В ближайшие дни, 19 и 20 декабря, "Ракурс" отметит фестивалем "Синемания" свое 35-летие, а его президенту Михаилу Купербергу недавно исполнилось 60. Однако если эти даты и взбудоражили культурное сообщество Самары, то не ту его часть, которая помогла бы киноклубу справиться с затянувшимся периодом выживания и неопределенности. В некотором смысле с "Ракурсом" придется попрощаться. А "Синемания-2015" сделает окончание этой главы эффектным.
- Мы встретились, чтобы подвести некоторые итоги деятельности "Ракурса". Вопрос в том, какова должна быть их интонация...
- Я не знаю, ей богу. Все говорят - как же так, 35 лет, а вы заканчиваете, работайте еще 50! Пока я ни о чем стараюсь не думать, кроме фестиваля 19 и 20 декабря. Наверняка, только закончена история юридического лица "Ракурса".
- Может быть, это повод попробовать новые форматы?
- На мой взгляд, мы почти исчерпали варианты. "Ракурс" работал как музей кино, как бюро пропаганды киноискусства, как киноцентр и фестивальный центр, как клуб по интересам и дискуссионный клуб, как лекторский проект... Осталось только уйти в Интернет, но для этого нужна помощь неравнодушных людей, которые хорошо ориентируются в нем и готовы продолжать наше дело. Костер нужно разжигать - в последние годы он только тлеет.
- Вы говорили, что новинки авторского кино в последнее время разочаровывают. Следует ли понимать, что во всем мире с ним неладно или достойные внимания вещи киноклуб не может заполучить?
- Беда в том, что мы с Валерием Бондаренко не ездим теперь на Московский фестиваль и лишились возможности предварительного отбора фильмов. Часто получается, что новинки мы смотрим вместе со зрителями "Ракурса". А потом приходится сомневаться, стоило ли их показывать. Кроме того, авторское кино все меньше покупают российские дистрибьюторы. Когда обстановка в стране была менее напряженной, государство помогало маленьким прокатным компаниям с такими лентами. Теперь же денег на это нет, и много хорошего кино не попадает в Россию легально.
Что же касается современного кино в целом, то его проблема - в том, что оно перестало объяснять мир. Кинематограф (а может быть, и все искусство) отстает, теряет связь с реальностью. Возможно, мир стал слишком сложен.
- Какие годы для киноклуба были лучшими?
- Было несколько хороших периодов. Всю первую половину восьмидесятых мы искали, что нужно зрителю, что нужно нам, и пользовались только ограниченными возможностями Куйбышевского облкинопроката. Коренным образом наша деятельность изменилась во время перестройки, когда мы получили возможность официально собирать членские взносы. Появились деньги, на которые мы стали приглашать кинематографистов. Первым режиссером, которого мы позвали, стал Валерий Рубинчик, впоследствии приезжавший еще четыре раза. Хотя его мы пригласили на паритетных началах - Бюро пропаганды киноискусства помогло. А вот Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Вадим Абдрашитов были привезены уже на наши деньги. Эти творческие встречи сделали "Ракурс" иным.
Клуб я делал, конечно, не один - существовал худсовет. И во время выхода фильма "Асса" Сергея Соловьева к нам присоединился Валерий Бондаренко, до сих пор один из главных творцов. Я же был инженером. Работал в НИИ и параллельно учился заочно во ВГИКе, пока в 1987-м году меня не позвал в бюро досуга "Праздник" Виктор Долонько. То было нечто вроде кооператива, в который Долонько объединил тогда еще молодых представителей разных областей культуры - дискотечное движение, видеоклубное, театральное, фотографическое, рок и прочее. Так что я стал профессионально заниматься кино, а "Ракурс" стал структурным подразделением "Праздника". Начался новый этап, связанный с фестивальным движением.
В сентябре 1987-го мы провели первый фестиваль, развернувшийся почти во всех кинотеатрах Самары и в Тольятти - он назывался "Ленфильм. Верность правде". Показали такие новинки, как "Взломщик" Валерия Огородникова - с Кинчевым и Гаркушей, причем Гаркуша приехал тогда как киноактер. Были "полочные" картины (например, "Интервенция" Геннадия Полоки), были вечера памяти Ильи Авербаха и Динары Асановой, был семинар киноклубов Поволжского региона. А я приобрел совершенно неожиданный опыт - никогда не думал, что такой фестиваль организую.
- Кроме того, надо было помогать ориентироваться в хлынувшем потоке прежде недоступной информации...
- Да, еще тогда КПСС и ВЛКСМ старались контролировать деятельность видеоклубов. Так что мы собирались еженедельно, какие-то фильмы отсматривали, и как киновед я говорил свое веское слово... Но мы практически все разрешали. Изредка случались странные вещи - например, "9 ½ недель" в видеоклубах разрешили показывать фрагментами. В то же время легализованы были фильмы, за которые в советские времена сажали: "Крестный отец", "Последнее танго в Париже", "Дневная красавица"...
Ну а к 1990-му году кинопрокат рухнул, люди перестали ходить куда бы то ни было. Вдруг мы остались единственным местом в городе, где регулярно показывают кино. Не то что хорошее, а просто - кино. Последующий период и вовсе стал одним из самых счастливых - нас стали поддерживать мэр Олег Николаевич Сысуев, фонд Сороса, чуть позже - радио Nostalgie. Важным был первый фестиваль "Новое кино России" 1992-го года. Открывал его абсолютно неизвестный дебютант Алексей Балабанов с лентой "Счастливые дни", и в тот же день приезжала Ирина Евтеева, фильм которой мы собираемся показывать на грядущей "Синемании".
