В выходные на Фабрике-кухне прошло сразу два события. В субботу в рамках акции "Звуки Фабрики-кухни" сошлись чтение романа Ирины Саморуковой, видео-арт Анны Коржовой, выступление группы Oblast и перформанс Сергея Баландина. А в воскресенье на Фабрике обсуждали стратегию развития Самарского ГЦСИ.
Субботняя акция "Звуки Фабрики-кухни", по словам ее куратора Нели Коржовой, была задумана как прощание с нынешним обликом памятника советского конструктивизма, которому в самое ближайшее время предстоит долгая реставрация. По ее окончании в здании разместится Средневолжский филиал ГЦСИ (Государственного центра современного искусства). Сейчас же глазам посетителей, входящих во внутренний двор, открываются неживописные руины - облупившиеся стены, частично выбитые окна и хаотические следы деятельности разнообразных фирм, населявших здание в 1990-е. Из них самой символичной, конечно, кажется покосившаяся вывеска с надписью "Асса". Это слово в культовом фильме Сергея Соловьева, как известно, означало начало новой жизни после потопа. И как раз накануне перерождения мы и видим саму Фабрику...
Фабрике-кухне посвящен и роман Ирины Саморуковой "Либертарная группа имени Вальтера". Чтение текста, описывающего здание, в самом этом здании, конечно, производит некое магическое впечатление. Но в романе еще и выведено большинство персонажей самарской "интеллектуальной элиты". Завершается же произведение и вовсе превращением Фабрики в центр современного искусства и сбором с публики стульев для его наполнения. Сбор стульев случился в итоге и в реальности. Несколько стульев подарила ГЦСИ лютеранская община Самары, несколько - отдельные граждане, и наконец, целую "Газель" привезла строительная компания, пожелавшая остаться не названной.
Остальные составляющие арт-акции тоже были устроены по принципу зеркала, отражающего место и время, в котором они проходят. В руинах главного зала разместилось видео Анны Коржовой, изображающее индустриальные руины ЗИМа. По всему двору были расставлены динамики, которые группа Oblast наполнила индустриальными шумами. Шумовое облако было погружено в неспешные трансовые гармонии, функцию которых Неля Коржова хорошо описала словами "посмотреть сверху". Наконец, Сергей Баландин сделал материалом перформанса мысли самих участников акции, которые должны были как-то реагировать на высказывания художника, после чего записи их голосов выкладывались в Instagram.
В общем, вечер действительно сложился в ощущение, которое Неля Коржова описала словом "мистерия"...
Будущее. Искусство на районе
Воскресная дискуссия, проходившая во дворе Фабрики, была названа "О музее нематериального". Как стало понятно в ходе разговора, трактовки этого словосочетания у всех были немного разные. Музей нематериального - это и музей без коллекции, и музей, занятый трансляцией, в первую очередь ценностей, способов жизни, идей, а не демонстрацией материальных объектов. В любом случае местному ГЦСИ в течение двух лет предстоит действовать в условиях свободы не только от материальной коллекции, но и от собственного здания. И местное современное искусство стоит перед необходимостью кардинально расширить аудиторию собственных высказываний, чтобы подготовить себя к масштабам, которые диктует Фабрика-кухня.
Ирина Саморукова говорила о том, что нужно отталкиваться от специфики памятника, который воплощал авангардную мечту об освобождении трудящихся от груза бытовых забот (в данном случае приготовления пищи), чтобы появившееся время можно было посвятить творчеству. Теперь пищу материальную должна заменить духовная - но кто те тысячи людей, которые тут будут "питаться", и чем их кормить?
Самым эмоциональным было выступление архитектора Евгении Репиной, рассказавшей об опыте общественной организации "Институт Города", одним из основателей которой она является. К команде Евгении Репиной обратились жители одного из районов Самары, предложившие сделать для них проект благоустройства территории. Изучение района выявило множество проблем - неразмежеванная земля, которой никто не владеет, гнилые коммуникации и т.п. Но самое главное, архитекторы попытались придумать проект, который действительно учитывал бы нужды и потребности жителей - для чего понадобился не один месяц общения с ними. "Мы часто жалели, что с нами нет художников и писателей, - рассказывала Евгения Репина. - Истории, которые на нас там обрушились, - это, конечно, такой голос коллективного бессознательного, который никто никогда не слушал, а без этого о каком развитии общества может идти речь?".
О схожих вещах говорил Андрей Рымарь, предлагавший на ближайший год сделать базой большинства арт-акций прилегающие к Фабрике районы города. Изучить жизнь людей, вместе с ними понять, чего им не хватает, и попробовать компенсировать этот дефицит с помощью искусства. Предложение вызвало противоречивую реакцию. С одной стороны, все присутствующие соглашались в том, что как-то разворачивать искусство в сторону "обычного человека" нужно, но как не потерять из вида музейно-профессиональную составляющую процесса? Об этом, в частности, говорил директор Средневолжского ГЦСИ Роман Коржов, напомнивший, что искусство может "показывать человеку другую серьезность жизни, с которой он еще не сталкивался".
"Я с большим подозрением отношусь к таким проектам, - заостряла Ирина Саморукова. - К мужику на лавочке подходит девушка с двумя высшими образованиями и начинает расспрашивать о жизни. Конечно, он "задвинет" сколько хочешь историй - и на этом все закончится. Ничего от таких разговоров не меняется. Делать надо не "для народа", а для себя. Тогда и люди увидят, что кто-то рядом занят интересным делом, и начнут потихоньку присоединяться".
Примерно по такому пути, по мысли Ильи Саморукова, и шло до того момента местное современное искусство - молодые люди просто наблюдали, чем заняты их вовлеченные в сферу искусства сверстники, и постепенно число художников увеличилось.
В общем, ни к какому конкретному плану участники дискуссии не пришли - но такой задачи и не ставилось. Достаточно и того, что все согласились в том, что развивать в Самаре "культуру участия" силами ГЦСИ нужно - и каждый найдет в этом процессе ту нишу, которая ему ближе.
Последние комментарии
Достойная организация!
Ну хоть в Самаре сумели защитить Честь и Достоинство.
Долго пришлось преодолевать коммерческие препоны. Но свершилось!
Стоит пожелать быстрейшей реализации проекта. Самара волжская жемчужина!
Неужто дождались? Вопрос еще кто будет проводить работы.