Часть сотрудников музея А.Н. Толстого, а также деятели науки и культуры, как стало известно на этой неделе, обратились с открытым письмом к мэру Самары Дмитрию Азарову. Подписавшиеся считают, что музею грозит опасность из-за некомпетентности нового директора Людмилы Савченко, и просят личного вмешательства мэра в ситуацию.
О чем речь
Инициаторы обращения собрали внушительный список подписей. На момент, когда письмо попало в редакцию «ВК», под ним стояло 130 фамилий, и, по словам инициаторов, их число продолжает расти. Среди подписавшихся - шесть внуков Алексея Толстого (включая писателя Татьяну Толстую), люди с российской и мировой известностью – писатели Юрий Карякин и Дмитрий Быков, филолог Александр Жолковский из США. Также обращение поддержали многие известные самарцы - Петр Монастырский, Петр Кабытов, Виталий Добрусин, Владимир Конев, Михаил Куперберг, ведущие филологи города Сергей Голубков, Николай Рымарь, Татьяна и Ольга Журчевы и другие.
В своем письме подписавшиеся выражают тревогу за единственный в Самаре литературный мемориальный музей – музей им. М. Горького и музей-усадьбу А.Н. Толстого, который является его филиалом (правильно именно так, хотя в Самаре давно уже привыкли называть все вместе музеем Толстого). Констатируя достоинства и заслугу музея, авторы обращения говорят об отсутствии опыта работы в литературных и мемориальных музеях у нынешнего директора Людмилы Савченко, которая заняла этот пост в феврале 2010 г. «Музей практически прекратил свое существование в качестве учреждения, осуществляющего собирательскую и научно-исследовательскую работу», - говорится в открытом письме.
По мнению авторов, большинство мероприятий за последний год «носят суррогатный характер, представляя собой «проекты», наносящие урон имиджу музея», а связи музея с филологическим сообществом города разрушены. При этом, говорится в обращении, «на все посты (замдиректора по науке, замдиректора по развитию, главный хранитель фондов, руководитель отдела по работе с публикой) Л.М. Савченко были поставлены люди, не имеющие филологического образования, не знакомые со спецификой работы в литературном музее и не имеющие необходимого для работы на этих должностях музейного стажа». В то же время опытные сотрудники из музея, как сказало в письме, выживаются.
Авторы ставят в вину руководству музея и разрушение дровенника, бывшего точной копией исторического, и планы залить каток на территории усадьбы. Чтобы разобраться в ситуации, мэру предлагают создать комиссию из независимых филологов, литераторов и сотрудников самарских музеев.
Как рассказал «ВК» один из подписавшихся, старший научный сотрудник музея Михаил Перепелкин, письмо было передано в общественную приемную Дмитрия Азарова, откуда переадресовано в департамент по вопросам культуры, спорта и молодежной политики Екатерине Горбуновой, и теперь инициаторы обращения ждут ответа от руководителя департамента культуры Татьяны Шестопаловой.
Напомним также, что это не первое выступление против Людмилы Савченко: в июне этого года представители культурной общественности направляли письмо на имя президента России с просьбой восстановить в должности прежнего директора Андрея Романова.
Два подхода
Директор музея Людмила Савченко не хочет комментировать ситуацию, пока не будет проведена проверка и независимая комиссия не сделает выводы. «ВК» удалось только узнать позицию противоположной стороны по вопросу с дровенником: в дирекции говорят, что постройка давно была в аварийном состоянии, и было предписание ее убрать. Что касается катка, то были лишь разговоры, но заливать лед никто не собирался.
Судя по всему, в этой ситуации лоб в лоб столкнулись два подхода к работе музея.
Людмила Савченко – известный в российском музейном сообществе специалист с многолетним опытом, 7 лет проработала директором Тольяттинского краеведческого музея. И на первый взгляд, работа музея Толстого за последний год выглядит вполне благополучно: здесь регулярно проходят литературные встречи, спектакли, кинопоказы и выставки (громко звучал проект к Дню Победы «И рай, замаскированный под двор», недавно открылась выставка, посвященная Льву Толстому, и т.д.).
