Одним из гостей проходящего в Самаре открытого всероссийского фестиваля документального кино "Соль земли" стал режиссер Сергей Урсуляк, сообщил корреспондент Волга Ньюс. Зрителям он знаком по таким фильмам, как "Сочинение ко дню Победы", "Исаев", "Ликвидация", "Тихий Дон" и "Жизнь и судьба", часть съемок которого прошла в Самаре. На встрече с режиссером в ЦРК "Художественный", которая прошла 21 сентября, не было свободных мест. Беседа получилась откровенной и вызвала живой отклик у публики.
О "Тихом Доне"
В России плохо усваиваются уроки истории нашей страны последних ста лет. Мы в этом мало чем отличаемся от других стран. Уроки истории плохо усваиваются всеми. Но, поскольку я не швейцарец, то беспокоюсь о судьбе своей страны. России. И роман меня интересует как предупреждение, как напоминание об уроках истории и, конечно, как большая литература. Да, уже было несколько экранизаций романа. Но это мое видение "Тихого Дона". Естественно, я не собирался спорить ни с Герасимовым, ни с Бондарчуком – авторами предыдущих киноверсий. Вообще, я считаю, что любое великое литературное произведение должно экранизироваться каждые лет 10-15 – меняется время, меняется киноязык, приходит другое поколение зрителей. К съемкам этого фильма я готовился долго – не только перечитывал роман, но и прочитал все, что было возможно, о "Тихом Доне" и о казачестве. В фильме снималось много молодых, неопытных актеров. И для меня было важно, чтобы съемки проходили последовательно, эпизод за эпизодом…
О фильме "Жизнь и судьба"
Когда мне на телевидении предложили снять этот фильм, я сначала отказался. Показалось, что эта история уже не так захватывает, как в 1985 году, когда роман был опубликован. Но, прочитав сценарий Володарского, я нашел в нем важные для меня и моей семьи вещи. И потом я подумал: это такое масштабное произведение, что грех отказываться от возможности экранизировать его. Съемки фильма заняли три тяжелых, но радостных года. Особенно трудно было снимать военные сцены. Зато я обогатился пониманием своей профессии и открыл для себя много замечательных артистов.
О патриотическом кино
Патриотическое кино – это не обязательно такой фильм, где мы молодцы, а они дураки. Патриотическое кино – это когда сценарист, режиссер и другие люди, которые делают картину, любят людей, о которых они рассказывают. Благодаря этому мы, смотрящие, тоже начинаем любить этих людей и страну, в которой они живут. В этом смысле "Бриллиантовая рука" – патриотическое кино, потому что я люблю этих людей, героев фильма. И фильмы Рязанова – тоже патриотическое кино. Сейчас в картинах, к сожалению, больше рассказывается о том, чего мы не любим. А настоящее кино рождается только по любви. Делать фильм нужно только тогда, когда история, которая в нем рассказывается, тебя лично задевает. Ты ассоциируешь себя с героями, и они становятся живее реально живущих людей. Слова Флобера "Мадам Бовари – это я" – не просто красивая фраза. Жена не даст соврать - я часто плачу, когда монтирую куски своих фильмов. В этот момент моя монтажерка смотрит на меня как на сумасшедшего.
О планах
Сейчас я работаю над сценарием фильма о девяностых годах прошлого века по одному из романов Алексея Иванова. Что хотел бы еще снять? Я не мечтатель, если говорить честно. Исхожу из реальных возможностей. Если говорить о книгах, которые я хотел бы экранизировать... очень люблю Дюма – "Три мушкетера", "Королеву Марго". Люблю "Денискины рассказы" Виктора Драгунского. Это вещи такой тонкости и такого лиризма... Но если бы мне даже дали возможность их снимать сейчас, я не знал бы, с какой стороны к ним подступиться. Непонятно, из чего сплетена эта проза. Так что желание снять эти фильмы – вовсе не мечта. Это просто ощущение: хорошо бы это сделать.
