Во вторник стало известно об отставке министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Геннадия Демченко. В среду эта новость приняла статус официального сообщения регионального правительства. Было сообщено, что руководитель областного Минсельхозпрода решил освободить свой пост в связи с ухудшившимся состоянием здоровья. Однако в неофициальных беседах с «Временем» представители областного правительства назвали другие причины смены руководства аграрного ведомства – скандал с массовым падежом племенных коров в Красноармейском районе и окончательное решение министерства сельского хозяйства РФ, снизившего оценку ущерба самарского АПК от засухи 2010 года с 7 до 2,24 млрд рублей. Однако, и эти причины — лишь верхушка айсберга.
Припомнили все
Отставке Геннадия Демченко предшествовали две медиасенсации. Первой стало сообщение информагентства «Волга-ньюс» о том, что министерство сельского хозяйства РФ по итогам государственной экспертизы резко снизило оценку ущерба нанесенного самарским сельхозпроизводителям засухой 2010 года. С июня по декабрь областной Минсельхоз оперировал цифрой потерь в 7 млрд рублей, однако актами экспертизы ОАО «РосНТЦагроЧС» (Москва) были подтверждены фактические прямые потери самарских сельхозтоваропроизводителей на сумму 2,24 млрд рублей, в том числе невозмещённые – 1,9 млрд рублей.
Второй скандал разгорелся в понедельник 13 декабря, когда в региональном выпуске новостей в эфире ГТРК «Самара» прошел сюжет о массовом голодоморе элитного поголовья крупного рогатого скота в ЗАО «Заречье» Красноармейского района. Этот скандал вышел на федеральный уровень – сюжет о том, что в Самарской области вымирают коровы, показали по центральным каналам российского телевидения. Факты, прогремевшие на всю страну были шокирующими. Уже во вторник на заседании комитета по сельскому хозяйству и продовольствию этот вопрос стал предметом жесткой дискуссии. По мнению депутата Самарской губернской думы Семена Михайлова, сложившаяся в этом животноводческом хозяйстве ситуация нанесла репутации Самарской области огромный ущерб. Реакция исполнительной власти последовала также незамедлительно – к вечеру вторника стало известно, что министр сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Геннадий Демченко решением губернатора Владимира Артякова отправлен в отставку, на его место назначен бывший первый заместитель министра – Виктор Альтергот.
Начало конца
Геннадий Демченко не досидел в министерском кресле всего несколько дней до трехлетней годовщины своего назначения. Своего предшественника Александра Румянцева он сменил на этом посту 27 декабря 2007 года. Уже в первые дни руководства отраслью новый министр заявил о том, что в течение трех лет местные сельхозпроизводители смогут полностью обеспечить потребности региона в мясе, в течении пяти лет – в молоке. Однако, радужным перспективам было суждено остаться только в виде красивых обещаний. К декабрю 2010 года в результате краха крупнейших региональных животноводческих проектов - «СВ-Поволжского» и ГК «Аликор» - в регионе производство мяса по сравнению с 2007 годом снизилось на 60%. Пятилетнего срока, отпущенного экс-министром самому себе на повышение в регионе объемов производства молока, Геннадию Демченко на посту досидеть не удалось, однако и сейчас понятно, что в Самарской области в годы его правления эти показатели не росли, а падали.
Первым делом Геннадий Демченко привел в аграрное ведомство свою команду. Ее костяком стали прежние сотрудники администрации Красноярского района. Растениеводство стал курировать Сергей Ершов, управление земельных и имущественных отношений департамента экономики АПК возглавил Федор Ярмоленко, на пост руководителя управления организационно-информационного обеспечения встал Александр Красовский, управление кадровых ресурсов возглавила Татьяна Авдеева, и.о. руководителя в управление животноводства и племенного дела была назначена Людмила Филиппова.
Структура ведомства в результате разрослась до 14 управлений. Причем, по мнению отраслевых экспертов, положительно на работе министерства это не сказалось. Новые подразделения зачастую обладали непонятными функциями, и эффективность их работы было сложно как-либо определить.
Без обязательств
Первые реформы, который Геннадий Демченко начал осуществлять на должности министра, касались отнюдь не повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Их скорее можно назвать административными, чем экономическими. С подачи нового министра целый ряд полномочий, а вместе с ними и ответственность за показатели производства была передана на уровень администраций сельских районов. Параллельно с этим процессом из структуры областного минсельхоза были выведены районные управления сельского хозяйства и переданы под ведение глав территориальных администраций. Эффективность этих нововведений до сих пор под вопросом. Рычагов прямого влияния на сельхозпроизводителей посредством регулировки бюджетных вливаний, таким образом министерство лишилось, а главы сельских районов взамен ничего не приобрели. По сути, новая система взаимодействия минсельхоза, муниципальных районов и агропредприятий – получателей бюджетных денег - свелась к простому перегону денег областного бюджета на районный уровень и далее – к конкретным получателям субвенций и субсидий. Без, так сказать, взаимных обязательств. Нет, обязательства, конечно, были: отныне с муниципальными районами минсельхозом ежегодно заключались соглашения по объемам производства продукции. Однако механизмов эффективного влияния на рост реального производства разработано не было.