Тогда было много нового серьезного кино, посмотреть которое было негде, кроме как в клубах и на фестивалях. Так что мы брали почти все фильмы, отмеченные "Кинотавром": "Два капитана 2" с Курехиным и Гребенщиковым, хотиненковские фильмы, Рубинчика, Соловьева. А известнейший киновед-архивист Владимир Юрьевич Дмитриев присылал нам классику - Хичкока, Пазолини, Ренуара, Орсона Уэлса...
Удачными были фестивали "Синемания" и "Дни кино восточной Европы", на который приехал Кшиштоф Занусси и чешский лауреат Оскара Ян Сверак. И все наши лучшие режиссеры тех времен побывали здесь - Александр Сокуров, Олег Ковалов, Евгений Юфит, Сергей Дебижев. Очень бурные были вечера и встречи... А потом наступили двухтысячные.
- В первой половине "Ракурс" себя чувствовал, кажется, неплохо.
- Успешными были фестивали "Новое кино России" 2000-го и 2002-го года, когда к нам приезжали по 35 человек. И среди них были Кира Муратова, Алексей Учитель, Андрей Эшпай, актеры Михаил Ефремов, Гоша Куценко, Евгения Симонова, Сергей Маковецкий. Но в 2007-м году окончательно закончились федеральные деньги на такие проекты.
- Что сейчас мешает приглашать популярных деятелей кино?
- На средства, какими располагает клуб сейчас, мы не могли бы привезти ни одного из упомянутых. В редких случаях компании-дистрибьюторы готовы присылать актеров и режиссеров. Так, три года назад мы показали "Жить" Василия Сигарева... На фестиваль американского кино за счет американцев приезжала Шерил Данн. Или "Альянс Франсез" приглашал режиссера Клер Симон и дважды актера Дени Лавана. Но партнеры приходят на помощь все реже и реже.
- Но все же на "Синемании" снова будут непростые гости...
- У меня появилась идея - не то, чтобы отметить 35-летие, а завершить деятельность киноклуба достойно. Десять лет мы проработали как автономная некоммерческая организация, и с каждым годом становилось все тяжелее. Начинали сезон за здравие, а заканчивали за упокой. Средства, аккумулированные в сентябре и октябре, обычно уходили на поддержку жизни в оставшийся сезон. Так получилось и в этом году. За первые два месяца сезона мы собрали достаточный минимум, чтобы пригласить троих почетных гостей. Мне хотелось показать основные направления деятельности "Ракурса", поэтому фестиваль состоит из трех частей.
Первая - "Эхо фестиваля архивного кино "Белые столбы", где будут показаны редкие, неизвестные картины. Приедет Петр Багров, историк кино, киновед - он теперь на месте Дмитриева. Тут, в первую очередь, хотелось бы обратить внимание на фильм "Мой сын" Евгения Червякова - возможно, первый "экзистенциальный" фильм в истории мирового кинематографа, долгое время числившийся потерянным. Будут анимационные картины Вячеслава Левандовского, будут пробы к фильму "Анна Каренина" 1968-го года, будут сцены, не вошедшие в "Заставу Ильича" Марлена Хуциева, будет первый по-настоящему цветной фильм "Бекки Шарп" по "Ярмарке тщеславия". Наконец, мы покажем сорокаминутный документальный фильм о Владимире Юрьевиче Дмитриеве - уникальной личности, хранителе и киноведе.
Другой пласт - новинки, и здесь будут четыре фильма. Они успели в разной степени прогреметь, но в прокате вряд ли появятся. Прежде всего это "Милый Ханс, Дорогой Петр" Александра Миндадзе. Потом - фильм Бакура Бакурадзе "Брат Деян", "Авентур" Ирины Евтеевой по Александру Грину и даосским притчам, и картина Александра Котта "Инсайт". Некоторые из этих картин представит член правления гильдии киноведов и кинокритиков России Татяна Муштакова, которая нам очень помогла с "Новым кино России" в 2000-м и 2002 году.
Наконец, в финале "Синемании" арт-директор "Артдокфеста" Виктория Белопольская привезет несколько фильмов с этого важнейшего фестиваля остросоциального кино. Он еще не завершился в Москве и программы у меня на руках нет, но это будет большое событие для города.
Хотелось, конечно, пригласить режиссеров, приезжавших в Самару неоднократно - Анну Меликян, Бориса Хлебникова, Котта, Евтееву, но абсолютно все заняты на своих новых фильмах. Поэтому будут киноведы.
Последние комментарии
Память народная, дорогого стоит!
Хорошее дело.
официальный сайт киноклуба—kinoclub.to
Фильм очень понравился, масса эмоций, ощущения не передаваемые, музыка, звук, актеры, вся команда поработала отлично, такой фильм можно смотреть несколько раз!!! Уже совсем скоро будет мастер класс от режиссера этого фильма Сергея Мокрицкого 25,26 апреля, кого интересует вот ссылка http://mitta.ru/kinokursy/rezhissura/46-rabota-s-rezhisserom?utm_source=vninform&utm_medium=post-banner&utm_campaign=rabota-s-rezhisserom Присоединяйтесь!!
Ну разве чудак Сивиркин может сказать что то не приличное?