Дарья Муромова: "Фильм "Будем жить" - о том, что жизнь не бывает плохой: она разная"

В Самаре прошла премьера документального фильма "Будем жить" руководителя "GrowthМедиа" Дарьи Муромовой. В титрах девушка заявлена как "автор проекта", но, если увеличить масштаб и разложить этот термин на компоненты, можно увидеть, что в это абстрактное понятие входит множество конкретных ролей: автор идеи, продюсер, режиссер, режиссер монтажа, сценарист, журналист, координатор, руководитель PR-­кампании и просто человек, который способен чувствовать и сопереживать... Корреспондент Волга Ньюс расспросил Дарью о том, как и для чего создавался проект.

Фото:

- Дарья, твое внимание всегда привлекали проблемные вопросы: сфера твоих интересов как журналиста выходит за рамки обыденности. Расскажи, почему тебя интересует социальная проблематика.

- Мои родители - врачи, и я изо дня в день наблюдаю жизненные ситуаций в семьях с детьми-инвалидами. Тут очень большой пласт историй, которые не покажут по телевидению. Это, безусловно, повлияло на мой интерес к социальной проблематике.

Мне всегда была интересна другая сторона - малодоступная. Возможно, поэтому моя профессиональная деятельность началась с журналистского расследования. Это был поиск данных о людях, которые захоронены в заброшенных могилах. Оказалось, что один из них - личность мирового значения, Матвей Шенкман, директор авиационного завода №18. Именно этот человек обеспечивал производство самолетов Ил-2 и работал напрямую со Сталиным.

Сейчас, только спустя четыре года, расследование окончательно завершено, привлечено много профильных служб России. Я увидела, что проделанная мной журналистская работа повлекла за собой реальный социальный эффект. Это мотивировало меня на то, чтобы продолжить освещение социальной проблематики.

- Ты говоришь, что твоя жизненная позиция - позиция "Мне НЕ все равно!" - и стала первым импульсом для создания проекта "Будем жить". Как это было? Как родилась идея? С какими мыслями ты начинала работу?

- Все началось в конце третьего курса, когда мне нужно было выбрать тему диплома. У меня были простой вариант (анализировать глянцевое издание, в котором я работаю) и сложный - создать свой проект.

Большую роль тогда сыграл ВГИК (Дарья параллельно учится на 2-м курсе факультета продюсерства и экономики. - Прим. Волга Ньюс), потому что, чем больше я учусь, тем больше мне нравится кино, тем больше я понимаю, что ничего про него не знаю. А без практики и не узнаешь.

Вариант один - создавать кино самой. Появилось желание снять фильм (правда, о чем, о ком и зачем,  я еще не знала). Художественный замысел возник не сразу - три месяца мы с преподавателями и наставниками формулировали идею. Сначала мне хотелось сделать жестко социальный фильм про судьбы людей. Первое рабочее название - "Предупреждение".

Но вскоре мысли были перенаправлены в другое русло - менее агрессивное, более светлое и позитивное. На этом этапе очень помогли Екатерина Владимировна Выровцева и Борис Александрович Кожин. У нас начала формироваться идея - показать людей, которые невероятно любят свою жизнь, несмотря на все сложности. Хотелось создать жизнеутверждающий проект и в том числе показать, что мне как журналисту интересен не только глянец, но и та сторона, о которой мало кто любит говорить.

Самарский социальный фильм "Будем жить" показали публике Самарский социальный фильм "Будем жить" показали публике
Во вторник, 20 февраля, в Самаре на площадке исторического парка "Россия — Моя история" состоялась премьера документального фильма "Будем жить" студентки 4 курса Самарского университета Дарьи Муромовой.

Я не понимала на тот момент, в какую авантюру ввязываюсь, - это мой первый продюсерский опыт. Нам говорили во ВГИКе, что это адски сложная работа - нужно иметь в голове компьютер. И когда мы начинали проект, я не могла оценить весь комплекс проблем, с которыми столкнусь. "Ежик в тумане" - это я на тот момент.

- Как мне кажется, ты изначально была нацелена на результат. "Будем жить" - это не проект ради проекта или ради победы в конкурсе, это проект с конкретной и очень важной миссией. Как бы ты ее сформулировала?

­- Миссия - показать, что жизнь - это самое ценное, что у нас есть, и никакие проблемы не должны тебя разубедить в этой мысли. Показать, что жизнь не бывает плохой - она разная. Наши герои - тому подтверждение. Даже в колонии или в хосписе, когда, казалось бы, жизнь перечеркнута. Нет, она просто другая. Несмотря ни на какие обстоятельства, нужно свою жизнь любить и находить в ней смыслы.

