Именно Самарская область была инициатором создания института приемной семьи как для детей, так и для пожилых людей. Региональное законодательство в этих направлениях с подачи областного правительства изменилось раньше федерального. И теперь с каждым годом увеличивается число семей, принявших одиноких стариков, среди которых есть и ветераны Великой Отечественной. А губерния по сей день является в этом движении лидером и примером для многих регионов.
«Маленький ребенок нуждается в семье неосознанно, ему требуются забота и защита, а пожилой человек, познавший прелесть и тяготы семейной жизни, чаще всего испытывает особенную физическую и иную потребность в семье, домашнем тепле, внимании, общении, - говорят психологи, - и если малышу нормальная семья дает развитие, то старику продляет и украшает жизнь».
Осознавая это, министерство здравоохранения и социального развития области выступило с законодательной инициативой и разработало проект регионального закона «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов», который вступил в действие с 1 января 2009 года. К моменту принятия закона в области уже было создано 25 таких семей. Вообще же, как отмечают специалисты соцслужб, в губернии приемные семьи для пожилых людей создаются на добровольческой основе с 2001 года.
Сейчас организовано 178 семей. Практика показывает, что одинокие престарелые люди, ветераны или инвалиды, не имеющие родственников и взятые в приемную семью, находят там понимание, моральную поддержку, окружены теплом и заботой.
Волею судьбы
Вот уже больше пяти лет живут вместе в Октябрьске Валентина Табачкова и Николай Дрожжин. Они были знакомы давно, но жизнь носила Николая с семьей по всему Советскому Союзу. Потом производственная травма - на двух руках осталось всего 3 пальца, затем смерть жены. «Ну возьмет его сын в квартиру, - делится своими тогдашними мыслями Валентина Табачкова. - Что он там? Сын работает, а ему не выйти, не подышать. У меня же свой дом, вид на Волгу, воздух. Вот и взяла. ТВ-тарелку поставили, чтобы спортканалы смотрел, ведь он бывший спортсмен». Теперь пятилетняя внучка играет с дедушкой Колей, как с родным. «Дети с удовольствием к нам приезжают, и мы всей семьей замечательно проводим время», - говорит Валентина.
Благодаря милосердию семьи Кравцовых уже которое 9 Мая ветеран труда, труженик тыла, вдова умершего участника Великой Отечественной войны Татьяна Равенкова будет встречать не одна. Хотя родственники ее оставили: позвали из Узбекистана в Россию, в село Верхнесъезжее Нефтегорского района Самарской области, а сами уехали в другой регион. И осталась Татьяна без жилья и денег в чужом месте. Но сельчане Кравцовы, имея двух сыновей и незавидные условия проживания, позвали ее временно пожить к себе, а потом и насовсем оставили. Так и живут под одной крышей в маленьком, требующем капремонта доме, отгородив бабушке «комнату» большим шкафом.
Как к своей родной бабушке относится к «бабе Маше» из поселка Красный Октябрь 6-летний сын Валентины Мухиной. По словам Валентины, когда она была соцработником, одинокая баба Маша была ее подопечной. «Сдружились, - говорит Мухина, - жалко стало, у нее даже отопления нет, вот и предложила к нам переехать».
Баба Маша на слова и эмоции очень скупа, зато другие приемные граждане «серебряного возраста» признаются, что очень благодарны жизни за добрые сердца тех, кто их принял в свой дом, свою семью.
Милосердное решение
Многие взяли к себе стариков просто по собственной воле, не думая ни о какой выгоде, не зная ничего об институте приемной семьи. «Лишь потом кто-то подсказал, что если опекун и подопечный живут вместе и ведут общее хозяйство, то можно заключить трехсторонний договор об оказании социальных услуг, - говорят многие из опекунов, - между центром социального обслуживания, лицом, оказывающим социальные услуги, и лицом, нуждающимся в социальных услугах, и получать небольшую компенсацию». Как пояснили в министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области, особая роль при создании приемных семей принадлежит учреждениям социального обслуживания, чье участие позволяет объективно оценивать возможность создания приемной семьи и осуществлять постоянный контроль за качеством предоставляемых социальных услуг, чтобы предотвратить возможные негативные проявления по отношению к подопечному приемной семьи.
По словам директоров территориальных социальных служб, специалисты центров соцобслуживания не оставляют приемные семьи без внимания, оказывают им психологическую, юридическую и другую помощь.
В соответствии с законодательством, приемная семья создается для одиноких или одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов (в том числе с детства), которые нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи. И создать приемную семью может любой совершеннолетний дееспособный гражданин, независимо от его социального статуса.
По статистике, в Самарской области из общего числа подопечных 40% являются инвалидами, 12% - ветеранами ВОВ, 10% - инвалидами вследствие психических заболеваний. Причем, говоря о тех, кто берется ухаживать, 49% - работают, 34% - являются пенсионерами, 17% - не имеют работы.
