10 февраля авиационный департамент ДОСААФ России разослал в регионы письма с предписанием заправлять самолеты не автомобильным бензином Аи-95, использующимся в аэроклубах уже много лет, а авиационным, стоимость которого примерно в три раза выше.
Руководитель Самарского областного аэроклуба ДОСААФ России Геннадий Черковский рассказал корреспонденту Волга Ньюс, чем это уже обернулось для их аэроклуба и как отразится на любителях авиационных видов спорта.
По словам Геннадия Черковского, до 2000 г. представители аэроклуба ДОСААФ закупали авиационный бензин Б-91/115 на Куйбышевском НПЗ, а когда на рубеже веков самарское предприятие прекратило выпуск данного вида топлива, приобретали его на уфимском заводе. Но и там производство авиационного бензина прекратили. После чего самолеты аэроклубов перевели на автомобильный бензин.
"Тогда была разработана методика допуска самолетов для эксплуатации на автомобильных бензинах, - рассказывает Геннадий Черковский. - Использовали АИ-95 и АИ-98. Был установлен перечень работ, которые выполнялись через каждые 25 часов налета. В частности, осуществлялась проверка двигателей, поршней. Потихонечку автомобильные бензины стали использовать в аэроклубах всей страны. А недавно от руководства ДОСААФ России пришло распоряжение о запрете использования автомобильного бензина для заправки самолетов".
Сейчас, как пояснил начальник Самарского областного аэроклуба, выбор мест, где можно приобрести авиационный бензин, невелик, а его цена почти втрое выше, чем автомобильного.
"Если раньше мы покупали Аи-98 по цене около 40 рублей за литр, Аи-95 по 36-37 рублей, то недавно закупили на питерском предприятии "Петрохим" авиационный бензин AVGAS-100LL - аналог Б-91/115 - стоимостью 116 рублей за килограмм, - поясняет Геннадий Черковский. - Покупали бойлер. Доставка обошлась в 50 тысяч. Кроме Санкт-Петербурга, такой бензин делают в ряде европейских стран".
Геннадий Черковский рассказал, что в связи с переходом на дорогой бензин затраты аэроклуба серьезно возрастут.
"В связи с переходом на авиационный бензин мы теряем в год в пределах 4,5-5 млн рублей. Это если летать так, как летали в прошлом году, - продолжает Геннадий Черковский. - И, естественно, мы теряем свою конкурентоспособность в связи с тем, что стоимость летного часа на воздушных судах Ан-2, Як-52 увеличивается на 30%. Если в прошлом году летный час на Ан-2 стоил 36 тысяч рублей (это с учетом бензина, восстановления ресурса и прочего), то сейчас эта сумма выросла до 50 тысяч рублей".
По мнению Геннадия Черковского, переход на дорогой авиационный бензин может отразиться на развитии авиационных видов спорта, например, парашютного, который очень популярен в Самарской области: только в региональном аэроклубе ДОСААФ ежегодно совершают прыжки 3-3,5 тыс. человек.
"Если раньше прыжок с парашютом стоил у нас 2,7 тысяч рублей, то теперь он будет стоить примерно на 450 рублей дороже, - говорит начальник аэроклуба. - Мы попытаемся найти возможность снизить стоимость прыжка. Нельзя же постоянно повышать цену".
Геннадий Черковский уверен: прежде чем принимать решение о переходе на дорогой авиационный бензин, надо было разобраться с вопросом его производства, установить более или менее понятные расценки.
"Ведь сейчас рынок цену регулирует, и она из-за высокого спроса будет расти, - делится переживаниями Генадий Черковский. - А многие аэроклубы ДОСААФ работают еще по госконтрактам, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Выходили на торги. И благодаря тому, что имели право летать на автомобильном бензине, выигрывали контракты. Это и лесоохрана, и нефтяники. И ситуация такова, что эти задачи надо выполнять. А сейчас конкурентоспособность потеряна. Стоимость наших услуг будет дороже, из-за чего половина наших организаций уйдет с этого рынка".
