Владимир Войнович: "Любовь должна присутствовать в творчестве любого писателя"

В магазине "Метида" (ТЦ "Захар") прошла творческая встреча с поэтом, писателем и драматургом Владимиром Войновичем. К приятному удивлению читателей, гостей сначала приветствовал живой Иван Чонкин - как и в книге, "маленький, кривоногий, в сбившейся под ремнем гимнастерке, в пилотке, надвинутой на большие красные уши". Он представил своего создателя и, когда писатель тихо сказал: "Вольно", - удалился. А Владимир Войнович заговорил с самарцами о политике и литературе.

 Владимир Войнович: "Любовь должна присутствовать в творчестве любого писателя" Владимир Войнович: "Любовь должна присутствовать в творчестве любого писателя"
Фото:

Фоторепортаж: В Самаре прошла встреча с Владимиром Войновичем

- Вы помните свой первый приезд в Куйбышев?
- Конечно. Мне еще не было 10 лет. Стояло лето 1942-го. Сначала мы эвакуировались из Запорожья в Ставропольский край. Когда немцы дошли и туда в 1942-м, нас направили в Куйбышев. Я больше помню поездку в товарных вагонах с большими количествами людей. Мы все время где-то останавливались, шли в баню, сдавали белье на прожарку, потому что на людях было много насекомых. Потом мы переезжали Волгу, а по ней плыли горящие баржи. Наконец, мы добрались до Управленческого городка, поселились там в бараке. Я помню, вдоль стен барака тянулись два сплошных ряда нар без всяких перегородок. Люди на них по очереди, семьями, спали вповалку. Там были эвакуированные из Запорожья и Ленинграда, вели разные разговоры. Однажды заговорили о Сталине, и одна женщина сказала: "Чтоб он сдох, проклятый!"  Я тогда так испугался, что говорятся такие кощунственные слова! На эту женщину все зашикали: Сталин для людей был бог. А женщина ответила: "А что, у нас в Ленинграде все так говорят". Я думал, что женщину арестуют, но этого не произошло.
Мне тогда было девять лет, по взглядам я был абсолютно "советским" мальчиком, считал, что если взрослые не сообщают "куда надо", то я должен сам пойти и сказать. Даже представлял себе, как приду к начальнику милиции и расскажу ему о случившемся, а он пожмет мне руку и скажет: "Молодец, мальчик!"  Но меня спасла природная лень.
- Какие именно воспоминания о жизни в Управленческом послужили основой для книги о Чонкине?
- В 1942 году у нас в деревне вдруг неожиданно приземлился самолет "У-2". Для всех деревенских и для меня тоже это было большое событие. Тогда еще самолетов было не так много. И те, которые мы видели, в основном, летали за линией фронта. Дети же, завидя самолет, кричали: "Аэроплан, аэроплан, посади меня в карман". Книга о Чонкине, как вы помните, начинается с описания такого "приземления".
- Как на вас повлияла поэма "Василий Теркин", когда вы писали книгу о Чонкине?
- Напрямую никак не повлияла. Я вообще всегда любил авантюрную литературу с героем-плутом: книгу про солдата Швейка, русские сказки о смекалистых солдатах, "Легенду о Тиле Уленшпигеле", "Дон Кихота". Конечно, я очень любил и Теркина, но он отличается от Чонкина своей бравостью, весельем, разухабистостью. А Чонкин - человек смирный, покладистый, выполняющий все противоречивые приказы, которые сваливаются на его голову.
- Что для вас означало лишение советского гражданства?
- Еще до того, как меня лишили гражданства, меня много и по-всякому оскорбляли: называли предателем, агентом ЦРУ, сравнивали со всякими отвратительными животными и насекомыми, исключили из Союза писателей за книгу и правозащитную деятельность. Но это не задевало меня совершенно, потому что я знал: это - мои враги. Я относился к их критике по пословице "собака лает - ветер носит". А когда меня лишили гражданства, я вдруг почувствовал себя оскорбленным. Я тогда написал Брежневу очень злое письмо. А потом гражданство вернули.
- Когда вы эмигрировали на Запад, вам было куда ехать?
- Было, потому что к тому времени я уже стал известным писателем. На Западе меня печатали даже больше, чем в Советском Союзе. Книга про Чонкина уже тогда была переведена на 30 языков, я был членом Баварской академии, французского ПЕН-клуба. В общем, когда я приехал, меня там хорошо встретили. Обычно эмигранты уезжают в "никуда", проходят тяжелый путь, я этого избежал.
- Почему вы вернулись в Россию, если лишение советского гражданства стало для вас оскорблением?
- Я вернулся в Россию, потому что наступили новые времена. Гражданство мне было возвращено. Правда, никто не извинился (если не считать извинений генерального консула Советского Союза в Мюнхене, который пригласил меня к себе, поставил на стол бутылку коньяку и положил рядом мой паспорт). Я вернулся в другую Россию, где начинались какие-то перемены, которые в 1991 году проявились очень ярко. Многие люди 1990-е годы проклинают, а я считаю, что они были временем надежд. Все-таки тогда начались реальные выборы. В советское время я не ходил на выборы и сейчас не хожу. А тогда ходил, потому что думал, что от моего голоса что-то зависит. Но те перемены, которые произошли, оказались очень болезненными.
- Несколько лет назад вы с Василием Аксеновым приезжали к нам в Самару, встречались с читателями в областной библиотеке. Аксенов тогда был очень серьезный, а вы все шутили. Расскажите о вашей с ним дружбе.
- Мы с Аксеновым познакомились в 1961-м. У нас были похожие судьбы. Мы вместе начинали в Москве. У него родители сидели, у меня - отец. Потом мы вместе оказались в эмиграции, много встречались за границей. Бывало так, что я жил у него, он - у меня. Мы многое прошли вместе.
- В середине 1980-х гг. по радио "Свобода" многие заслушивались вашим чтением романа "Москва 2042". Там был герой Сим Симыч. С кем из современных деятелей вы могли бы его сопоставить?
- Пока ни с кем, ведь нынешняя ситуация еще не родила героя такого типа. Пройдет какое-то время, и он появится. Мне нравится высказывание Бертольда Брехта: "Несчастна та страна, которая нуждается в героях". Советский Союз был такой страной. А в свободном демократическом обществе нет героев, потому что нет поводов проявлять соответствующие качества, и никто об этом не знает. Это очень хорошо. У нас еще такая ситуация не сложилась. Вот сложится - и герой появится.
- Желаете ли вы такого героя для России?
- Когда я говорю о том, что завтра будет дождь, это не значит, что я этого хочу.
- Вы как-то говорили, что в образе Сим Симыча есть пародийная отсылка к Солженицыну...
- Конечно, такая пародия там есть. Но дело в том, что меня этот характер интересовал не только как пародия, но и как типический русский характер, который появляется не каждый день, а только в определенных условиях. Это такие потрясатели основ, как протопоп Аввакум, Бакунин, Герцен, в какой-то степени Толстой. Сейчас таких фигур я не вижу.
- Расскажите об эпизоде вашей жизни, когда вы снимались в фильме "Осенние сады" Отара Иоселиани.
- Я играл там очень "важную" роль - протяженностью 8 секунд. И даже говорил, причем по-французски! С тех пор с гордостью всем рассказываю, что снимался в кино и говорил на французском языке.
- Что вы сейчас пишете?
- Пишу повесть о том, как люди хоронят задавленного на улице кота Мурзика, сатирическое произведение.
- Если не ошибаюсь, вы писали пьесу о любви?
- Да, я ее одно время писал, но потом отложил. У меня даже был сценарий под названием "Любовь" для фильма, который хотела снять Лариса Шепитько. Но потом, поскольку сценарий не пошел, я переделал его в повесть "Владычица". Любовь вообще должна присутствовать в творчестве любого писателя. Потому что она - основа нашей жизни. Если ее нет в творчестве - это обедняет его.

