В Комитете спасения старой Самары, уже второй сезон организующем в «Арт-пропаганде» «Лекции о старой Самаре», вспомнили, что наш город – это еще и важный речной порт, и решили осветить его историю с этой стороны. Прочитать лекцию о волжском судоходстве пригласили историка, общественного деятеля и активного участника ячейки поклонников речного флота форума «Инфофлот» Антона Тарантея.
Дела давно минувших дней
Свой доклад лектор построил по хронологическому принципу, начав издалека – со времен Ивана Грозного, когда суда, опасаясь разбойников, ходили исключительно караванами и для передвижения вверх по Волге пользовались человеческой тягой. Поговорив о бурлаках, вдохновивших когда-то Репина на известную картину, и о первых судах – одномачтовых неуклюжих расшивах, Антон Тарантей перешел к событиям XIX века, когда благодаря научно-техническому прогрессу появились крупные судоходные компании на Волге, Каме и в Каспийском море. Первым крупным судовладельцем тех времен стал Евреинов, который очень быстро разорился. Зато на его ошибках (например, что не стоит строить баржи с килеватым корпусом, намертво садящиеся на мель) учились последователи. В 1843 году было создано первое рентабельное пароходство «По Волге», специализирующееся на комфортных высококлассных пассажирских перевозках для купцов. Вслед за ним появились более «продвинутые» «Кавказ и Меркурий», делавшие ставку на техническое совершенство судов, и «Самолет», претендовавший на звание самого скоростного перевозчика и имевший статус официального доставщика государственной почты.
Нефть как двигатель прогресса
Однако настоящим Прометеем, принесшим искру прогресса в речное судоходство, оказалось товарищество братьев Нобель, занявшихся в конце XIX века перевозками найденной на Каспии нефти. Именно они первыми в России начали стоить танкерные суда и изобрели самый популярный во всем мире тип судна – теплоход. Первый теплоход, выпущенный братьями Нобель в 1903 году, имел дизельный двигатель и использовался как буксир для нефтяной баржи «Вандал».
Судовые общества, занимавшиеся перевозкой пассажиров, вскоре заинтересовались идеей Нобелей и попытались соединить дизельный двигатель и колесный привод. Однако это оказалось технически неудобным, и вскоре пришли к тому, чтобы делать суда винтовыми. Первый в мире винтовой теплоход «Бородино», выпущенный Коломенским заводом, самарцы старшего поколения могут еще помнить – он ходил по Волге до 1987 года. Всего в этой серии создано было 11 судов, которые оказались настолько удачными, что дожили до постперестроечных времен. Неспокойные 90-е, однако, коломенским теплоходам пережить не удалось. Лишь один из них, «Память товарища Маркина», до сих пор стоит на одном из крымских пляжей в виде ржавеющего остова.
Надо сказать, теплоходам не сразу удалось вытеснить колесные пароходы полностью. Два таких судна, «Спартак» и «Володарский», ходили по Волге до 1991 года и были самым дешевым способом добраться из Самары по воде до Вольска, Хвалынска, Сызрани. Смутные времена не пережили и они – сгорели зимой 1993-го. Последним из колесных пароходов Самары погиб «Александр Полежаев», который «доживал» в качестве турбазы железнодорожников напротив Маяковского спуска, потом переместился в затон на Сухой Самарке, откуда не так давно исчез. Судьба его туманна – вероятнее всего, пароход также постигла участь быть распиленным на металлолом.
Расцвет и закат «Волготанкера»
Конечно, не мог лектор обойти вниманием компанию «Волготанкер». Своему рождению она, как и первый теплоход, обязана нефти, найденной в 40-е годы в Жигулевских горах. В 50-е годы в Куйбышеве построили НПЗ, в 1958 году начали на Сухой Самарке строительство затона, и уже в 1959 году «Волготанкер» перевел свое управление из Астрахани в Куйбышев. К 2006 году компания располагала огромным флотом, насчитывавшим 353 судна, среди которых было 204 танкера и рудовоза. Всего через два года «Волготанкер» обанкротился. «Очень сложно понять, почему это произошло с компанией как раз в те годы, когда нефть выросла в цене, - сетовал на лекции Антон Тарантей. - Ходят слухи, что к закату «Волготанкера», как и к его расцвету, причастно «черное золото». Во-первых, совершенно очевидно, что банкротство компании связано с «ЮКОСом», во-вторых, говорят, что она мешала владельцам нефтепроводов. Так или иначе, сейчас большинство судов «Волготанкера» либо перепродано, либо распилено на металл».
К сожалению, печальная участь постигла не только «Волгонефти» и «Нефтерудовозы». В последние годы Самара почти полностью лишилась также скоростного пассажирского речного транспорта. Тех самых «Метеоров», «Восходов» и «Ракет», на которых когда-то можно было быстро и с удовольствием добраться в Ульяновск, Чебоксары, Казань, Саратов. Большинство «Ракет» было пущено на цветмет (благо сделаны суда такого класса из алюминия), а «Метеоры» уплыли от нас в Китай. По сведениям Антона Тарантея, один из последних ходит сейчас по реке Янцзы в качестве почтового судна.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Совершенно справедливо.
Виляют и друг на друга кивают...
Осмелел при Рыбаковой ручной был...Гефест на себя перевел или все жонушкой прикрывается
великолепные книги супер
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!