Мы уже сообщали о том, что 30 октября в Самарском парке им. Гагарина будет открыта скульптурная композиция Ивана Мельникова «Спас», посвященная жертвам политических репрессий. К памятному знаку, поставленному по инициативе Самарского историко-просветительского общества «Мемориал», в последние 20 с лишним лет приходили люди, чтобы вспомнить о безвинно пострадавших в сталинские годы. В нынешнем году памятный знак по инициативе городской администрации будут заменен бронзовым памятником.
Девять братских могил
В парке им. Гагарина покоятся останки около 3,6 тыс. жертв политических репрессий сталинского времени.. По предположениям бывшего начальника учетно-архивного подразделения КГБ СССР по Куйбышевской области и составителя «Белой книги» о жертвах репрессий в нашем крае Валерия Куренева, расстреливали людей в подвале здания КГБ на ул. Степана Разина, 37 и в тюрьме на ул. Арцыбушевской, где сейчас находится общежитие медицинского университета.
На месте нынешнего парка им. Гагарина в 30-40-е гг. находились дачи сотрудников НКВД, это была окраина города. Дачники обычно выезжали за город на выходные, а в будни тут почти никого не было. Дачи хорошо охранялись, посторонних туда не допускали. Там и решили в тайне от населения хоронить расстрелянных. По ночам сюда привозили трупы, выкапывали глубокие шурфы и в них закапывали тела расстрелянных. Впоследствии дачи решено было снести. А еще через какое-то время в дубовой роще открылся детский парк.
Как рассказывал Владимир Куренев, в парке девять безымянных братских могил, в которых лежат останки жертв политических репрессий 30-40-х годов. Об этом ему, в свою очередь, рассказал бывший комендант управления КГБ, который лично принимал участие в расстрелах и захоронениях. О точном местонахождении братских могил говорить сложно. Известно наверняка, что одна из них - в дальнем левом углу парка (со стороны Московского шоссе), где и был установлен 20 с лишним лет назад памятный знак из красного мрамора. На нем была надпись: «Памятник установлен на месте захоронения жертв репрессий периода 30-40 годов. Поклонимся памяти невинно погибших». Их имена были названы в «Белой книге» - в свое время вышло в свет более 20 ее томов. Составители книги просмотрели 25 тыс. архивных уголовных дел по Средневолжскому краю, начиная с 1919 года. Расстрелы в Самаре по политическим мотивам начались в 1919 году. А пиком репрессий, как и по всей стране, стал 1937-й и начало 1938 г. - на этот период приходится половина всех дел.
Большинство расстрелянных были приговорены к высшей мере наказания по 58-й статье УК (антисоветская пропаганда и агитация; вредительство). Среди репрессированных были люди всех социальных слоев - крестьяне, служащие, военные, партийные работники, руководители предприятий. В братских могилах покоятся и священнослужители, причисленные Русской православной церковью к лику святых. В январе 1938 г. в Самаре были расстреляны архиепископ Александр (Трапицын) и восемь священнослужителей, канонизированных в августе 2000 г. на юбилейном архиерейском Соборе. Архиепископ Александр, согласно обвинительному заключению, «объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом, прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих... «страдальцев за веру», что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно-повстанческую агитацию...»
У станции Барыш...
На территории парка похоронены и 25 выдающихся командиров Красной армии, расстрелянных в Куйбышеве в 1938 году. Расскажем о двух из них. 28 октября 1941 г., когда по всей стране полыхала война, на железнодорожную станцию в поселке Барыш Куйбышевской области прибыл поезд. Состав спешно загнали в тупик, оцепили кордоном сотрудников НКВД.
...Незадолго до нападения фашистской Германии на советские рубежи в рядах Красной Армии началась очередная чистка. С особым рвением изыскивались «враги народа» в военно-воздушных силах. Курировать советское авиастроение Сталин поручил лично народному комиссару внутренних дел Лаврентию Берии. Однако он не смог исправить ситуацию. А чтобы не впасть в немилость, Берия предписал своему ведомству выявить среди крупнейших начальников ВВС «врагов народа». Подлили масла в огонь поражения нашей авиации в первые месяцы войны, а следом не заставили себя ждать и доносы завистников. Так был сфабрикован «военно-фашистский заговор в ВВС». По подозрению в шпионаже одного за другим арестовывают 20 человек. В октябре 1941 г. всех их прямиком из тюрем отправляют на поезде в Куйбышев, куда по плану - в случае взятия немцами Москвы - должны были эвакуировать все советское правительство и разные ведомства. У станции Барыш поезд настигла срочная телеграмма от Берии: следствие немедленно прекратить, арестованных расстрелять без суда и следствия. Приговор был приведен в исполнение на месте...
Одним из расстрелянных был генерал-полковник Григорий Штерн, перед арестом занимавший должность начальника Главного управления ПВО Наркомата обороны. Прославленный герой боевых действий на озере Хасан и на реке Халхин-Гол в 1938 году. Во время следствия Герою Советского Союза Штерну припомнят его критику доклада Георгия Жукова незадолго до ареста. Один из следователей запишет в своих показаниях: «...особенно зверски поступали со Штерном. На нем не осталось живого места. На каждом допросе он несколько раз лишался сознания».
