Президент международного центра духовной культуры, фотограф и путешественник Юрий Родичев бывал в Антарктиде, Гренландии, Исландии и многих других красивых уголках света. Но особую роль в его жизни сыграли Гималаи, на которые он со своей экспедиционной группой восходит уже 10 лет. Теме гор в его жизни посвящена выставка «Гималаи. Тибет», открывшаяся в музее имени Алабина.
- Как давно вы путешествуете, и кто привил вам любовь к дальним странам? Родители?
- Нет, экспедиции – не семейное увлечение. Я в горах с 1959 года, с тех самых пор, как впервые увидел горы и как меня отправили служить в погранвойска на Памире. Там я бывал на больших высотах. Тогда же и влюбился в горы. Потом у меня был большой перерыв. Я работал, учился. И когда появилась возможность, возобновил путешествия. Позже понял, что служба есть служба, а экспедиция в горы – это целая сложная работа. Я стал организовывать целенаправленные экспедиции, когда мне было уже далеко за 60.
- Увлечение фотографией тоже в те времена появилось?
- Фотографирую я с детства. Путешествия и фотография друг другу не мешают, они в моей жизни взаимосвязаны. Конечно, мои фото – не профессиональные работы, и фотографы могут меня упрекать. Но я ведь фотоискусству специально не обучался, его тонкостей не знаю, зато снимаю природу от души.
- Вы много где были. У вас как у путешественника есть свои предпочтения?
- Да, я был в Китае, немного в Казахстане, Антарктиде, Гренландии, Исландии, Новой Зеландии. Но естественно, в моей жизни, как и в жизни многих путешественников, Гималаи занимают особое место – мы проделали вглубь Гималаев около 20 экспедиций. Это «Крыша мира», самое высокое место, которое влечет своими вершинами. Кого-то оно привлекает таинственностью, у кого-то вызывает спортивный интерес. Нам же хочется еще и снять эти красивые места и показать их людям. Поэтому я везде и всегда, когда путешествую, ношу при себе съемочную аппаратуру.
- Является ли для вас путешествие способом освобождения от мирской суеты?
- Нет, ведь в каждом путешествии есть своя суета. С руководителем экспедиции идет целая группа. И у каждого ее члена периодически возникает ряд проблем, которые надо решать.
- Часто ли возникают во время экспедиций экстремальные ситуации?
- Каждый раз. Их хватает везде. Но у меня ребята проверенные, они не боятся трудностей.
- Во время экспедиций вам приходится быть одновременно руководителем, альпинистом, фотографом в одном лице. Как вы справляетесь?
- У меня хорошая команда. В основном она состоит из сотрудников нашего Центра духовной культуры. Они умеют работать самостоятельно и без меня. Они так здорово справляются с трудными ситуациями, что мне не приходится их даже корректировать. Не надо думать, что со мной в экспедиции ходят гиганты-силачи. Нет, это девушки и юноши внешне хрупкие, но сильные волей, способные спокойно преодолевать невзгоды при минусовой температуре, находиться на больших высотах, легко подниматься на вершины на веревках.
Мы постоянно тренируемся, осваиваем азы альпинизма, умение лазать по горам. При этом я приучаю своих подопечных жить и действовать во время экспедиции так, будто они одни, хоть они и путешествуют в команде и могут рассчитывать на помощь товарища и мою. Даже когда кто-то из сотрудников во время тренировки, забравшись наверх, запутывается в снаряжении, я не помогаю ему, и он аккуратно, не торопясь, сам выпутывается и сам спускается. Ведь человек должен понимать, как действовать в экстремальной ситуации. Хотя экспедиционная группа собирается из испытанных профессионалов, она приступает к тренировкам за полгода до экспедиции и все это время напряженно отрабатывает основы альпинизма. В Самаре мы тренируемся, используя любую доступную площадку. Бегаем, лазаем по веревкам. Но тренироваться можно бесконечно. А настоящим альпинистом, путешественником человек становится во время экспедиции. Если же он боится, смысла ходить куда-либо нет вообще.
С моей командой мы ходим для начала в маленькие экспедиции, потом в большие. Обычно в октябре у нас проходит две экспедиции. Первая — легкая, в ней участвуют новые люди. Она состоит из пеших маршрутов, небольших высот, на которые мы пробуем подняться. Вторая экспедиция — техническая, когда человек на практике осваивает умение пользоваться снаряжением и не только. Как раз сейчас мы готовимся к технической экспедиции. Участники воспринимают экспедицию как работу, сами выбирают места и лишь потом отправляются в путь.