Но именно это и возмущает специалистов-филологов, которые считают, что литературный музей должен вести архивную и научную работу, а превращение его в культурный центр может оказаться губительным и пойти в ущерб исследовательской работе. В то же время три года назад в интервью автору этой статьи тогдашний директор Андрей Романов говорил о планах создать на базе музея нечто вроде культурного центра — точнее, проговаривал разные варианты развития музея: «Если бы у нас было здание на Степана Разина, в нем можно было бы сделать Центр российской словесности и перевести туда часть фондов. Тогда здесь, на Фрунзе, можно открыть полуэтнографический музей, например, показать, как были устроены конюшни, держать лошадей… А рентабельным музей как хранилище быть не может. Музей как культурный центр – да». («Репортер», 8 февраля 2008 г.)
Вместо вывода
Письмо уже выложили в своих интернет-дневниках несколько самарских блогеров, и, судя по комментариям, общественность в своей реакции тоже раскалывается на сторонников новаций и традиционалистов. Причем даже некоторые из подписавшихся признают, что прекрасный человек Андрей Романов, неотделимый от этого музея, все-таки не является лучшей кандидатурой на должность директора.
Сергей Голубков, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы СамГУ, считает, что новым директором должен быть «человек из филологической среды, знающий архив, знающий эту сферу». «Временно директором может быть Михаил Перепелкин, - предполагает г-н Голубков. - Мы готовы даже через аспирантуру специально подготовить двух-трех сотрудников, если это понадобится».
В сложившейся ситуации, судя по всему, и вправду нужна комиссия, чтобы объективно разобраться в ситуации и каким-то образом примирить два подхода к музею. А с полным текстом письма можно ознакомиться, например, в блоге Андрея Асташкина http://andry-astashkin.livejournal.com/289702.html.
Комментарии
Михаил ПЕРЕПЕЛКИН, старший научный сотрудник музея им. Горького, кандидат филологических наук:
- Вопрос об увольнении-назначении руководителя музея должен решаться не кулуарно (по пути: нравится - не нравится), а коллегиально и открыто, с учетом мнения коллектива, филологов, научной общественности, Государственного литературного музея, Московского музея А.Н. Толстого и т.д. Так как руководитель музея, имеющего фактически всероссийское значение, это не функционер, а идеолог, знаковая фигура в культуре региона. Об этом я сказал два года назад чиновникам из департамента культуры, когда после моей отставки и возвращения Романова предпринималась попытка «по-тихому» снять его через выговор и вернуть меня на это место. По крайней мере, в сегодняшней непростой ситуации вопрос о назначении руководителя должен быть решен именно так. Вся беда, что, не зная ничего о музее и не понимая его функций, чиновники принимают все решения втихомолку, рубят с плеча.
Справка
Савченко Людмила Михайловна окончила исторический факультет Донецкого госуниверситета, 1978-1982 гг. - научный сотрудник Донецкого областного художественного музея, 1982-1983 гг. - зав. отделом изобразительного искусства Тольяттинского краеведческого музея, 1984-1995 гг. - директор Детского музея г. Ноябрьска, 1995-2002 гг. - директор Тольяттинского краеведческого музея, 2002-2007 гг.- директор Консультационного бюро «АРТ», 2008-2010 гг. - консультант Управления по вопросам культуры и досуга населения администрации городского округа Самара, с февраля 2010 г. - директор Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького.
Автор семинаров и музейных проектов, эксперт музейной программы фонда Потанина, победитель конкурса Фонда Сороса «Лучший менеджер культуры 2002 года».
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Совершенно справедливо.
Виляют и друг на друга кивают...
Осмелел при Рыбаковой ручной был...Гефест на себя перевел или все жонушкой прикрывается
великолепные книги супер
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!