Одна из явных музыкальных тенденций последней пары лет - рост количества кавер-коллективов, то есть артистов, играющих хиты более известных коллег. Корреспондент Волга Ньюс попробовал разобраться, что побуждает музыкантов наступать на горло собственной песне ради чужой и почему слушатель этому рад.
Звезд не хватают
Едва ли рост популярности кавер-банд обусловлен тем, что люди стали чаще устраивать масштабные празднества, зауважали живую музыку и разлюбили диджеев. Наверняка к этому тренду имеют отношение глобальные изменения в структуре музыкального потребления, но это тема для масштабных культурологических исследований. А на уровне местных клубных промоутеров все объясняется просто: “каверщики” выгодны.
“Кавер-группа - это самый недорогой вариант какого-либо концерта или шоу, - объясняет Вячеслав Зимнюков из JBC Promotion. - Любой другой артист, играющий собственную музыку и способный собрать хотя бы пятьдесят человек, стоит уже других денег - в разы дороже. Промоутеры занимаются кавер-группами не от хорошей жизни, а потому что таковы условия рынка - не все готовы вкладываться в привозы известных артистов, чтобы в итоге ничего не заработать, а может быть и “попасть”.
В Самаре и Тольятти есть несколько различных по концепции заведений, где вечера “каверов” регулярно не дают простаивать аппаратуре в отсутствие привозных звезд. Например, если у сети ресторанов Maximilans работает целый пул групп-резидентов с программами хитов, то бар “Подвал” частенько собирает публику на вечера памяти рок-героев. Что касается “частных вечеринок” - всевозможных торжеств и корпоративов, - то локальные группы с музыкой собственного сочинения, даже слегка известные, не конкуренты кавер-коллективам.
“Если и приглашают местную группу, то в 90 процентах случаев они играют каверы, - рассказывает Сергей Кривчиков, управляющий агентства JK Event. - Команды с собственным творчеством приглашают разве что на презентации или уличные события. Частный и корпоративный сектор для веселья выбирает кавер-группу”.
Чужие как свои
Коллективы, зарабатывающие перепевкой чужого материала, не пользуются большим уважением тех, кто принципиально делает ставку на сочинительство. Тем не менее кавер-группы различаются своим отношением к творчеству. По “идеологическому” критерию их можно разделить на три типа. Во-первых, это те, кто идет по пути наименьшего сопротивления, бесхитростно играя все, что пожелает публика. Другие непременно стремятся найти оригинальный ход, переосмыслить материал в авторском стиле. Третьи же считают, что все лучшие песни уже написаны и задача их команды - в том, чтобы исполнять их предельно аутентично, вплоть до использования имиджа, инструментов и аппаратуры, максимально приближенных к оригинальным. То есть они выступают как ролевики-реконструкторы от музыки.
Те же, кто нашел свою изюминку, свой стиль, заявляют об этом с гордостью.
“Мы с “Мадам Брошкиной” решительно отказываемся от штампа "кавер-группа", так как этот модный термин приобрел за последнее время непривлекательную для нас окраску, - говорит вокалист, автор песен и музыкальный обозреватель Алексей Психический. - Услышав "кавер-группа", каждый первый представляет себе пятерых мальчиков в однотонных ярких или полосатых костюмах, уныло завывающих в тысячный раз "Районы-кварталы" или девочку в банальном вечернем платье, вопящую "Мы встретились в маршрутке". Конечно же, после таких ожиданий у людей глаза на лоб лезут, когда они видят “Мадам Брошкину”. Но, как бы то ни было удивительно, негативной реакции я практически не наблюдал”.
Лучшим доказательством того, что изобретательные транскрипции хитов - это хорошая идея, служит успех самарского шиз-оркестра “Каша”, славного умелой работой в жанре мэш-ап (то есть смешения композиций). За прошлый год они дали около 70 концертов в 24 городах России. А вот тольяттинская группа “Старый третий” заставила говорить о себе другим способом - они устроили 25-часовой концертный марафон и установили таким образом два рекорда Гиннесса (один - России, другой - мира).
“Это не бог весть какое достижение с точки зрения музыки и искусства, - рассуждает руководитель коллектива Георгий Карев. - Но достижение с точки зрения местного шоу-бизнеса, пиара, организации. Способности обычных ребят сделать что-то, что выходит за рамки обычной кавер-группы, создав отличный информационный повод. Заметьте, ведь прошло уже пять лет с тех пор, а об этом все еще помнят”.
Стоит оговориться, что почти все собеседники Волга Ньюс считают, что в последнее время наличие “фишки” - необходимое условие для сохранения конкурентоспособности.
