Евгений Дробышев: "Гамлет" смущал меня аллюзиями: королевская семья, Кремль…"

Евгений Дробышев: "Гамлет" смущал меня аллюзиями: королевская семья, Кремль…" Евгений Дробышев: "Гамлет" смущал меня аллюзиями: королевская семья, Кремль…"
Фото:

Театр "Самарская площадь" 23 февраля выпускает вторую премьеру сезона, и вновь по Уайлдеру, теперь, после "Долгого рождественского обеда" - "Наш городок". Корреспондент Волга Ньюс поговорил с худруком театра Евгением Дробышевым о связи театра и политики, отличиях кочевой и оседлой театральной жизни и, само собой, о планах.

- Первая премьера нового года у вас снова по Уайлдеру.

- У меня так и с другими авторами - идут два Слаповских, если бы не сошел "Орнифль", были бы два Ануя… Уайлдер же вообще поразил меня своей миссией в искусстве.

- Вам кажется, он близок сегодняшнему дню?

- На сегодняшний момент любой намек на нашу действительность вызывает у меня отторжение. Мне хотелось бы поговорить о другом - о нашем, но не впрямую. И я считаю, что Уайлдер к нашему времени как раз подходит. Когда он писал эти пьесы, в Америке были точно такие же времена, как у нас теперь: Великая депрессия, полный раздрызг... Фильм "Однажды в Америке", например, как раз про эти годы.

Следующую постановку мне хотелось бы дать молодому режиссеру - сейчас я познакомился с двумя самарскими, Стасом Полихиным и Артемом Филипповским. Я как-то услышал от Галины Волчек, что она постоянно ищет не молодых драматургов, а молодых режиссеров. То же делаю и я. Нужно, чтобы и артисты мои поработали с другим человеком, и зрители увидели что-то не мое. У молодых свежие головы, они на все смотрят по-другому. И потом, трудно работать с иногородним опытным режиссером. Тем более, что режиссеры с именами просто непомерно дороги.

- С Сергеем Федотовым у вас был очень интересный проект, "Череп из Коннемары" Макдонаха.

- С Федотовым да, он очень мобильный человек. Приехал и буквально за три недели сделал спектакль. Единственное, что он жестковат, но может быть, позову его еще. Мне нравится его "Череп из Коннемары", хотя Макдонах не очень приживается у нас. Где-то по ползала обычно сидит.

Следующее название в нашем репертуаре должно появиться к 25-летию театра, но его я как раз не знаю. У меня были мысли о "Гамлете", но "Гамлета" берет "СамАрт", этим летом выпускает Праудин. А я уже по опыту "Чайки" знаю, что от нашей после появления "самартовской" начался отток.

А "Гамлет" появился, когда мы этим летом были в Дании и ходили по замку Кронборг. Там мы увидели афиши: 10 августа лондонский театр "Глобус" покажет в замке "Гамлета". То есть "Гамлета" в "замке Гамлета"! И мы прилетели на спектакль. Я увидел, как это игралось когда-то в Лондоне - на подмостках на улице, дождь капает...

- У вас есть актер на Гамлета?

- Да, это вторая проблема. Гамлет может быть разным, но в чем ему не откажешь - он образован, родовит, умен. Где сейчас такого артиста найти? Даже дореволюционный МХТ обращался к помощи высокородных господ, чтобы те учили артистов правильно ходить, говорить... А сегодня большой массе артистов не хватает образования, того образования, которое в третьем поколении...

Буду перечитывать Шекспира. Конечно, с моим опытом и в мои годы, когда понимаешь, что время кончается, хочется ставить классические вещи. Может быть, "Бурю"… "Гамлет" меня все-таки смущал некоторыми аллюзиями: королевская семья, Кремль...

- У вас же театр с типичной для нашей страны биографией: родившийся на волне перестройки и поначалу бывший радикальным, экспериментальным. Сейчас вы как видите линию его развития?