Еще "Будем жить" - это попытка показать, что интересными и важными для широкой аудитории должны быть не только успешные и общепризнанные герои, но и простые люди, о которых никто не знает. Именно про таких нужно снимать кино.

Для меня как для журналиста это большой шаг. Работая в "глянцевой" журналистике, я гналась за интервью с известными людьми: именитыми ведущими, актерами, режиссерами, спортсменами, политиками... С "Будем жить" я осознала, что простые люди со своими историями порой намного интереснее, чем те звезды, с которыми я имела опыт общения. Для меня это профессиональная эволюция.

- Какой реакции ты ждешь от зрителей и какого социального эффекта хочешь добиться?

- Я жду эмоциональной реакции и включенности, потому что именно это побуждает к размышлению. Мы не говорим зрителю напрямую, не оглашаем идею - кино нужно прочувствовать. Для достижения этой цели мы умышленно ушли от телевизионного формата. Уникальность проекта - в том, что каждый подумает о своем в силу своего возраста, опыта, жизненных обстоятельств.

- Почему в цикле документальных короткометражных фильмов ты решила рассказать именно об этих социальных группах людей?

- Изначально у нас планировалась еще одна серия - про детский дом. Но когда мы уже отсняли, поняли, что эта серия не впишется в общую концепцию.

Мы оставили четыре социальных категории: постояльцы дома престарелых, люди с ограниченными возможностями, пациенты хосписа и люди, отбывающие наказание в колонии. В этих ситуациях может оказаться каждый. Это то, от чего никто не застрахован, и наши герои тоже не планировали там оказаться.

- На мой взгляд, получились очень личные истории. Как тебе удалось настолько раскрыть героев?

- Я думала, что к общению с такими людьми можно подготовиться: читала тексты, смотрела видео, общалась с врачами. Я ошибалась. Каким бы ты ни был опытным журналистом, тебе будет тяжело. А у меня опыта общения с этими социальными категориями вообще не было (за исключением инвалидов).

Во мне все время боролись человек, у которого есть морально-этические нормы, границы, и журналист, которому нужно получить информацию. Попросить человека рассказать о своей нелегкой жизни, о том, о чем ему неприятно рассказывать, - конечно, это было непросто. Когда истории настолько личные, человеческие, невозможно оставаться просто журналистом.

Самыми тяжелыми были съемки в хосписе. Такое опустошение испытываешь после ответов героев, что даже не знаешь, как дальше продолжать интервью. Какие вопросы задавать человеку, который сидит перед тобой и совершенно спокойно говорит: "Да, я знаю, что умру, возможно, завтра".

Такое общение - хождение по лезвию ножа, когда одного неверного шага достаточно, чтобы человек закрылся. Это не игровое кино, где у всех расписаны роли и характеры. Это документалистика - ты не знаешь, что тебя ждет в каждом ответе. Поэтому я никогда не писала себе план вопросов, а просто шла разговаривать.

Наверное, для героев это была некая "исповедь", потому что у некоторых такой долгий и откровенный разговор происходил впервые за всю жизнь.

- Видно, что ты проделала сложную работу, которая требовала огромных моральных сил. Был ли такой момент, когда ты хотела все бросить?

- Кризисы возникали на этапе постпродакшена, когда мы сталкивались с проблемами: тут камера дрожит, тут почему-то звука нет, здесь нет логической связи в ответах героя... А специфика документального кино состоит в том, что у тебя только один дубль.

У нас были съемки и по три часа, которые потом нужно отсмотреть, а это эмоционально тяжело. К монтажу фильма про хоспис я готовилась две недели.

Да, иногда возникали мысли, что, может быть, стоит облегчить задачу - сойтись на одной серии. И, возможно, я бы так и сделала, если бы не помощь Бориса Александровича Кожина, к которому я однажды приехала со словами: "Борис Александрович, у меня патовая ситуация, я не знаю, что делать, не понимаю, как нарезанные синхроны превратить в документальное кино. Спасайте".

Если бы не этот человек - был бы социальный проект, но не документальный фильм. На протяжении последних трех месяцев я у него практически жила: многочасовые просмотры материала и полная перекройка всего.

Моментов, когда я думала, что сил уже не осталось - ни моральных, ни физических, - было очень много. Когда я понимала, что конца и краю не видно, а ответственность лежит только на мне, хотелось все бросить.

Меня мотивировало то, что этого проекта ждут, что в нем уже задействовано много людей - я не могла их подвести. Я чувствовала огромную ответственность перед героями, перед командой, перед самой собой. Проект стал важнее моих личных интересов, желаний, слабостей и даже важнее здоровья. Я не могла позволить себе сдаться.