Делили поровну
При всех минусах работы регионального аграрного ведомства при Румянцеве, у предшественника Геннадия Демченко нельзя было отнять одного – он целенаправленно работал над созданием новой элиты аграрной отрасли. Главам районных администраций тогда, так или иначе, давали понять – ставка сделана на них. В ответ они должны были приложить максимум усилий по развитию отрасли. Руководители успешных хозяйств, в свою очередь, понимали, что чем лучше они работают, тем на большую поддержку властей они вправе рассчитывать.
Геннадий Демченко нарождавшуюся систему стимулирования роста производства в региональном агропроме сломал. Предложив взамен непрекращающуюся личную войну с главами сельских районов и уравниловку вместо мотивации в отношении сельхозпредприятий.
Последствия такой политики Геннадия Демченко обострились в 2010 году. Когда бюджетная поддержка оказывалась в равной степени высокотехнологическим агропредприятиям и тем, кто работал в поле «спустя рукава».
Наиболее активно против этого подхода в августе 2010 года выступали глава Кинель-Черкаского района Константин Шутько и его коллега из Хворостянского района Виктор Махов. «В районе есть хозяйства, которые вложились в урожай по полной программе, с соблюдением всех полеводческих технологий, с применением средств химической защиты растений и прочее. А рядом поле, на котором человек просто засеял подсолнечник и забыл про него. «А мне-то что, я свои субсидии все равно получу», - высказался, обсуждая меры господдержки аграриев, глава Кинель-Черкасского района Константин Шутько.
И действительно, помощь из федерального и областного бюджетов в 2010 году распределялась между самарскими сельхозпроизводителями, так сказать, усреднено, по принципу: «Ну, раз посеял – получи». Например, в среднем самарским аграриям из 300 млн рублей, экстренно выделенных в 2010 году из областного бюджета, досталось по 420 рублей за 1 га погибших посевов. При том, что при соблюдении технологий затраты могли достигать и 3 и 12 тысяч рублей на гектар в зависимости от высеваемой культуры.
Против всех
Одной из личностных особенностей Геннадия Демченко источники «Времени» называют постоянную необходимость с кем-нибудь враждовать. Объектом для непрекращающейся битвы с момента назначения на пост руководителя минсельхоза для него стали главы районных администраций. Если говорить объективно – не все районы развиваются с одинаковой динамикой. Однако даже самые успешные в плане роста производственных показателей территории оказались не в силах справиться с «наполеоновскими» планами развития регионального агропрома, декларируемыми Геннадием Демченко. «Время» было свидетелем ситуации, в которой Вячеслав Подобулин, глава Сызранского района, и его коллега из Сергиевского района Анатолий Шипицин в присутствии губернатора Самарской области Владимира Артякова вступили в открытую конфронтацию с главой минсельхоза по поводу производственных планов на 2011 год, продавленных аграрным ведомством.
Анатолий Шипицин в частности заявил, что планы Минсельхоза по производству сельхозпродукции в Сергиевском районе взяты «с потолка». Происходило это на расширенном совещании с главами муниципальных районов на Поволжской агропромышленной выставке в Усть-Кинельском 2 сентября 2010 года. «Я не буду диктовать сельхозпредприятиям района, сколько им сеять озимых. Они ведут свой бизнес, это их риски. Они вправе самостоятельно рассчитывать свои действия и работать так, как они считают необходимым в условиях аномальной погоды», - сказал Анатолий Шипицин.
Глава Сызранского района Вячесла Подобулин его поддержал, отметив, что планы главы регионального Минсельхоза слабо соотносятся с реальным положением в региональном агропроме.
К «почерку» Демченко, а точнее к тому, чем он запомнится сельчанам, можно и отнести неудержимую тягу к припискам по всем основным показателям производства сельхозпродукции. Приписки и искажения не выдумка недоброжелателей бывшего министра. Достаточно посмотреть ежедневные сводки, которые в пору Демченко готовились Минсельхозом. Там все элементарно – если нет позитивной динамики по тому или иному показателю по сравнению с предыдущим годом, отрицательные параметры в них, как правило, просто отсутствуют.