- Совпало ли ваше первое впечатление от Гималаев со впечатлением от образов этих гор на картинах Николая Рериха?
- Первое впечатление от Гималаев я пережил в 1960 году. Я смотрел на небо и видел эти золотистые вершины. После этого мне захотелось найти художника, который в своем творчестве смог бы передать всю эту красоту гор с заснеженными пиками. Я неожиданно открыл для себя творчество Николая Рериха. Я считаю, что его восприятие Гималаев совпадает с моим пониманием гор. Но Гималаи в моем восприятии – горы простые, в них нет тех мифологических существ, которых изображал Рерих на некоторых своих работах. Вообще ни с чем сверхъестественным за годы путешествия по Гималаям я не сталкивался. Даже Йети не видел, хотя одна моя коллега говорит, что обнаружила следы снежного человека.
- Можете ли вы сказать, что за годы экспедиции поняли Гималаи?
- Горы понять очень трудно, покорить – невозможно. На горы восходят, а покорить можно только себя.
- С какими испытаниями вы столкнулись в горах?
- Однажды во время экспедиции мы попали в бурю. Буря налетает внезапно и накрывает все так, что на многие километры ничего не видно. Ты полностью теряешь ориентацию и идешь только по наитию. Буря длилась пять дней, мы три дня шли без еды, без воды при сильном морозе, сносящем ветре. Вся экспедиция могла погибнуть. Хотя нас уже везде объявили погибшими, никто не замерз. Только трое или четверо оказались обмороженными, остальные все были живы и здоровы.
- Есть ли у вас какие-то секреты выживания в экстремальных условиях?
- Какие секреты? Мы северяне. Мы же выживаем в мороз и стужу в городе. В горах так же. Главное – не теряться в любой ситуации.
- Что побуждает человека оставлять дом и отправляться в путешествие – скука, теснота четырех стен, потребность открыть мир?
- Этого, наверное, никто не скажет. Вы не найдете ни одного путешественника, который внятно бы объяснил, что именно подталкивает его к путешествию. Я думаю, меня зовут горы.
- Какие места Гималаев вы намерены еще открыть?
- Сейчас мы идем на Айлан-Пик, на следующий год мы отправляемся в горный массив Канченджанга высотой 8586 метров над уровнем моря, где еще не были. А дальше посмотрим. Гималаи большие. Дело в том, что путешественникам разрешается идти только стандартными маршрутами, и если мы задержались, не прошли пост, нас начнут искать. Это обязательное условие, потому что я расписываюсь за всех людей в экспедиции и обязан отвечать за каждого. Я – ответственное лицо, руководитель экспедиции и обязан подчиняться законам государства, в котором нахожусь.
- Что вы как путешественник чувствуете во время экспедиции – волнение, страх?
- Ни волнения, ни страха – ничего нет. Зато, возвращаясь из экспедиции, люди, пусть и черные от усталости и испытаний, все же чувствуют счастье от того, что поднялись на гору, и что все сложилось хорошо. Один молодой человек, посетивший нашу выставку в Ульяновске, очень правильно написал в книге отзывов: «Желаем вам успешных восхождений и главное – каждый раз возвращаться домой». Эту радость возвращения хочется всегда испытывать в конце экспедиции.
Справка
Юрий Родичев является президентом общественной организации «Международный центр духовной культуры», которая занимается благотворительной деятельностью, изучением, сохранением, собиранием и пропагандой художественного, научного, философского и литературного наследия мировой культуры. Центр активно участвует в культурной жизни столицы губернии, и в этом году уже провел ряд мероприятий. С 31 мая по 9 июня прошли Дни тибетской культуры с участием группы странствующих монахов из землячества Нгари монастыря Дрепунг Гоманг. 15-16 июля в культурно-выставочном центре «Радуга» состоялась ежегодная конференция, посвященная выставочной, экспедиционной и издательской деятельности. А со 2 по 26 августа в музее имени Алабина проходит фотовыставка «Гималаи. Тибет».
Последние комментарии
Совершенно справедливо.
Виляют и друг на друга кивают...
Осмелел при Рыбаковой ручной был...Гефест на себя перевел или все жонушкой прикрывается
великолепные книги супер
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!