«Взять на себя заботы о пожилом человеке, да еще и немощном – задача не из легких, - отмечает директор ГБУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.о. Октябрьск» Марина Щипцова. - Ведь не секрет, что порой престарелые родители не нужны даже своим собственным детям, которых вырастили, воспитали, которым душу и сердце свое отдали! Люди, взявшие на себя обязательства по уходу за пожилыми, как правило, обладают такими человеческими качествами, как доброта, милосердие и великодушие».
В большинстве своем опекунами становятся женщины. Но в Камышлинском районе губернии есть и несколько опекунов-мужчин. Так, у Салиха Абсаттарова живут два брата, оставшиеся без родителей. Старшего Салих учил в университете, а когда осталось только диплом защитить, у студента начались психологические отклонения. Сейчас он в больнице. А младший Эльнур, страдающий эпилепсией, помогает, чем может, по хозяйству. «У меня раньше свой бизнес был, дом построил, хозяйство завел, семьи нет, сам всю жизнь готовлю, лишнего мне не нужно, вот и взял ребят к себе», - говорит Салих.
Плата за добро
За социальные услуги организатор приемной семьи ежемесячно получает плату, которая периодически увеличивается и сейчас составляет 3876 рублей за одного подопечного. «Это дает возможность человеку, который берет на себя обязанность по социальному обслуживанию, включать годы существования приемной семьи в стаж, проводить соответствующие отчисления в Пенсионный фонд, учитывая эти годы при оформлении и расчете пенсии», - поясняют специалисты.
При этом у членов приемной семьи сохраняется право на причитающиеся социальные выплаты: пособия, компенсации, субсидии и другие виды выплат, а также право собственности на жилое помещение (право пользования жилым помещением, земельным участком и другим принадлежащим ему имуществом).
Кроме того, не менее 25% от ежемесячного дохода за вычетом средств, предназначенных для общих нужд приемной семьи, должно оставаться в личном распоряжении человека, за которым ведется уход. «Это дает уверенность, чувство независимости и внутреннего комфорта, - делятся пожилые люди, которые обрели семью. - Есть свои деньги и можно их отложить или просто подарки своим, ставшим родными, членам семьи купить».
Как показывает практика, наибольший процент приемных семей наблюдается среди жителей сельских районов. Представители соцслужб объясняют это тем, что в деревне, где свое хозяйство, огород и меньше всяких соблазнов, легче прокормить и содержать большую семью. «Хотя дорога до больницы в случае необходимости и потребность пожилых людей в лекарствах требуют порой очень больших затрат», - признаются опекуны.
По данным Минздравсоцразвития области, в приемной семье либо в социальном приюте нуждаются 344 пожилых жителя губернии. Губернатор Владимир Артяков поставил задачу в ближайшее время оказать им всю необходимую помощь. По его инициативе в 2012 году объем программы увеличен до 7,2 млн рублей (в 2010-м он был в полтора раза меньше).
Казенный — не дом
«Известно, что люди преклонного возраста неохотно меняют привычный жизненный уклад, поэтому при помещении их в стационарные учреждения (пансионаты) испытывают стресс», - отмечает Марина Щипцова. По мнению уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой, институт приемной семьи - это не просто мера социальной поддержки, а поддержка со стороны государства взаимоотношений людей разных поколений, которые основаны на доброте, сострадании, помощи. «Одно дело, когда пожилому человеку предоставляется крыша над головой и гарантированное питание пусть в неплохом, но все-таки в казенном учреждении. И совсем другое – семейное тепло и забота близких людей», - говорит она.
С каждым годом число пожилых людей, обретших новую семью, в Самарской области растет. Это говорит о востребованности института приемной семьи для пожилых и одиноких. За опытом в губернию обратились отраслевые министерства Республики Коми, Татарстана, Волгоградской, Костромской Астраханской, Ростовской областей и другие.
Институт приемной семьи, по мнению многих, позволяет преодолеть социальное иждивенчество, повысить гражданскую и нравственную активность населения в решении социальных проблем, а также способствует созданию в обществе атмосферы взаимопомощи, возрождению традиций милосердия и сострадания, предоставляет гражданам возможность реализации гражданской инициативы и нравственной потребности помогать другим людям.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Сейчас канализация льëтся в речку Орловку, а потом в Самарку.
Таки не вздумайте летом кондиционеры включить! В трубу вылетите!
Озвучьте стоимость проекта? Может хватит уже тратить деньги в пустую. Каждый год новый проект и даже в планах на ближайшие 5 лет нет реализации этих картинок.
Ничего ни вижу, а когда увидят нечего не знаю. Угадать за минуту, Время пошло.
Какое отношение минсельхоз имеет к мусору???