По мнению Черковского, производство авиационного бензина - достаточно прибыльное дело и возродить его можно в том числе и в Самарской области.
"Себестоимость Б-91/115 ниже, чем у автомобильного бензина, - поясняет начальник Самарского областного аэроклуба. - Потому что в производстве автомобильного бензина используются присадки импортного производства, а при изготовлении авиационного бензина применяется отечественное сырье. Я не знаю, почему у нас в Самаре этот вопрос не рассмотреть. У нас есть программы по развитию малой авиации. Люди покупают самолеты (только у нас на аэродроме десятка полтора стоит) и заказывают для них авиационный бензин LL-100 в Москве, сбрасываются, нанимают машину, везут его в Самару. Двухсотлитровая бочка стоит 18 тысяч рублей. Плюс еще перевозка. Они бы могли покупать такой бензин и тут, если бы были свои производители".
Исполнительный директор информационно-аналитического агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что реальной альтернативы Аи-95 для российской малой авиации и, в частности, для авиации ДОСААФ сегодня нет, а запреты на его применение реального результата не дадут.
Более того, Олег Пантелеев прогнозирует, что запрет на применение Аи-95 и переход на дорогие авиационные бензины вызовет рост "партизанского движения", то есть полностью нелегальных полетов, без подачи флайт-плана, без радиообмена. "Согласитесь, тому, кто решил все делать нелегально, зачем заливать дорогой авиабензин? - говорит эксперт. - Речь действительно идет о том, что значительная часть авиаторов-частников просто перестанет "привязываться" к аэродромам ДОСААФ".
Что касается возможностей для возобновления производства российских авиационных бензинов Б-91/115 и Б-95/130, то Олег Пантелеев напомнил, что их производство в России было свернуто в связи с ужесточением экологических требований. Отметим, что в состав этих авиабензинов входит тетраэтилсвинец (ТЭС), в частности, в Б-91/115 его концентрация - до 2,5 мг/л. Концентрация ТЭС в аналогичных импортных авиабензинах AVGAS 100LL ниже, чем в российских, - не более 0,56 мг/л.
ТЭС - очень токсичная канцерогенная присадка, повышающая октановое число бензина и его так называемую сортность - способность давать прирост мощности при работе двигателя на богатой смеси, что очень важно для авиации. В России производство ядовитого тетраэтилсвинца запрещено с 15 ноября 2002 года.
Последние комментарии
Что подорожало осмотр новой плиты колонки счётчика ???? Или глаза того кто смотреть будет ????
«Михаил Смирнов назвал сложности с получением данных о количестве проживающих в квартире…» Эти «сложности» не так уж и сложны. Есть два основных источника информации: подразделения МВД (т.н. «паспортные столы»), где есть база данных о прописанных гражданах. И есть выписки ЕГРН Росреестра, где есть данные о собственниках жилья. А также есть и ФНС, где каждый гражданин закодирован под своим ИНН. Предполагаю, что для Администрации области вполне возможно воспользоваться этими базами данных, чтобы выяснить искомую информацию. Далее определяем, сколько гражданин генерирует отходов. За основу возьмём т.н. «рациональные нормы потребления». Например, для пищевых продуктов они рекомендуются Минздравом. Выясняем, сколько желательно съесть куриных яиц в год. Переводим это количество в количество картонных/пенопластовых упаковок. И по сплющенным перед отправкой в контейнер упаковкам вычисляем объём этого отхода. Точно также и для бутилированной воды, и для сахара, для макарон, и так далее. Вроде бы просто. Или, всё-таки, сложно?
У родителей нет информации ввели ли карантин в школе или нет, завтра 3 урока. И сегодня тоже уроки были, вот всё что мы знаем. Кто-то кого-то обманывает.
Готовьте карманы, самарцы...
И? А те кто один живёт в трешке или двушке, но платит за тех, кто впятером живут в таких же условиях, это справедливо???