- Я не знаю, куда мы пойдем дальше, но сейчас мне интересно пойти по пути, по которому шел Станиславский - пути психологического театра. Я много лет избегал его, мне нужен был радикализм, краски поярче... И еще повлияло, видимо, то, что молодым я не успел увидеть лучших постановок Товстоногова, Эфроса. В театр я пришел с тем, что лучше Таганки ничего не видел. А тут еще такие подоспели времена, что кроме Таганки невозможно было представить ничего. Ну как можно было играть "Месяц в деревне", когда в стране назревало?..

А сейчас я понимаю, что в артисте, когда он начинает мыслить мыслями образа, появляется магия, сцена начинает втягивать зал, как в воронку. На спектаклях Женовача или Фоменко, например, на "Волках и овцах" кажется, как будто тебя оторвали от кресла и немного приподняли, и ты не знаешь, где находишься. Вот это свойство психологического театра, если им правильно овладеть.

- Вы не активны в Сети, не ведете ЖЖ?

- Нет, я не умею включать компьютер. Мне предлагали стать блогером, но мне не то чтобы даже лень... Я могу писать о театре, но странно писать о нем, когда столько животрепещущих тем. О политике, я думаю, очень много, даже можно было бы и поменьше, и взгляды порой за одну неделю меняются на противоположные. И поэтому я с ужасом понимаю, что, опубликовав что-то в блоге, через неделю я должен буду послать самопротест, потому что посмотрел какую-то передачу, что-то прочитал, о чем-то узнал... Единственный момент, который остается неизменным, - тот, о котором говорит Блок в первом стихотворении из цикла "Поле Куликово": "И вечный бой, покой нам только снится". Мне кажется, Блок очень надолго определил, что такое Россия. Покоя в ней не будет очень долго.

- Но в театре вы эти ваши мысли не хотите выражать?

- Я думаю, что спектакль "Наш городок" гораздо больше говорит о сегодняшней обстановке, чем если бы я говорил о ней напрямую. Потому что, во-первых, обстановка меняется, во-вторых, все люди относятся к ней по-разному.

(Евгений Борисович отвлекается на звонок - прилетел художник Александр Храмцов из Питера) Это Гвоздков посоветовал мне летом позвонить педагогам СПбГАТИ, чтобы они подсказали кого-то из молодых. Но я скажу, что все равно неправильно общаться с художником на расстоянии. Хотя без Кулаковского, живущего в Германии, я бы так "Чайку" не сделал. Это стоило мне нервов, но он подсказал главное - как показать озеро.

Так вот, бизнесмены воспринимают сегодняшнюю ситуацию прямо противоположно тому, как воспринимают ее пенсионеры. Кому-то хочется идти вперед, а кому-то - только стабильности. Поэтому я думаю, что Путин победит на выборах - он дает стабильность, а это нужно большинству.

Но на самом деле мы можем сколько угодно орать о политике, но жить будем все равно интересами своего дома и родных людей. Это стержень, то, для чего живут. А не для того, чтобы президента сменить.

- Для вас как для художника многое поменялось с въездом в собственном здание?

- Кардинально все поменялось. Я даже не подозревал, что так будет. Теперь у нас гораздо более планомерные и спокойные репетиции - репетируем не с колес, за час до спектакля расходимся, пьем чай, готовимся. Артисты на родной сцене играют значительно лучше, чем на чужой. Нет, всего даже не объяснишь, это как бомж и не бомж. Если брать материальную сторону, даже при том же размере дотации (она увеличивается, но скорее просто покрывает инфляцию) теперь на собственные доходы мы можем ставить спектакли, оборудовать кабинеты, ездить в командировки. Сейчас уже, спасибо мэру Дмитрию Азарову, началась процедура отселения дома, который у нас во дворе, в пользу театра. Потому что мы не умещаемся. Поначалу, когда въехали сюда разъездной труппой, места хватало, но теперь набрали штат и репертуар.