- 7 февраля в Самарском областном геронтологическом центре прошел предпремьерный показ первой серии. Каждый режиссер больше всего ждет реакции зрителя, его оценки. Какие эмоции ты встретила на лицах?

- В тот день около шестидесяти постояльцев дома престарелых увидели фильм. Это самая сложная аудитория, поскольку истории из фильма во многом похожи на их судьбы. Я понимала, что показываю проект людям, которые прожили жизнь, которые видели намного больше, чем я. Их сложно чем-то удивить. В фильме нет ничего того, чего они не знают.

И когда я, студентка, вышла к людям, которые мудрее и опытнее меня, и рассказала о проекте, я уже увидела в глазах предрасположенность ко мне. Потом включили фильм, и конечно, я не смотрела, а прислушивалась к залу.

В фильме есть несколько художественных моментов, и я боялась, что их не поймут, не прочувствуют. Но когда я увидела слезы на глазах и услышала комментарий: "Вот оно, счастье…" - я поняла: цель достигнута. Это такая эйфория для автора, когда он видит, что зрителям не все равно. Это наивысшая награда.

- Как ты считаешь, удалось ли тебе в полной мере реализовать изначальную идею проекта? Довольна ли ты результатом работы?

- Конечно, концепция многократно корректировалась, но изначальную идею мы реализовали. В целом я довольна: провести премьеру своего кино в 20 лет - это здорово. Да, это тешит мое самолюбие, но я знаю, какой колоссальный труд за этим стоит.

Я приобрела опыт, в том числе на собственных оплошностях. А в кино можно развиваться только методом проб и ошибок. Пока приходится отбрасывать рефлексию и эмоции, сейчас главное - результат. Уже потом, когда я немного приду в себя, буду анализировать и подводить итоги.

- Как проект "Будем жить" повлиял на тебя: на твои ценности, приоритеты и установки? Он изменил тебя?

- Он заставил меня очень сильно повзрослеть, хотя я и раньше ощущала себя старше своего возраста. Все, кто узнает идею проекта, спрашивают: "Даш, ты сама до этого додумалась?"

Проект стал для меня проверкой и профессиональной закалкой. Я поняла, что мое отношение к социальным группам, которые представлены в фильме, было неверным. Мое отношение к жизни после проекта тоже изменилось.

Мы каждый день думаем, что у нас так много проблем... Это неправильно. Каждая история в фильме - это урок жизни, мужества, силы воли, достоинства, порядочности и человечности. Герои проекта, невзирая на жизненные обстоятельства, остались людьми.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Вячеслав Гусев 17 апреля 2024 02:41 В Самаре "забыли" переселить ветерана Великой Отечественной войны

А чо данные служители ащё работают? Хамилие как укажите, страна должна знать своих героев! А их начальник кабинет освоил?

Наталия Ковалева 16 апреля 2024 13:50 До 20 тыс. рублей: в Самарской области ввели штрафы для тех, кто подкармливает животных

А Вы знаете сколько безобразия из-за этих подкормок? Вы знаете сколько "просело" на тему и калечит животных из-за выгоды? Фотографии нужны ведь реальные. Жалостливые фотки - сбор денег. Хотя бы глаза собакам и кошкам так называемые зоозощитники прекратят выкалывать. 90 процентов - висят на теме. Копейки нельзя давать! Только так можно прекратить это кошмар! Как только Добреньким прикидывается - под подозрение. А как собираются, вон кота Твикса искали, моментально 300 зоозощитников собралось, и несколько дней бродили - что они делали, куда ходили - неизвестно. Что это за группы товарищей? Под "маской" поисков то. Реальные зоозощитники поймут ужас ситуации по лечению животных, ради наживы. Их, кстати, не так и много. И,кошка кушает мышек и крысок и змеек, сидит себе в подъезде и никуда не шарахается. Путевая кошка прокормиться, пищи полно и нормальных котят воспитает и спрячется. (У неё риск в лапы любителей животных попасть, ну и под птиц, стаи собак, волков.) Прячется - шанс есть. Попасть под зоозощитников - шанса нет. Денег нечего им давать и помогать и всё. Вот зачем спасать кошку без глаз и ног, усыпить, закончить страдания, это же не их животное, а вот только нашли (хуже, если сами сделали). Им пофиг - собирают средства. И всё под Маской "хорошести", задолбали животных. Отстаньте от них. Нечего кормить - согласна. И зоозощитников нечего кормить!

