Академический руководитель департамента мировой экономики Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики" профессор Леонид Григорьев по просьбе Волга Ньюс оценил ситуацию в экономике страны и Самарской области, а также перспективы выхода из коронакризиса.
- Что, по большому счету, изменилось в экономике мира в связи с продолжающейся около двух лет пандемией?
- На коротком горизонте в мире идет промышленный подъем при заторможенных услугах (развлечения, путешествия, туризм и прочие). Соответственно, рост цен на сырье и энергию пошел раньше, чем предполагали экономисты.
В среднесрочном плане пора думать о реформах здравоохранения на случай новых пандемий. А в долгосрочном плане пока можно констатировать, что люди могут стать более одинокими и более зависимыми от источников информации.
- Какие риски, связанные с пандемией, наиболее опасны для экономики?
- Пандемия переориентировала рынки труда от "услуг" к "доставкам". Структура потребительского спроса меняется, люди сжаты карантинами, а будущее потребительских рынков сегодня не вполне понятно.
- Вы отмечали, что коронакризис во многом вызван снижением потребления богатых. Насколько российская экономика завязана на вип-потребление?
- Это не совсем вип-потребление - 1% населения стран мира. Более состоятельные (10-20% населения), похоже, перестроились и приспособились. А вот для устойчивого экономического роста хорошо бы расширять его социальную базу за счет среднеобеспеченных сограждан.
- Какие особенности прохождения коронакризиса можно выделить в России по сравнению с другими странами?
- Наши власти раньше и решительнее организовали противодействие пандемии - сам лежал в очень хорошем госпитале, построенном весной 2020 года. Кроме того, у нас есть широкая "система дач" для самоизоляции. И еще я думаю, что мы исторически более устойчивы к стрессам и трудностям.
- Успела ли Россия до коронакризиса выйти из предыдущих кризисов?
- Экономический рост между кризисами был, в общем, умеренным, но характер кризиса 2020 года и оживления, наступившего в 2021 году, работал в пользу стран, где, подобно России, достаточно развиты промышленная база и экспорт ресурсов. Самое большое падение ВВП в Европе зарегистрировано в странах с большим туристическим потоком - во Франции, Испании, Италии.
- За счет каких отраслей будет восстанавливаться наша экономика?
- В России сейчас идет промышленный рост, поднимается внутренний туризм. Нам пригодилось бы все, что позволяет людям реализовывать свои собственные инициативы, как в рамках больших проектов, так и помимо них.
- Что, согласно мировому опыту, эффективнее: поддержка потребительского спроса или стимулирование непосредственно бизнеса?
- Американский путь - раздача пособий людям при безработице, но пока бедные слои еще не вернулись на работу. Европейский путь больше сфокусирован на поддержке бизнеса с тем, чтобы дать ему возможность благополучно пережить тяжелые времена. У нас, скорее, второй путь - бизнесу надо пережить трудные времена, чтобы не начинать все сначала.
- В 2000-х годах вы в одной из работ писали, что у Самарской области есть все шансы стать лидером социально-экономического развития. На чем основывалось это утверждение?
- У Самарской области громадная промышленная база, инновационные возможности, Волга, природа. Но экономический рост все же стал постепенно уходить в регионы Центрального и Северо-Западного федеральных округов, а государственная поддержка стала больше ориентироваться на восток и на юг страны.
Хочу уточнить. Пятнадцать лет назад в наших исследованиях говорилось все же не о лидерстве Самарской области в масштабах России. Речь шла, скорее, о высоком уровне социально-экономического развития региона, о его многопрофильности и инновационности, а также о большой концентрации интеллектуальных ресурсов. И весь этот потенциал, думаю, никуда не ушел.
- Проекты, о реализации которых в Самарской области вы тогда говорили, воплощаются в жизнь только сейчас.
- Время от меня не зависит, но электричка от Тольятти до станции метро в Самаре всегда была правильным проектом. Мост через Волгу тоже выглядел весьма естественно для субъекта РФ, расположенного на такой большой реке вместе со своим - одним из крупнейших в России - автозаводом.
В "верхах" области тогда захотели найти среди зарубежных стран со среднеразвитой экономикой некие аналоги для Самарской области и Самары. У меня получились Словакия с Братиславой и Сент-Луис в США. Но в конечном итоге все, что происходит в том или ином регионе, зависит не от рассуждений экономистов, а от его жителей.
Последние комментарии
Да, на Авито надейся, а самне плошай. А сами авитчики поработать не хотят по этим специальностям, ?
Хорошая новость.Если на данном этапе нет возможности запретить продажу вообще,то ограничения позволят на переходный период улучшить преодоление этого наркотика и изгнать из общества.Любой наркотик,будь это алкоголь,табак или другое снадобье -это удар по семье,обществу и наносит колоссальный вред государству.ТНК приносит баснословную прибыль от продажи всех видов наркотиков.Поэтому,чтобы изжить из общества эту болезнь,необходимо в несколько этапов производить такие действия,так,чтобы индивид,общество осознанно само отказалось от вредных привычек.
Дорого яичко!
Наглости хватает судиться.
Давно уже пора наладить контроль на фарм.рынке. Надеюсь это действительно поможет в борьбе с контрафактом