В Самарском академическом театре оперы и балета премьерой "Пиковой дамы" открылся фестиваль, посвященный 175-летию Петра Ильича Чайковского. Режиссер-постановщик спектакля - Михаил Панджавидзе.
"Пиковая дама" Чайковского хотя и поставлена по произведению Пушкина, однако сильно отличается от оригинала. Главный герой оперы - Герман - действительно влюблен в Лизу, девушку из богатой семьи. Об этом он сообщает в первой же картине своему другу Томскому. Влюблен безнадежно, ведь он всего лишь бедный офицер. Но, как выясняется позже, им обуревает и другая страсть - игра.
Подслушанный случайно рассказ Томского о старой графине, о тайне трех карт, будоражит его душу, не дает покоя, и цепь других случайностей (встреча с графиней, ответная любовь девушки, возможность проникнуть в спальню старухи, некогда блиставшей при дворе самой мадам Помпадур), приводит к роковому финалу. Игра и смерть, между ними знак равенства. И, словно предчувствуя беду, встретившиеся в Летнем саду главные герои исполняют свой известный квинтет "Мне страшно.... ", ведь и графиня видит в лице молодого человека свой исход. Начинающаяся гроза, темнота, сгустившаяся над садом, усиливают эти мистические ощущения.
В самарской постановке эта картина решена довольно удачно (художник-постановщик Елена Соловьева). Первое, что видит зритель после открытия занавеса - ажурный кованый мостик, как примета Петербурга, силуэты Петропавловской крепости вдали, гуляющих горожан (нянек с детьми, барышень и кавалеров), но, по мере закручивания сюжета, все происходящее тоже начинает закручиваться, то есть, реально вращаться при помощи поворотного круга. Крутятся люди на лавочках, весельных лодочках, дети, дамы и господа. Начинает кружиться и кованый петербургский мостик с мифическими грифонами на постаментах.
Наглядность и иллюстративность происходящего порой кажутся излишними в спектакле. Так, в комнате Лизы, ее подружки, слушая грустный романс, буквально рыдают на плечах друг у друга. Пастораль "Искренность пастушки" (пример театра в театре), являющаяся намеком на любовный треугольник Герман — Лиза — Елецкий, зеркальным его отражением, в данном случае выглядит как разъяснение для недогадливых, ведь главные партии в пасторали исполняют те же - Лиза и князь. Какие уж тут намеки. На набережной зимней Канавки, после бурного объяснения Лизы и Германа и окончательного их разрыва, разъезжаются в разные стороны и половинки моста. Вертящиеся сцена с игроками, слугами, завсегдатаями игорного дома вокруг стола с зеленым сукном, опять же - иллюстрация. "Что наша жизнь? Игра!", - поет Михаил Губский - Герман.
И только исполнительский талант артистов самарской оперы заставляет переживать и восхищаться. Герман Губского и труслив, и одержим, и раздавлен. Блистательный тенор давно уже поет на сцене московских театров, но самарцы по прежнему считают его своим.
Партию Лизы в день премьеры исполнила Ирина Крикунова, партию Томского - Василий Святкин, князя Елецкого - Георгий Цветков.
В образе самого загадочного персонажа оперы - Пиковой дамы-графини выступила Евгения Тенякова. Сцена с Германом - одно из центральных мест оперы. Ведь когда-то и она предпочла любви — игру. И вот он, ее суженый. Тот, кто предначертан судьбой. Виновник смерти.
Последние комментарии
Дорогое удовольствие...
Знаковое мероприятие.
"Напор и мощь игры виолончелиста великолепно сочетались с нежной, прозрачной и легкой манерой органистки." Вот-вот. Ощущение было, что день рождения виолончели, а не органа.
Молодцы!
Так ведь такие люди как Куликов делают своё дело не требуя награды а от души!!! И наша с вами положительная оценка его трудов и поддержка - для него самая высокая награда!!!