- Как ваш театр чувствует себя в театральном сообществе Самары?

- Общее уважение прибавилось. Разъездной театр воспринимался как "то ли есть, то ли нет". Даже областное министерство культуры запросило данные о нас. До этого в справочниках по культуре нас не было. А у нас в городе сейчас не меньше 40 театров.

- Да?

- Есть же, например, Лева Митрофанов, суперпрофессиональный, талантливый, но кто-то скажет, что это театр, кто-то - нет. И таких море, обычно это кукольники, детские театры. Когда-то, в наш первый год в этом здании, мы сделали фестиваль бездомных театров. Мы показали тогда театров двенадцать и поняли, что их море. Это профессиональнейшие люди, в основном в годах, просто им так удобнее, они зарабатывают так в несколько раз больше, чем могли бы заработать в театре.

- Чье мнение о ваших спектаклях вам важно? На кого вы ориентируетесь?

- Я уже приглашал в театр двух московских критиков: Элеонору Макарову и Наталью Старосельскую. В апреле к нам приедет Марина Дмитревская, редактор "Петербургского театрального журнала". Мне очень хочется время от времени слышать мнение жесткого критика общероссийского уровня. А в остальном... Мне, например, очень нравится, когда в зале молодые, но это скорее не оценка спектакля. У нас есть книга отзывов, вся заполненная похвалами, но я понимаю, что из всего зала может найтись один впечатлительный зритель или просто тот, на кого сегодня "попало". Все остальные могут скучать или негодовать, но скуку или негодование никто не будет описывать. В любом случае, наш ежедневный зал - наш главный критик. Хочешь-не хочешь - вглядываешься, волнуешься... Потому что этот зритель чуть-чуть скривится, потом расскажет другу - и пошла молва. Мы работаем на кассу, поэтому от того, что о нас говорят, зависит, идут к нам или нет. Это самая сильная реклама.

- Вас никак не сковывает материальное положение, нет чего-то, что вы хотели бы поставить, но нет возможности?

- Нет, это ведь только в кино есть супердорогие проекты. И потом, у меня достаточно маленькая сцена, и громоздить на ней дорогие интерьеры было бы неправильным. Любой замысел в театре можно воплотить, даже ничего не ставя на сцену.

- Черная комната.

- Да, я много раз видел, как ухищрения материального плана в театре оказываются не нужны. Еще Питер Брук говорил, что нельзя быть очень бедным, но не нужно быть очень богатым. Это лишние проблемы наоборот. Вложишься в шикарный автобус - но на нем же нужно куда-то ездить. Нам проще нанять.

Дробышев Евгений Борисович – род. в 1954 г. в Куйбышеве. В 1978 г. окончил Куйбышевский авиационный институт, в 1985-м – Театральное училище им. Щукина. Работал инженером (Волжский филиал КБ "Энергия" - 1978 - 1980, КуАИ – 1980 - 1981), руководителем театральной студии ДК "Звезда" (1981 - 1983), ассистентом режиссера Куйбышевского ТЮЗа (1983 - 1985), режиссером Сызранского драмтеатра (1985 - 1986). В 1987 г. создал театр "Самарская площадь", в 1993-м театр получил статус муниципального, в 2007 г. - въехал в собственное здание на Садовой, 231.

Последние комментарии

Динара Умярова 04 августа 2025 08:31 "Пластилиновый дождь" готовится удивить Самару в юбилейный раз

Содержательная статья талантливого журналиста.

Екатерина Бельская 19 мая 2025 13:25 Стали известны сроки реставрации Самарского театра драмы

Это не театр драмы, а мечеть. Оставили бы как есть.

Аркадий Галицын 16 апреля 2025 11:55 Стало известно, как планируют организовать застройку центра Самары

Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.

Игорь Попов 14 апреля 2025 09:58 В музее Рязанова пройдут медиация и лекция по сохранению культурного наследия

"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 1 2 3 4