Наталия Ковалева 16 апреля 2024 13:38 До 20 тыс. рублей: в Самарской области ввели штрафы для тех, кто подкармливает животных

А какая разница стае, ребенок или котенок? Зачем прикармливать вообще? Змей полно, они на кошачий корм идут, совершенно спокойно пролезут по коммуникациям. Пока из унитазов не полезу, видимо не поверят) гугл можно почитать. Согласна полностью, безобразие нужно прекращать, штрафы. Самара! Круто! Сейчас ещё девушке выше отвечу на Камент.

Виктор Шашков 10 апреля 2024 12:49 До 20 тыс. рублей: в Самарской области ввели штрафы для тех, кто подкармливает животных

Кто-нибудь из аналитиков прогнозировал варианты, которыми могут закониться подобные эксперименты со стайными хищниками, обитающими в ареале человека? Вангуется мне, что оштрафуют несколько кастрюлесоцев... Резко сократится кормёжка. Но тогда голодающие стаи станут просто охотиться за наименее слабыми особями социума - за детьми. За покусы - администрация разорится расплачиваться идо них дойдёт - нетсамоходных прищепок - и нет проблем. Хорошо ещё если летальных случаев не будет!

Эля Знаменская 10 апреля 2024 11:38 До 20 тыс. рублей: в Самарской области ввели штрафы для тех, кто подкармливает животных

ЗООЗАЩИТНИКИ! Сохраните это решение суда !!! И помните, никто не имеет права запрещать кормить бездомных животных !!! Всегда ссылайтесь на это решение суда . ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 3 июля 2019 г. по делу № 33-11353/2019) Кормить и давать кров бездомным животным не только можно, но и нужно, потому что сострадание и гуманное отношение к животным без владельцев – это обязанность каждого гражданина РФ в силу ст. 4, ст. 17 Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 498-ФЗ), а внешнее проявление сострадания и гуманного отношения как раз и состоит в заботе о сохранении жизни животных без владельцев, в том числе в их кормежке и защите от плохой погоды. На это указал региональный суд, отклоняя "добрососедский" иск об обязании сломать будку для собаки и запрете кормления бродячих псов (определение Ростовского областного суда от 3 июля 2019 г. по делу № 33-11353/2019) https://vk.com/tvoridobroroslavl?w=wall689241568_476 ********************************** В соответствии со ст. 4 и 17 Закона об ответственном обращении с животными1, «сострадание и гуманное отношение к животным без владельцев являются обязанностью всех граждан», а внешнее проявление такого отношения и состоит в том числе в их кормлении и «предотвращении негативного воздействия на их здоровье погодных явлений» (можно и нужно собакам ставить/строить укрытие/будки, а так же кормить). Законом об ответственном обращении с животными установлено, что животные являются существами, способными испытывать эмоции и физические страдания, и относиться к ним следует нравственно и гуманно. То есть в нашем законодательстве установлены право и даже моральная обязанность кормить и заботиться в том числе о животных без хозяина. Закон разрешает любителям животных ухаживать за бродячими собаками и кошками Часть 3 ст. 17 Конституции РФ . ********************************** Пост Бурматова В.В. ⚡️ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ НА КОРМЛЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ ПРОТИВОЗАКОННЫ - ПРОКУРАТУРА ‼️ Субъекты РФ, пытающиеся на региональном уровне ввести запрет на кормление безнадзорных животных и на взаимодействие волонтёров с ними, делают это незаконно: такие решения противоречат федеральному законодательству и должны быть опротестованы прокуратурой. Мы это с вами и так знали, я тут подробно писал об этом, но не все чиновники умеют читать, поэтому иногда принимают глупые, вредные и непрофессиональные решения как в Челябинской области, где на на федеральный уровень скандал с запретом волонтёрам заботиться о бездомных животных (а больше в регионе о них заботиться некому: остальные пилят 330 миллионов, выделенных на это в то время как стаи собак бегают в центральном городском парке, где какой-то маньяк стреляет по ним из ружья, добивая потом кольями). 😹 Вообще, когда челябинские чиновники пытаются поработать, получается очень смешно, как в этот раз, например, когда прокуратура признала противозаконными их дурацкие инициативы. Лучше бы просто сидели и не вредили. И, выбирая, кого покормить, - бездомного кота или челябинского чиновника, я, конечно, выберу кота. Он и симпатичнее, и прок от него есть в отличие от. ‼️‼️‼️ Всем совет: если в вашем регионе власти пытаются повторить глупость челябинских чиновников, запрещая волонтёрам кормить бездомных животных и ухаживать за ними, пишем в прокуратуру и отменяем эти решения как незаконные. А челябинские власти опять «прославились» на всю страну. Это талант! https://t.me/c/1322729948/8732 **************************************************************************

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4