На Мастрюковских озерах фестивали сменяют друг друга с перерывом в два-три дня. Но "Метафест", проходивший с 30 июля по 2 августа, язык не поворачивается назвать очередным. Этим летом он может служить иллюстрацией того, что живая музыка все еще обладает гигантской объединяющей силой и что лучшие опен-эйры получаются, когда организаторы их делают прежде всего для себя, а не для "целевой аудитории".
"Хотите - забирайте!" - примерно так сказал первый арт-директор "Метафеста" Владимир Кожекин самарским промоутерам Андрею Кочеткову и Алексею Есину четыре года назад. И фестиваль тогда фактически начался с нуля. Наспех сформировали лайн-ап, пригласив в основном недоигравших на "Платформе" и Грушинском, набрали волонтеров, готовых работать за идею... Делали, как в первый и последний раз. И вдруг оказалось, что это очень эффективный подход. Растут амбиции фестиваля, его масштаб, но неизменным остается то, что организаторы всегда действуют, будто это последний шанс устроить что-то хорошее, наполненное музыкой и непременно как можно более разнообразное.
"Метафест-2015" стал событием, у которого сейчас нет конкурентов в Поволжье, поскольку нет аналогов. Он действительно стал "фестивалем фестивалей", пригласив присоединиться к себе Пикник "Время звучать", "О!стров", клуб "Звезда" и образовательную площадку "Городские практики. Live". На поляне работало полсотни волонтеров, которые носились с приезжими музыкантами, строили сцены, убирали территорию, собирали оргвзносы и так далее. Еще десятки добровольцев помогали по случаю.
В предфестивальный четверг, когда на Мастрюковской поляне работала одна сцена из трех, перед ней собралось столько публики, сколько было на первом "Метафесте". Не тысячи, конечно, но сотни пришли увидеть Василия Уриевского, чья музыкальная карьера, кстати, очень плотно связана с историей опен-эйра. Он был одним из первых хедлайнеров (причем назвать его таковым можно было лишь с оговоркой). А теперь он и на радио, и в телевизоре, и на фестиваль приезжает уже с двумя разными программами, неизменно собирая аншлаг.
Бывшие организаторы - блюзмен и харпер Кожекин и бард Андрей Козловский - тоже в этом году приехали как почетные гости. Вместе с несколькими другими артистами окологрушинских кругов они представляли проект "О!стров", в этом году распрощавшийся с фестивалем авторской песни. Судя по тому, как их принимали на "Метафесте", "О!стров" вполне мог бы навсегда прописаться тут. Они не мешают здесь, поскольку фестиваль отнюдь не зациклен на рок-музыке.
Даже главными приглашенными звездами были не рокеры, но джазмены - петербургское трио Billy`s Band, безмерно в Самаре любимое. Им довелось выступать в ночь с субботы на воскресенье. Играли свои отчаянные романтические песни, пока внезапный ливень уничтожал световое оборудование на одной из сцен и затапливал вторую. И при всей этой ужасной погоде не меньше тысячи промокших до нитки слушателей танцевали, подпевали и звали их на бис.
Программа была построена в этом году так, чтобы в любой день фестиваля на каждой из трех сцен были хедлайнеры. Вот только кого таковым называть? Безусловно, к ним относились ростовчане "Фруктовый кефир", екатеринбургский инди-поп-коллектив "Обе две", москвичи Kira Lao, которым не повезло играть после технической паузы и при дожде.
Но как назвать приехавшего из Петербурга Федула Жадного, которого многие самарцы до сих пор считают "своим"? Как назвать прошедшее на ура выступление финалиста "Голос. Дети" Даниила Фурмана вместе с группой его отца "Хана"? К кому причислить постоянных участников "Метафеста" ShantyNatty, коих любители регги на руках носят?
Строго говоря, из полусотни групп не было ни одной случайной, необязательной и невостребованной. И все же, несмотря на то что фестиваль этот полностью про музыку, от других опен-эйров Самарской области он больше всего отличается немузыкальной программой.
Например, здесь состоялась первая попытка принципиально иначе организовать фуд-зону. Кормить гостей были приглашены и участники акции "Ресторанный день", и представители известных торговых марок. Традиционные для поляны варианты питания (ближневосточная кухня и разного рода булки) тоже были, но не доминировали. Не все, конечно, удалось, но начало положено, больше эта территория не будет прежней.
Органично вписалась в жизнь фестиваля детская площадка, уместны оказались спортивные занятия. И даже требующая значительного интеллектуального напряжения мини-конференция по урбанистике на "Городских практиках" тоже пришлась кстати. Чего уж говорить о таких аттракционах, как ночное рок-караоке Lenin - там можно было увидеть, как люди устраивают слэм и поют хором "Короля и шута", пока на сцене под "минус" смело промахивается мимо нот совершенно не знакомый им человек. А в игротеку "Треугольный еж" чуть ли не очереди стояли, чтобы поиграть в оригинальные настольные игры.
Однако чем больше людей, тем больше проблем. Показательно, что точное количество гостей фестиваля установить невозможно, так как нашлось много желающих не платить оргвзнос в 300 рублей. Они прокрадывались кустами и с кулаками лезли на несчастных волонтеров. И самое неприятное, что отношение к "Метафесту" как к спонсируемому (а значит бесплатному для посещения) мероприятию досталось ему от фестивалей бардовской песни. Гости никак не желают понять, что это уже четыре года как совершенно иное событие. Да и вообще иногда было жаль, что не существует фейсконтроля. Ни полиция, ни местная охрана ведь не станут суетиться из-за людей, ведущих себя непристойно или включающих на полную катушку в своих палаточных лагерях совершенно неуместную музыку. А как раз такие персонажи подпортили атмосферу на поляне.
Печально и то, что сцены оказались не готовы ко встрече со стихией. Если бы к началу ливня большинство групп не успело выступить, главный день "Метафеста" мог быть испорчен.
Но пусть где-то и были недочеты - сейчас это опен-эйр, на который приезжают из Ульяновска, Саранска, Саратова, Пензы, Перми, Москвы. Который остается открытым для новых идей и не законсервирован в так называемом "формате". И который делает группа молодых людей просто потому, что им так интереснее жить.
Последние комментарии
Дорогое удовольствие...
Знаковое мероприятие.
"Напор и мощь игры виолончелиста великолепно сочетались с нежной, прозрачной и легкой манерой органистки." Вот-вот. Ощущение было, что день рождения виолончели, а не органа.
Молодцы!
Так ведь такие люди как Куликов делают своё дело не требуя награды а от души!!! И наша с вами положительная оценка его трудов и поддержка - для него самая высокая награда!!!