О любимых фильмах
Мне нравятся некоторые старые зарубежные фильмы. Например, "Три мушкетера" 1956 года. Или "Восемь с половиной" Феллини. Или "Фантомас" - фильм, который я в детстве обожал. Но это детские радости. А вырос я все-таки на советском кино и люблю его до сих пор. Именно оно меня потрясало и заставляло плакать. Конечно, фильмы были разные, было и много конъюнктурных. Но рядом с десятком таких картин появлялась, например, "Проверка на дорогах" и другие настоящие фильмы. Мне нравятся многие советские киноленты, начиная от "Гусарской баллады" Рязанова, которую я посмотрел впервые в пять лет, и продолжая фильмами обоих Михалковых, Германа, Меньшова и других режиссеров. Но случаются со мной как со зрителем и неожиданные вещи. Не думал, например, что я подсяду на "Игру престолов".
О современном кинематографе
Современное кино в тяжелом положении. Мне несколько раз пришлось быть в жюри фестивалей игрового кино, и я уже зарекся "жюрить". Складывается впечатление, что людям дали деньги на кино, потому что они стояли ближе к кассе. Слишком большую роль стали играть прибыль, окупаемость и стремление к успеху. Продюсерское кино, мне кажется, погубило это искусство. Если ты можешь достать деньги, то называешь себя продюсером. Можешь взять себе режиссера, который считает себя режиссером А потом снять нечто такое, что можно объявить фильмом. На самом деле, и то, и другое, и третье – неправда. Как ни ругают советскую власть, надо признать: система отбора кадров в киноискусстве в то время существовала. И это при всех цензурных сложностях давало возможность состояться в профессии и Шукшину, и Тарковскому, и Абдрашитову, и многим другим настоящим режиссерам. Да, были препоны. Но представьте себе, что у гонимого властями Тарковского была возможность дважды снять один и тот же фильм, когда первый вариант не получился. Я говорю о "Сталкере". Сейчас такое даже представить себе невозможно. Раньше человек, окончивший вуз и отработавший три года, мог прийти во ВГИК, чтобы обучаться на режиссера или сценариста. И это нормально: в эти профессии должны идти люди, знающие жизнь. Люди, которым есть, что сказать. Сейчас с этим проблемы, потому что второе высшее образование стоит очень дорого. Поэтому ВГИК набит бывшими десятиклассниками, которые делают свое "десятиклассное" кино. Снимают фильмы про первую любовь и о том, как спрятал дневник, а мама его нашла. После первой же картины - абсолютная опустошенность: больше сказать нечего. Мне кажется, в последние годы документальное кино стало более интересным и более художественным, чем игровое. Оно чаще рассказывает о реальной, а не о придуманной жизни. И оно более милосердно.
О смысле жизни
Я не думаю о смысле жизни и о своем предназначении. Чем старше становлюсь, тем больше понимаю – смысл жизни в том, что ты живешь. Если живешь, не делая зла, это уже не так мало. Твои родители не думали же о том, что зачнут ребенка для того, чтобы он опроверг теорию относительности. Или для какой-то другой цели. Я просто живу, решая разные задачи. В свое время была задача поступить в театральное училище. Потом - продержаться там, чтобы не выперли. Дальше – попасть в театр. Дальше – стать режиссером. Потом - чтобы снять фильм. Один, другой, третий. Так и живу – от задачи к задаче.
Последние комментарии
Память народная, дорогого стоит!
Хорошее дело.
официальный сайт киноклуба—kinoclub.to
Фильм очень понравился, масса эмоций, ощущения не передаваемые, музыка, звук, актеры, вся команда поработала отлично, такой фильм можно смотреть несколько раз!!! Уже совсем скоро будет мастер класс от режиссера этого фильма Сергея Мокрицкого 25,26 апреля, кого интересует вот ссылка http://mitta.ru/kinokursy/rezhissura/46-rabota-s-rezhisserom?utm_source=vninform&utm_medium=post-banner&utm_campaign=rabota-s-rezhisserom Присоединяйтесь!!
Ну разве чудак Сивиркин может сказать что то не приличное?