Исполнилось 85 лет первому в области отоневрологу

«Золотой человек», «врач от Бога», «удивительная женщина», «чудо-бабушка» - говорят о Нине Степановне Храппо коллеги, пациенты и близкие. Она приняла десятки тысяч пациентов, множество знаменитостей; десятки ее учеников составляют гордость самарской медицины. Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, почетный профессор СамГМУ Нина Храппо 58 лет подряд работает и преподает в Клиниках Самарского медицинского университета.

Миниатюрная, элегантная женщина с умными и добрыми глазами. Она пригласила в комнату с высокими потолками, большими окнами, старинной мебелью, фортепиано и множеством книг. «Я очень люблю классическую литературу: Пушкина, Булгакова, Чехова, Грибоедова», - предупредила она мой вопрос. На письменном столе — стопка свежих газет, общественно-политических и медицинских, с пометками на полях. «Вот, в последнем номере выделила для себя слова авторитетного медика, которые очень созвучны моим собственным мыслям, - сказала Нина Степановна. - Врачи не должны допускать, чтобы кто-нибудь когда-нибудь мог на них обидеться. Люди, не умеющие чувствовать чужую боль, не пригодны к гуманной профессии врача».
 И добавила, что вообще не понимает, как врачи могут жаловаться на своих пациентов: «Он больной, нуждается в помощи. А, кроме того, все мы разные: как говорит герой одного из рассказов Чехова, «каждый живет по амбиции личности», то есть в силу своих особенностей, и с этим надо считаться».
 
 Война научила трудиться
 Бороться с трудностями юную Нину научила война. После беззаботного детства в Ульяновске, в кругу мамы, папы, старшей сестры и няни, ей пришлось работать на двух огородах, таскать тяжести, содержать дом, готовить из чего придется и самой нести ответственность. Зато когда после войны Нина вышла замуж за летчика Наума Рештейна и с ребенком на руках оказалась в Куйбышеве, она ко всему была готова.
 Еще живя с родителями в Ульяновске, Нина решила быть медиком. Но чтобы не терять год, так как в городе не было мединститута, она подала документы на ветеринарный факультет Воронежского сельскохозяйственного института, эвакуированного в Ульяновск. Затем в 18 лет замужество, в 20 лет — ребенок и поступление в Куйбышевский медицинский институт. Отличная учеба и по окончании зачисление в числе лучших выпускников в субординатуру по специальности оториноларингология.
 «Благо мама и сестра очень помогали, - отмечает Храппо. - Да и супруг меня всегда поддерживал, старался оберегать, хорошо зарабатывал. Поэтому когда мне предложили работать в Клинике мединститута бесплатно, так как не было места, я с радостью согласилась. Через три месяца одна сотрудница уехала в Китай на 3 года и освободилась должность больничного ординатора, в которой я проработала 9 лет».
 
 Ученье - свет
 «Работала я под руководством профессора Бориса Лукова, который был моим первым учителем. Из 13 учащихся субординатуры он увидел во мне искреннее желание овладеть специальностью и поэтому предложил работу в Клинике, - вспоминает Нина Степановна. - У меня хорошо получались некоторые операции, и в частности такое тонкое дело, как удаление доброкачественной опухоли из гортани, и он доверял мне это, да еще свой особенный, привезенный из-за границы, инструмент для операции давал. Именно он научил меня врачебному мастерству. В те годы мы быстро становились профессионалами, потому что нам приходилось лечить больных с самыми разными заболеваниями уха, носа и горла и с очень тяжелыми осложнениями этих заболеваний. До открытия при онкодиспансере отделения опухолей головы и шеи, у нас были и онкологические больные. И их оперировали тоже мы, врачи ЛОР-клиники».
 В 1959 году профессор Луков отправил Нину Храппо на 5-месячную специализацию в Научно-исследовательский институт нейрохирургии им. Николая Бурденко в Москву для освоения одного из очень сложных и нужных разделов медицины — отонаврологии.
 С тех пор Нина Храппо стала практически первым отоневрологом в городе, и все годы своей работы занимается лечением больных с вестибулярными расстройствами. «Когда профессор Луков умер, на кафедре, в Клинике и в моей жизни появился Игорь Солдатов, который поставил на первое место на кафедре научную деятельность, - рассказывает Нина Степановна, - и мне привил вкус к науке. Он проработал в самарском вузе 37 лет, и за эти годы приобрел известность ученого, имеющего свою научно-педагогическую школу, который имел авторитет в оториноларингологических кругах не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами».
 «Одной из первых среди его учеников я защитила кандидатскую диссертацию, - вспоминает Нина Храппо, - после этого 7 лет работала ассистентом, затем 20 лет доцентом. Игорь Борисович очень убеждал меня, чтобы я защищала докторскую. Но я не хотела перекрывать дорогу молодежи: к тому времени у нас на кафедре было еще два доктора медицинских наук, значительно моложе меня, которые работали на должности ассистента». Материала для докторской было с лихвой. Но защитила Нина Степановна ее, лишь когда институт поменял статус, стал называться университет, и появились места для двух молодых профессоров, а затем и для нее в 1993 году.
 
