Новый директор "Альянс Франсез Самара" и атташе по лингвистическому сотрудничеству при Посольстве Франции в России Эрик Антуан рассказал корреспонденту Волга Ньюс о взглядах французов на Россию, задачах "Альянс Франсез" и о том, почему в Париже меньше машин, чем в Москве.
- Как вы оказались в России?
- Я окончил классическую филологию: изучал французскую литературу, латинский, древнегреческий языки, а также историю искусств. Два года преподавал французскую литературу и древние языки в школе, а в 1995 - 1996 работал в нашем посольстве в Москве, руководителем книжных программ. Потом, когда вернулся во Францию, преподавал французский язык для иностранцев и гостиничное дело, после чего пошел работать в Министерство труда. Тогда я работал международным экспертом, много раз бывал в Москве с командировками в составе французских делегаций. И два года назад подумал, что, может быть, интересно будет вернуться к началу, когда я занимался преподаванием и французским языком. В нашем Министерстве иностранных дел увидел вакансии в "Альянс Франсез" в Нижнем Новгороде, Иркутске и Самаре. Я хорошо знаю Россию, бываю здесь каждый год, но никогда не бывал в Самаре.
- Ни разу не побывав в Самаре, вы предпочли этот город?!
- Честно говоря, сначала я выбрал Нижний.
- Я вас понимаю.
- Нижний ближе к Москве, и мы знаем его во Франции, это город, лежавший на пути у Александра Дюма, например. Про Самару я знал только, что такой город существует. Но в министерстве мне сказали, что, может быть, в Самаре мне будет интереснее, потому что здесь крупнейший "Альянс Франсез" в России. И пока я не пожалел, что приехал сюда.
- Русский язык вы учили на классической филологии?
- В школе. У нас была возможность уже в первом классе начальной школы, в 11 лет, начать учить русский.
- Во Франции многие учат русский?
- А в России многие учат французский?
- По сравнению с английским – нет, конечно.
- Во Франции тоже все реже и реже. На самом деле это получилось случайно. У меня есть брат-близнец, и мы не хотели учиться в одном классе. Он выбрал немецкий. А у нас в семье есть традиция – не учить английский. Потому что это простой язык.
- Но сейчас вы знаете английский?
- Я понимаю его, потому что латинский и греческий помогают, но никогда не учил. Вторым языком я учил немецкий.
- В 1995-м как вы оказались во французском посольстве в Москве?
- (смеется) Потому что я знал русский. Я уже работал в Лиле, на севере Франции, переводчиком для официальных делегаций. И мне предложили место в посольстве в Москве – я не отказался.
- В 90-е в Москве было…
- …трудно. Но сейчас тоже трудно. Я часто бываю в Москве, но теперь это город, по которому невозможно ходить пешком. Машины везде.
- В Париже не так?
- Нет, в Париже все меньше и меньше машин. Зачем иметь машину, когда есть все: метро, такси, троллейбус, автобус? Автобусы чистые, приезжают вовремя. В Париже для автобусов выделены специальные коридоры. И если есть пробки, автобус все равно доедет. Когда я был школьником, мало кто ездил на общественном транспорте, а сейчас деловые люди в костюмах едут на автобусах на работу. И машин в городе все меньше. Во Франции уже вообще не считается обязательным иметь машину.
- Когда вы впервые попали в Самару?
- 25 января.
- Что вы успели понять про город?
- Пока я мало его видел, у меня много работы. По первому впечатлению, это очень интересный город с большими возможностями. Если смотреть на архитектуру, например. И это город, в котором можно жить – не Москва. Во Франции не много таких городов, в которых соединяются удачное местоположение, красивая архитектура, зелень, не очень высотная застройка... Здесь есть возможности для активной деятельности, экономической и культурной, но одновременно можно жить, гулять. Но с другой стороны, в центре много заброшенных зданий в плохом состоянии. В любом европейском городе, если хотят привлечь инвесторов и туристов, деньги вкладывают в центр. А здесь ощущение, что у исторического центра много возможностей, но пока никто им не занимается. Многие магазины и офисы – в географическом центре, в то время как все административные, политические структуры – здесь. Может быть, пока другие приоритеты. У вас же огромные возможности для туризма, если привести архитектурные памятники в хорошее состояние, Волга, пляж!
- С культурой Самары успели познакомиться?