Справка

Владимир Николаевич Войнович родился 26 сентября 1932 года в Душанбе в семье журналиста. В 1941-м переехал с семьей в Запорожье. После войны неоднократно переезжал, работал пастухом, столяром, плотником, слесарем, авиамехаником. В 1950-м его призывают в армию, где Войнович начинает писать стихи.
В 1960-м стал работать редактором на радио. Написал стихи для песни о космонавтах, ставшей популярной. Опубликовал свою повесть "Мы здесь живем" в журнале "Новый мир" в начале 1961-го. С 1962-го принят в Союз писателей СССР. Занимался правозащитной деятельностью, за это, а также за сатирическое изображение советской реальности в 1974-м исключен из Союза писателей СССР. В 1980-м эмигрировал из СССР. С 1981-го по решению Леонида Брежнева лишен советского гражданства. В 1980-1992 годах жил в ФРГ, потом в США. Сотрудничал с радио "Свобода". Награжден премией Баварской Академии искусств (1993), премией фонда "Знамя" (1994), премией "Триумф" (1996), Госпремией РФ (2000), премией имени Сахарова "За гражданское мужество писателя" (2002).

 

 

Последние комментарии

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:06 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.

Nataly Kozlovskaya 05 декабря 2024 12:08 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

В Самаре в кои-то веки сделали что-то реально крутое. Что вызывает желание приехать в этот город и бродить по улицам в поисках шишиг. Сразу хочется и какую-то сувернирную карту города купить с нанесенными на нее точками, где этих шишиг искать. И потом в каком-то кафе посидеть, замерзнув или устав от поисков. И купить маленькую скульптурку шишиги на память.

Анна Вырина 04 декабря 2024 13:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

А Матвеев с таким комментарием сам не идиот? Пора бы парламентарию уже научиться разговаривать нормально и уважительно. Кто такой Самарик? Ни разу не слышала. Согласна с Арменом Арутюновым. Дайте городу крутое новое развитие. И отстаньте уже от этого милого и интересного проекта!

Дмитрий Лакоценин 04 сентября 2024 05:27 Михаил Матвеев: "На бывшем заводе клапанов нужны полноценные раскопки"

Совершенно справедливо.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5