Не в команде
По сути, Геннадий Демченко после назначения на пост министра так и остался чужаком в составе нового правительства, сформированного Владимиром Артяковым в конце 2007 года. Источники «Времени» утверждают, что глава Минсельхоза так и не встал «в строй», во многом за счет того, что не сумел наладить нормальных отношений со своими коллегами-министрами. Аппаратная беспомощность не позволила Геннадию Демченко, в частности, спасти то же ОАО «Новокуровское». Позиция главы Минсельхоза была настолько странной, что в результате абсолютной «беззубости», то есть его неумения или нежелания вникать в важнейшие процессы в региональном агропроме создалась поистине абсурдная ситуация, когда областное правительство было вынуждено предъявлять финансовые претензии к предприятиям созданным при участии регионального бюджета. Это – тема отдельного разговора, и мы к нему еще вернемся. Здесь важно другое – почему ответственный за развитие регионального АПК человек полностью отстранился от важнейших для отрасли процессов? По данным «Времени» с 2007 года физический объем инвестиции в основные объемы самарского агропрома снизились с 8 млрд рублей в год до 1,5 млрд рублей в 2009 году.
ДЕТАЛИ
В настоящее время бюджетные вливания в региональное АПК в Самарской области осуществляются в рамках региональной целевой программы, рассчитанной на срок с 2009 по 2013 год, утвержденная постановлением Правительства Самарской области 10 сентября 2008 года № 375.
Сразу отметим, что итоги реализации данной программы в 2009 году, а также предварительные итоги за 2010 год показывают, что по основным направлениям развития АПК программные показатели остаются не выполненными. Аномальные погодные условия 2009-2010 годов наглядно показали серьезные недостатки, допущенные при разработке параметров указанной программы.
Объемные показатели производства продукции сельского хозяйства, установленные в программе не расписаны по районам, то есть должным образом не увязаны с возможностями муниципальных районов и тем более конкретных сельхозтоваропроизводителей. Поэтому сложно с кого-то конкретно требовать результаты.
Говоря о целевых программах, следует отметить, что в целом наша область отстает от передовых регионов. Деятельность самарского АПК базируется в основном на областной целевой программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009-2013 годы, где задачи поставлены только в обобщенном виде, что не в полной мере позволяет конкретно решать те или иные задачи развития сельского хозяйства в области.
В то же время, например в Белгородской области постановлением своего Правительства приняты областные целевые программы на 2005-2010 годы «Развитие птицеводства», «Развитее свиноводства», «Семейные фермы Белогорья», «Школьное молоко».
Наличие таких программ позволило конкретизировать задачи по объемам производства, структурам посевных площадей, по финансам, ответственным кадрам и т.д.
Демченко Геннадий Леонидович
Родился 8 октября 1953 года. В 1973 году окончил Корочанский сельскохозяйственный техникум, служил в армии. В 1981 году окончил Курский сельскохозяйственный институт по специальности «Ученый-агроном». В 1997 году ему присуждена ученая степень кандидата социологических наук.
Трудовую деятельность начал в 1973 году агрономом в совхозе «Измайлово» Калининской области, работал агрономом в колхозе имени Крупской Волоконовского района Белгородской области. В 1978 году переехал на постоянное жительство в Красноярский район Куйбышевской области. В 1983 году назначен директором совхоза «Уголок Ленина» Красноярского района. В 1996 избран главой администрации Красноярского района Самарской области, а в 2000 году занял этот пост в результате победы на выборах. Геннадий Демченко возглавлял Красноярский район до 29 декабря 2007 года, когда был назначен министром сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.
ДОСЬЕ
2007 год - прекращение финансирования из областного бюджета программы по восстановлению региональной системы мелиорации
2007-2010 годы – существенное снижение целого ряда основных показателей сельскохозяйственного производства в Самарской области
2008-2010 годы – существенное снижение притока инвестиций в самарский АПК
ФАКТ
Из 800 тыс. га запланированных к посеву озимых в Самарской области осенью 2010 года посеяно 340 тыс. га.
Источник: www.time-samara.ru
Последние комментарии
Ещё горячая точка это ЖК Фаворит, школа 124 которая в 50 метрах к данному ЖК не относится по решению бывшего мэра. Помимо этого Рядом с ЖК есть большая территория где необходимо сделать сквер,инициативной группой дома был разработан макет сквера, но наши попытки пройти на инициативу в администрации промышленного района уперлись в ограничения и непонимание со стороны людей принимающих решение.
только в России пров***шийся чиновник, открыто попирающий права и интересы сограждан, становится уполномоченным по правам человека
Рудаков вполне сможет потянуть мэра
Не в свои сани не садись. Еще бы работал.
Предлагаю сделать Азарова почетным гражданином за выдающийся вклад в развитие Самары и области и сделать пожизненным сенатором с передачей этого права по наследству с выплатой ежемесячногр вознаграждения за великие труды. Столько сделал, что и неназовешь ни сразу, ни потом.