В прокуратуру Самарской области поступают заявления граждан о нарушениях при выплате пенсионерам надбавки к пенсии за выслугу лет отделением пенсионного обеспечения ФЭО ГУФСИН России по Самарской области.
В соответствии с п. "а" ст. 1 закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - закон №4468-1) к лицам, на которых распространяется действие настоящего закона, в том числе относятся лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и их семьи.
Согласно ч. 2 п. "б" ст. 17 указанного закона к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, начисляется следующая надбавка: неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах "а", "б" и "г" части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего закона, при наличии двух таких членов семьи - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего закона.
Установлено, что С. обратился в отдел пенсионного обеспечения ФЭО ГУФСИН России по Самарской области с заявлением об установлении надбавки к пенсии за выслугу лет, в котором указал, что с 2013 года по настоящее время не работает и имеет на иждивении двух нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетних детей).
В связи с этим С. в период с момента подачи заявления до мая 2015 года пенсия выплачивалась с учетом надбавки за выслугу лет.
В заявлении С. обязался ежегодно в срок с 10 до 31 марта представлять в отделение пенсионного обеспечения выписку из своего лицевого счета, выданную территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (формы СЗИ-5).
Однако до апреля 2015 г. С. в ОПО выписка не была представлена, в связи с чем надбавка к пенсии не начислялась.
Только после представления С. в ОПО требуемой выписки начисление данной надбавки было возобновлено.
Таким образом, пенсия С. в мае и июне текущего года выплачивалась без учета надбавки за выслугу лет, выплата данной надбавки с мая 2015 г. приостанавливалась.
Проверка показала, что законных оснований для приостановления выплаты надбавки к пенсии за выслугу лет С. у отделения пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Самарской области не имелось.
Так, ни законом №4468-1, ни Инструкцией об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Минюста РФ от 30.12.2005 №258 (далее - Инструкция), не предусмотрено, что непредставление гражданином каких-либо сведений влечет приостановление или прекращение выплаты надбавки к пенсии.
Кроме того, пенсионным законодательством на граждан не возложено обязанности в ежегодном предоставлении документов.
В связи с тем, что ОПО ГУФСИН по Самарской области не может иным способом проверить обоснованность начисления надбавки, в целях недопущения переплаты бюджетных средств, сложилась незаконная практика обязывать граждан ежегодно представлять соответствующие документы.
Вместе с тем ст. 56 закона №4468-1 предусмотрено, что лица, которым назначена пенсия, при предоставлении ими недостоверных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством.
Однако добросовестность заявителя подтвердилась выпиской из лицевого счета, представленной им в ОПО в июне 2015г., из которой видно, что он за период 2014 и текущий период 2015 года нигде не работал.
С учетом изложенного периодическое истребование ОПО у граждан обозначенных документов не обосновано.
Начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области И.Н.Рагуля.