 Пугачева не стала другом
 По словам Нины Степановны, некоторые пациенты стали для нее даже не просто друзьями, а практически семьей. «Игорь Солдатов считал приоритетными направлениями деятельности обучение и науку, а я — лечебное дело, - вспоминает заслуженный врач РФ, отличник здравоохранения Нина Храппо. - Для меня больные всегда были на первом месте». Как отмечают коллеги, пациенты ее уважают и обожают, потому что такого врача встретить очень сложно.
 И это осознавали и осознают многие знаменитости. «Я лечила Дмитрия Козлова, - вспоминает Храппо, - у нас сложились очень теплые отношения. Зато с Аллой Пугачевой, с единственной, наверное, общения не получилось». Нина Степановна рассказала, как ее попросили перед концертом Примадонны в Самаре посмотреть ее, так как та потеряла голос. «Оказывается, в Германии, откуда Пугачева летела с концерта, между ней и оркестром поставили усилитель, а Алла Борисовна, как она сама сказала, все равно всех переорала. «Я ее посмотрела и полечила, но отказалась остаться с ними поужинать, потому что уже было 12 часов ночи, а завтра у меня должны были быть лекции и две операции, но я к удобному для Аллы Борисовны времени подстроюсь. Ее это задело. Я приехала на следующий день в объединенную больницу № 1 в установленное время: Пугачевой нет, пациентов не приглашают, ждут Примадонну. Лишь через час она прибыла. Я деликатно попросила ее в следующий раз приезжать вовремя. Между нами сразу возникла стена. Она не пригласила меня на концерт, не предложила автограф. Я ее полечила, вечером она пела, а утром улетела в Москву. Больше мы не общались».
 
 Ученики пишут стихи
 Почти все ученики Нины Храппо имеют ученые степени, работают по специальности, учат других. «Сейчас в Уфе лечит деток мой ученик, профессор Радик Гатиятуллин, - делится Нина Степановна. - Он особой души человек, стихи мне на праздники присылает, за сотни верст приезжал меня даже в санаторий навестить со своей семьей, необыкновенные лилии без запаха подарил». Надежной и верной ученицей, сильным и умным человеком считает Нина Степановна Наталью Еремину, которая заведует кафедрой оториноларингологии и Клиникой имени академика Солдатова с 2001 года. А продолжателем традиций в отоневрологии она называет Елену Струнину, врача СКДЦ.
 Одним из своих талантливых учеников доктор Храппо считает Андрея Мирошниченко, который защитил под ее руководством кандидатскую диссертацию. Сейчас он заведует ЛОР-отделением в детской городской клинической больнице №1 и совмещает это с педагогической работой на кафедре в должности ассистента.
 «Меня иногда просто убивает отношение современных молодых специалистов к больным, - делится почетный профессор СамГМУ доктор Храппо. - Они часто забывают, чему их учили, не привыкли много трудиться, бывают слишком самоуверенны, хотя сомнение и ответственность — лучшие помощники».
 
 Работа — не есть дом
 «Жизнь состоит из черных и белых полос, которые чередуются, но, видимо, у меня долго была лишь одна белая полоса, - с щемящей тоской вдруг произнесла Нина Степановна. - И судьба словно соединила все черные полосы в одну, забрав Наташу. Мы с ней были не просто мама с дочкой, а подружки. Нам было интересно, хорошо вместе». Наталья — тоже медик, даже раньше мамы стала профессором. Подарила внука Леонида, который тоже пошел по стопам мамы и бабушки. Но жизнь порой доказывает, что все познать, предотвратить или устранить невозможно. Медицина бессильна.
 В квартире Нины Степановны на одной стене фотографии тех, кого уже нет. Папы, мамы, мужа, сестры, Наташи, которой нет уже 15 лет. На другой стене — яркие фотографии внука, его жены, правнуков Наташи и Темы. А между ними дом — работа. «Именно работа заменила мне дом в самое сложное и тяжелое для меня время», - признается Нина Степановна.
 Во время нашего разговора несколько раз пробили старинные часы. «Они почему-то спешат, - говорит хозяйка, - но еще идут». Солнечный луч упал на стоящее в комнате фортепиано. Оказалось, оно тоже звучит. На нем играют внук и племянница. А правнуки любят, весело смеясь, наперегонки ловить солнечных зайчиков на темном паркете. Именно это создает домашний уют и прелесть жизни, которых работа заменить не сможет.

 

Источник: www.vkonline.ru

Последние комментарии

Анатолий Илларионов 03 мая 2025 08:18 "Дом промышленности" хотят вернуть региону

С одной стороны в Самаре очень мало оригинальных зданий, а с другой - сданием начали заниматься, когда оно почит разрушено и почти ничего не стоит и требует огромных денег для восстановления. Как идея, у нас есть филиал Третьяковки, но есть ещё Эрмитаж с бесконечным количеством экспонатов в запасниках. Идеально было бы сделать из здания филиал Эрмитажа, например. На Третьяковку деньги получили, почему бы и здесь государству не поучаствовать

Аркадий Галицын 16 апреля 2025 11:55 Стало известно, как планируют организовать застройку центра Самары

Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.

Аркадий Галицын 16 апреля 2025 11:52 "По площадке на ГПЗ-4 есть вопросы": советник губернатора - о строительстве небоскребов в Самаре

Чем ближе к центру, тем меньше нагрузки на дороги, т.к. меньше плечо. Там до центра даже пешком не далеко. А из города-сада точно через весь город ездить, перегружать инфраструктуру. Да и кому там нужно будет дорогое жильё. Место самое удачное для Сити.

Игорь Попов 14 апреля 2025 09:58 В музее Рязанова пройдут медиация и лекция по сохранению культурного наследия

"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!

Аркадий Галицын 11 апреля 2025 12:16 В Самаре собираются ограничить высотную застройку

Кому-то больше заняться нечем, кроме как вредительством застройщикам. К нам итак никто не идёт особо.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31