- Успел! Уже был в филармонии, в театре оперы и балета, в "СамАрте", "Самарской площади". Очень интересно. У нас, французов, есть представление, что в России культура – это повторение классических форм. А все, что я посмотрел, - кроме, пожалуй, оперы, но это немного другое – не вписывается в это представление. Например, в "СамАрте" сцена, которую можно организовать как угодно, посадить зрителей как хочется, – огромные возможности!
- В чем вы видите для себя первостепенные задачи "Альянс Франсез"?
- "Альянс Франсез" - это прежде всего курсы французского языка. В Самаре у нас есть конкуренты, но во всех центрах французский учат 5 - 10 человек. Директора центров говорят, что нет желающих. Но я смотрю нашу статистику – за прошлый год через "Альянс Франсез Самара" прошли почти 700 человек. Моя задача – чтобы эти люди остались с нами и пришли новые. То есть нужно поддерживать качество. Во вторую очередь важно все, что "вокруг языка", потому что просто так его учить не стоит. То есть это культурные мероприятия. Бюджет у нас не такой, как в юбилейном году, но тем не менее работа идет.
Я интересуюсь разным искусством, например, старинной французской музыкой, театром, кино. Мы показываем французские фильмы в "Ракурсе", в мае привезем в "СамАрт" театр из Парижа, потом уличный театр "Бо Жест" ("Красивый жест") – очень интересный спектакль, танцор будет танцевать с экскаватором. Я знаю, что к вам привозили многие театры, но я хочу развивать и другие направления: знакомить вас с французской музыкой, эстрадой, визуальным искусством. Много идей, но не все они будут реализованы в этом году. В этом будет постановка "Кармен" на французском в концертной версии. Я очень бы хотел, чтобы уже в следующем году театр поставил и включил в репертуар оперу на французском, например, "Манон" Массне. Это очень известные в России оперы, пусть поют их на французском – во всех операх мира сейчас поют на языке оригинала.
Я ведь остаюсь еще и атташе по лингвистическому сотрудничеству при посольстве. Так что третья моя задача – помогать развитию французского языка. Кто-то может улыбнуться, но это важный язык, официальный язык всех международных организаций наряду с английским. К тому же в Самаре и Самарской области все больше французских организаций, которые требуют, чтобы их сотрудники говорили на французском. Например, на АвтоВАЗе требуется французский язык, не английский. В "Альянс Франсез Тольятти" многие учатся французскому языку именно для этого, и в Самаре тоже.
Кроме того, знать французский язык – это значит иметь больше возможностей понимать нас. Вы, наверное, знаете, что Франция после Второй мировой войны всегда занимала особое место между США и тогда СССР. Мы знаем, что США с Великобританией - это, как мы говорим, "одна речь". Россия с ними часто не согласна. А мы во Франции не хотим, чтобы нам кто-нибудь указывал. Поэтому на международной арене нашу позицию не всегда понимают. Лучше понимает тот, кто знает французский. Нам не нужно, чтобы он с нами соглашался, но пусть понимает.
- Вы так серьезно интересуетесь политикой – как вы чувствуете себя в России в не самое спокойное время?
- Мне очень интересно. Во Франции многие интересуются политикой, многие голосуют, могут аргументировать свою позицию. В последние лет 10 у меня было ощущение, что в России уже никто не интересуется: "пусть они сами решат, у меня работа, дом, дача…". А в эти несколько месяцев все оживилось, и я очень доволен этим.
- Вы наверняка знаете о судьбе "Британского совета", Фонда Форда и некоторых других международных организаций в России. Вы не боитесь за "Альянс Франсез"?
- Зачем бояться? У нас здесь что? Курсы французского языка. У нас есть официальная поддержка от французского посольства и Министерства иностранных дел. Все признают нас как независимую организацию с официальной поддержкой с французской и русской стороны. Никогда, с самого своего создания, в 2001 г., "Альянс Франсез Самара" не занимался политическими вопросами. Зачем нам это?
Последние комментарии
Ничего ни вижу, а когда увидят нечего не знаю. Угадать за минуту, Время пошло.
Какое отношение минсельхоз имеет к мусору???
Мы живём в общежитии в Куйбышевском р-оне уже платим 4300 за отопление комната 26кв.м, так что нас не удевить, дерут как могут
"Основным вопросом встречи стало завершение работ по благоустройству." т.е. основные работы "по благоустройству" уже выполнены?
Экологии нет вообще, вся канализация сливается в реки без очистки в наглую.