вышел поэтический сборник Константина Латыфича «Человек в интерьере».

Источник:  www.vkonline.ru

Последние комментарии

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:06 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.

Nataly Kozlovskaya 05 декабря 2024 12:08 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

В Самаре в кои-то веки сделали что-то реально крутое. Что вызывает желание приехать в этот город и бродить по улицам в поисках шишиг. Сразу хочется и какую-то сувернирную карту города купить с нанесенными на нее точками, где этих шишиг искать. И потом в каком-то кафе посидеть, замерзнув или устав от поисков. И купить маленькую скульптурку шишиги на память.

Анна Вырина 04 декабря 2024 13:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

А Матвеев с таким комментарием сам не идиот? Пора бы парламентарию уже научиться разговаривать нормально и уважительно. Кто такой Самарик? Ни разу не слышала. Согласна с Арменом Арутюновым. Дайте городу крутое новое развитие. И отстаньте уже от этого милого и интересного проекта!

Дмитрий Лакоценин 04 сентября 2024 05:27 Михаил Матвеев: "На бывшем заводе клапанов нужны полноценные раскопки"

Совершенно справедливо.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5