Именно Самарская область была инициатором создания института приемной семьи как для детей, так и для пожилых людей. Региональное законодательство в этих направлениях с подачи областного правительства изменилось раньше федерального. И теперь с каждым годом увеличивается число семей, принявших одиноких стариков, среди которых есть и ветераны Великой Отечественной. А губерния по сей день является в этом движении лидером и примером для многих регионов.
«Маленький ребенок нуждается в семье неосознанно, ему требуются забота и защита, а пожилой человек, познавший прелесть и тяготы семейной жизни, чаще всего испытывает особенную физическую и иную потребность в семье, домашнем тепле, внимании, общении, - говорят психологи, - и если малышу нормальная семья дает развитие, то старику продляет и украшает жизнь».
Осознавая это, министерство здравоохранения и социального развития области выступило с законодательной инициативой и разработало проект регионального закона «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов», который вступил в действие с 1 января 2009 года. К моменту принятия закона в области уже было создано 25 таких семей. Вообще же, как отмечают специалисты соцслужб, в губернии приемные семьи для пожилых людей создаются на добровольческой основе с 2001 года.
Сейчас организовано 178 семей. Практика показывает, что одинокие престарелые люди, ветераны или инвалиды, не имеющие родственников и взятые в приемную семью, находят там понимание, моральную поддержку, окружены теплом и заботой.
Волею судьбы
Вот уже больше пяти лет живут вместе в Октябрьске Валентина Табачкова и Николай Дрожжин. Они были знакомы давно, но жизнь носила Николая с семьей по всему Советскому Союзу. Потом производственная травма - на двух руках осталось всего 3 пальца, затем смерть жены. «Ну возьмет его сын в квартиру, - делится своими тогдашними мыслями Валентина Табачкова. - Что он там? Сын работает, а ему не выйти, не подышать. У меня же свой дом, вид на Волгу, воздух. Вот и взяла. ТВ-тарелку поставили, чтобы спортканалы смотрел, ведь он бывший спортсмен». Теперь пятилетняя внучка играет с дедушкой Колей, как с родным. «Дети с удовольствием к нам приезжают, и мы всей семьей замечательно проводим время», - говорит Валентина.
Благодаря милосердию семьи Кравцовых уже которое 9 Мая ветеран труда, труженик тыла, вдова умершего участника Великой Отечественной войны Татьяна Равенкова будет встречать не одна. Хотя родственники ее оставили: позвали из Узбекистана в Россию, в село Верхнесъезжее Нефтегорского района Самарской области, а сами уехали в другой регион. И осталась Татьяна без жилья и денег в чужом месте. Но сельчане Кравцовы, имея двух сыновей и незавидные условия проживания, позвали ее временно пожить к себе, а потом и насовсем оставили. Так и живут под одной крышей в маленьком, требующем капремонта доме, отгородив бабушке «комнату» большим шкафом.
Как к своей родной бабушке относится к «бабе Маше» из поселка Красный Октябрь 6-летний сын Валентины Мухиной. По словам Валентины, когда она была соцработником, одинокая баба Маша была ее подопечной. «Сдружились, - говорит Мухина, - жалко стало, у нее даже отопления нет, вот и предложила к нам переехать».
Баба Маша на слова и эмоции очень скупа, зато другие приемные граждане «серебряного возраста» признаются, что очень благодарны жизни за добрые сердца тех, кто их принял в свой дом, свою семью.
Милосердное решение
Многие взяли к себе стариков просто по собственной воле, не думая ни о какой выгоде, не зная ничего об институте приемной семьи. «Лишь потом кто-то подсказал, что если опекун и подопечный живут вместе и ведут общее хозяйство, то можно заключить трехсторонний договор об оказании социальных услуг, - говорят многие из опекунов, - между центром социального обслуживания, лицом, оказывающим социальные услуги, и лицом, нуждающимся в социальных услугах, и получать небольшую компенсацию». Как пояснили в министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области, особая роль при создании приемных семей принадлежит учреждениям социального обслуживания, чье участие позволяет объективно оценивать возможность создания приемной семьи и осуществлять постоянный контроль за качеством предоставляемых социальных услуг, чтобы предотвратить возможные негативные проявления по отношению к подопечному приемной семьи.
По словам директоров территориальных социальных служб, специалисты центров соцобслуживания не оставляют приемные семьи без внимания, оказывают им психологическую, юридическую и другую помощь.
В соответствии с законодательством, приемная семья создается для одиноких или одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов (в том числе с детства), которые нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи. И создать приемную семью может любой совершеннолетний дееспособный гражданин, независимо от его социального статуса.
По статистике, в Самарской области из общего числа подопечных 40% являются инвалидами, 12% - ветеранами ВОВ, 10% - инвалидами вследствие психических заболеваний. Причем, говоря о тех, кто берется ухаживать, 49% - работают, 34% - являются пенсионерами, 17% - не имеют работы.
«Взять на себя заботы о пожилом человеке, да еще и немощном – задача не из легких, - отмечает директор ГБУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Октябрьск» Марина Щипцова. - Ведь не секрет, что порой престарелые родители не нужны даже своим собственным детям, которых вырастили, воспитали, которым душу и сердце свое отдали! Люди, взявшие на себя обязательства по уходу за пожилыми, как правило, обладают такими человеческими качествами, как доброта, милосердие и великодушие».