… Григорий Михайлович Штерн родился в семье врача в маленьком украинском поселке Смела. В марте 1919 г. вступил в Красную Армию, участвовал в Гражданской войне на Южном фронте, был комиссаром полка, штаба дивизии и корпуса. В 1937–38 гг. Штерн был главным военным советником при республиканском правительстве Испании, фактически одним из руководителей вооруженных сил Испанской республики во время гражданской войны в стране. Именно Григорий Штерн послужил прообразом Гольца в романе Хемингуя о гражданской войне в Испании «По ком звонит колокол». С мая 1938 г. Штерн служит начальником штаба Дальневосточного фронта. А в августе 1938 г. он возглавил 39-й корпус и руководил успешной операцией против японских войск, вторгшихся на советскую территорию в районе озера Хасан. В 1938 г. Штерну было присвоено звание комкора. А в августе 1939-го он командовал фронтовой группой советских и монгольских войск, разгромивших японские части, вторгшиеся на территорию Монголии на реке Халхин-гол. 29 августа 1939 г. Штерну было присвоено звание Героя Советского Союза. Во время советско-финской войны 1939–40 гг. он командовал 8-й армией. С января по апрель 1941 г. генерал-полковник Штерн командует Дальневосточным фронтом, с апреля по июнь 1941 г. является начальником управления ПВО. В июне 1941-го его военная карьера резко оборвалась. Арест. А через четыре месяца оборвалась и жизнь.
… На кладбище подмосковного города Монино есть могила: высеченная на памятнике надпись свидетельствует, что здесь покоятся дважды Герой Советского Союза, помощник начальника Генерального штаба по авиации генерал-лейтенант Яков Владимирович Смушкевич с супругой… На самом деле, похоронена там только жена генерала. Ее муж был расстрелян и погребен совсем в другом месте - в Самаре…
В начале Великой Отечественной войны германский журнал "Люфтваффе" писал о том, что во время войны в Испании разведка "третьего рейха" потратила много сил и средств, чтобы убрать генерала Дугласа. Под этим псевдонимом в небе Испании сражался советский летчик, один из трех первых дважды Героев Советского Союза Яков Смушкевич. В Испании он служил в качестве старшего советника при командующем ВВС республиканцев и командира авиационной группы советских летчиков. Комбриг Смушкевич сыграл решающую роль в разгроме итальянского экспедиционного корпуса в марте 1937 г. под Гвадалахарой, лично сбив несколько самолетов противника. Позднее, в июне 1939 г. комкор Смушкевич возглавил советскую авиацию в борьбе с японскими самураями в районе реки Халхин-Гол. Его командирское и летное мастерство очень высоко оценил Георгий Жуков, который командовал 1-й армейской группировкой. Вскоре Смушкевича назначили начальником ВВС РККА. В декабре 1940 г. он стал помощником начальника Генерального штаба РККА по авиации.
Во время докладов Сталину генерал Смушкевич всегда отстаивал свою точку зрения, что могли позволить себе немногие. Он не скрывал от Сталина отрицательного отношения к советско-германскому пакту о ненападении 1939 года. Он говорил, что Гитлеру верить нельзя. Позже, узнав о том, что генерал Дуглас не участвует во Второй мировой, немцы ликовали. Как отмечалось в журнале "Люфтваффе"”, это было равносильно разгрому пяти советских авиационных дивизий.
… Вскоре после возвращения Смушкевича из Испании Сталин пожелал, чтобы тот руководил воздушным первомайским парадом над Москвой. 30 апреля 1938 г. комкор поехал на аэродром, чтобы опробовать флагманский самолет. Едва машина поднялась в воздух, загорелся мотор. Пришлось идти на вынужденную посадку в пригородном лесу. Не дотянув до поляны, самолет задел деревья и упал. Летчику раздробило кости бедра, ноги были переломаны. Профессора заявили, что передвигаться он сможет только на инвалидной коляске, в лучшем случае, будет ходить на протезах. Но Смушкевич не только научился ходить на протезах. Он научился водить автомобиль, добился, чтобы его оставили служить в авиации. Когда он вернулся с Халхин-Гола, искалеченные ноги кровоточили. Медики настаивали на очередной операции. Но храбрый летчик отправился воевать сначала в небе Западной Белоруссии, а затем Финляндии. В начале июня 1941 г. Смушкевичу все-таки пришлось лечь в госпиталь. Операция прошла успешно, дело близилось к выздоровлению. И тут генерала арестовали. В «воронок» его несли на носилках. Уже во всю шла война. Никто из близких не знал, жив ли он. А супруга и дочь продолжали получать письма с фронта от летчиков, ранее служивших вместе с ним.
Через четыре месяца было опубликовано сообщение: в Москве завершено так называемое дело о военно-фашистском заговоре в ВВС, по которому проходили дважды Герой Советского Союза Яков Смушкевич, Герои Советского Союза Павел Рычагов и Григорий Штерн — всего 20 человек… Когда осенью 1941 г. немцы подошли к Москве, центральный партийно-государственный аппарат в ночь с 15 на 16 октября переехал в Куйбышев. Сюда же отправили и особо важных подследственных, в числе которых был Смушкевич. Их расстреляли без всякого приговора через несколько дней в заброшенном песчаном карьере на околице поселка Барыш Куйбышевской области.
Рядом здешние мальчишки насобирали несколько десятков новеньких стреляных гильз, от которых еще пахло свежей пороховой гарью...
Последние комментарии
Достойная организация!
Ну хоть в Самаре сумели защитить Честь и Достоинство.
Долго пришлось преодолевать коммерческие препоны. Но свершилось!
Стоит пожелать быстрейшей реализации проекта. Самара волжская жемчужина!
Неужто дождались? Вопрос еще кто будет проводить работы.