В большинстве своем опекунами становятся женщины. Но в Камышлинском районе губернии есть и несколько опекунов-мужчин. Так, у Салиха Абсаттарова живут два брата, оставшиеся без родителей. Старшего Салих учил в университете, а когда осталось только диплом защитить, у студента начались психологические отклонения. Сейчас он в больнице. А младший Эльнур, страдающий эпилепсией, помогает, чем может, по хозяйству. «У меня раньше свой бизнес был, дом построил, хозяйство завел, семьи нет, сам всю жизнь готовлю, лишнего мне не нужно, вот и взял ребят к себе», - говорит Салих.
Плата за добро
За социальные услуги организатор приемной семьи ежемесячно получает плату, которая периодически увеличивается и сейчас составляет 3876 рублей за одного подопечного. «Это дает возможность человеку, который берет на себя обязанность по социальному обслуживанию, включать годы существования приемной семьи в стаж, проводить соответствующие отчисления в Пенсионный фонд, учитывая эти годы при оформлении и расчете пенсии», - поясняют специалисты.
При этом у членов приемной семьи сохраняется право на причитающиеся социальные выплаты: пособия, компенсации, субсидии и другие виды выплат, а также право собственности на жилое помещение (право пользования жилым помещением, земельным участком и другим принадлежащим ему имуществом).
Кроме того, не менее 25% от ежемесячного дохода за вычетом средств, предназначенных для общих нужд приемной семьи, должно оставаться в личном распоряжении человека, за которым ведется уход. «Это дает уверенность, чувство независимости и внутреннего комфорта, - делятся пожилые люди, которые обрели семью. - Есть свои деньги и можно их отложить или просто подарки своим, ставшим родными, членам семьи купить».
Как показывает практика, наибольший процент приемных семей наблюдается среди жителей сельских районов. Представители соцслужб объясняют это тем, что в деревне, где свое хозяйство, огород и меньше всяких соблазнов, легче прокормить и содержать большую семью. «Хотя дорога до больницы в случае необходимости и потребность пожилых людей в лекарствах требуют порой очень больших затрат», - признаются опекуны.
По данным Минздравсоцразвития области, в приемной семье либо в социальном приюте нуждаются 344 пожилых жителя губернии. Губернатор Владимир Артяков поставил задачу в ближайшее время оказать им всю необходимую помощь. По его инициативе в 2012 году объем программы увеличен до 7,2 млн рублей (в 2010-м он был в полтора раза меньше).
Казенный — не дом
«Известно, что люди преклонного возраста неохотно меняют привычный жизненный уклад, поэтому при помещении их в стационарные учреждения (пансионаты) испытывают стресс», - отмечает Марина Щипцова. По мнению уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой, институт приемной семьи - это не просто мера социальной поддержки, а поддержка со стороны государства взаимоотношений людей разных поколений, которые основаны на доброте, сострадании, помощи. «Одно дело, когда пожилому человеку предоставляется крыша над головой и гарантированное питание пусть в неплохом, но все-таки в казенном учреждении. И совсем другое – семейное тепло и забота близких людей», - говорит она.
С каждым годом число пожилых людей, обретших новую семью, в Самарской области растет. Это говорит о востребованности института приемной семьи для пожилых и одиноких. За опытом в губернию обратились отраслевые министерства Республики Коми, Татарстана, Волгоградской, Костромской Астраханской, Ростовской областей и другие.
Институт приемной семьи, по мнению многих, позволяет преодолеть социальное иждивенчество, повысить гражданскую и нравственную активность населения в решении социальных проблем, а также способствует созданию в обществе атмосферы взаимопомощи, возрождению традиций милосердия и сострадания, предоставляет гражданам возможность реализации гражданской инициативы и нравственной потребности помогать другим людям.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Нет крематорию возле села Кривое озеро! Все жители села и близ лежащих мест отдыха против! Оставьте нам чистый уголок природы! Найдите более подходящее место в промышленной зоне!
Что подорожало осмотр новой плиты колонки счётчика ???? Или глаза того кто смотреть будет ????
«Михаил Смирнов назвал сложности с получением данных о количестве проживающих в квартире…» Эти «сложности» не так уж и сложны. Есть два основных источника информации: подразделения МВД (т.н. «паспортные столы»), где есть база данных о прописанных гражданах. И есть выписки ЕГРН Росреестра, где есть данные о собственниках жилья. А также есть и ФНС, где каждый гражданин закодирован под своим ИНН. Предполагаю, что для Администрации области вполне возможно воспользоваться этими базами данных, чтобы выяснить искомую информацию. Далее определяем, сколько гражданин генерирует отходов. За основу возьмём т.н. «рациональные нормы потребления». Например, для пищевых продуктов они рекомендуются Минздравом. Выясняем, сколько желательно съесть куриных яиц в год. Переводим это количество в количество картонных/пенопластовых упаковок. И по сплющенным перед отправкой в контейнер упаковкам вычисляем объём этого отхода. Точно также и для бутилированной воды, и для сахара, для макарон, и так далее. Вроде бы просто. Или, всё-таки, сложно?
У родителей нет информации ввели ли карантин в школе или нет, завтра 3 урока. И сегодня тоже уроки были, вот всё что мы знаем. Кто-то кого-то обманывает.
Готовьте карманы, самарцы...