Финансы поют
Деньги - самый весомый повод для музыканта обратиться к каверам. Будучи трудолюбивым, прокормить себя этим занятием действительно можно.
“Лично я оставил пост начальника ОТК в одной очень успешной фирме и не жалею, - говорит главный “Старый третий” Карев. - У нас огромная, прекрасная область. В пределах 500 километров семь областных центров, четыре города-миллионника, так что есть где выступить и есть публика, которая готова слушать и за это платить”.
Другие, однако, считают, что разбогатеть таким способом не получится. “Хорошо зарабатывать можно, только если ты работаешь у Лепса. Помимо каверов, нужно еще иметь какую-то работу", - уверен весьма востребованный в Самаре барабанщик Роман Петросян, но тут же добавляет: "Плюс тут один большой: за три-четыре раза можно получить деньги, за которые люди пашут месяц с утра до вечера. А ты сыграл три выхода, поел и уехал. Потратив на музыку полтора часа и четыре с половиной просидев просто так”.
Кстати, Петросян задействован в одном из самых удивительных кавер-проектов страны - группе D`Black Blues Orchestra. Лидер этого коллектива Владимир Аветисян посвящает масштабные трибьют-шоу Эрику Клэптону вовсе не с целью заработать, а, скорее, с популяризаторской миссией и в силу безграничного уважения к творчеству британского музыканта. Его аккомпанирующий состав, конечно, вовлечен на другом уровне.
“Это всего лишь дополнительный заработок. Мне не особо интересны кавер-банды, - признается Петросян. - Авторство есть авторство. Это твои партии, твоя душа, родное что-то. А кавера - это чужая музыка. Многие люди забыли, что такое - работать над авторским материалом, а жаль”.
Другой пример групп, исполняющих чужие шлягеры “по любви”, - команды круга Самарской Beatles-ассоциации. Музыканты отмечают, что в последнее время их заработок снизился - все чаще от живых групп отказываются в пользу диджеев. Ценообразование в этой сфере довольно непредсказуемо.
“Гонорары за последние несколько лет значительно снизились, - рассказывает барабанщик ВИА “Радио-С” Дмитрий Пинемасов. - Во-первых, причиной тому послужил кризис в стране, а во-вторых появляется огромное количество новых кавер-коллективов, которые, чтобы хоть как-то войти и закрепиться на рынке, демпингуют цены”.
В то же время есть артисты, которые, наоборот, устанавливают необоснованно высокие тарифы. Пару советов о том, как адекватно оценить кавер-группу, дает Алексей Психический: “Железное правило: чем пафоснее речи артистов в переговорах, тем больше должно быть сомнений в выборе их группы для своего мероприятия. Я бы в первую очередь посоветовал смотреть видео-демо. Причем желательно с живых выступлений”.
Наконец, есть не вполне очевидная причина играть чужие песни - как способ повышения мастерства.
“Полезно “снимать” интересные партии, об этом говорят многие корифеи, - объясняет басист Михаил Цуприк. - Открываешь для себя новые варианты ходов и в буквальном смысле рвешь собственные шаблоны”.
А "Мурку" можешь?
Отдельная тема - отношения кавер-групп и публики. Диковатые истории, которые рассказывают музыканты, во многом схожи, и, действительно, им постоянно приходится сталкиваться со всевозможными видами самодурства.
“И со сцены пьяные женщины стащить пытались, и бандиты пытались на ломанном "чисто русском" объяснить, что они хотят услышать песню Михаила Круга… У нас в России с культурой поведения вообще все крайне сложно, - констатирует Алексей Психический. - К примеру, людям абсолютно невдомек, что сцена и гримерка - это территория артистов, и проникать туда с какими бы то ни было намерениями во время выступления запрещено под страхом смертной казни”.
Однако, поскольку проблема системная, профессионалы умеют ее быстро решать.
“Когда нас просят сыграть что-то, что нам не по душе, всегда можно ответить достойной альтернативой, - говорит Георгий Карев. - Например, когда просят "Централ", мы взамен предлагаем исполнить Трофима. Когда хотят услышать “Сектор Газа”, всегда можно предложить "Ленинград". Ну а лучше всего послушать что-нибудь из репертуара группы "Старый Третий" - у нас тоже есть пара отличных песен”.
Иногда события принимают совсем непредсказуемый оборот. “На корпоративе одной госконторы мы “чекались” вместе с кантри-бандой. - рассказывает Михаил Цуприк. - Их шеф услышал, какие мы песни собрались играть (AC/DC, Linkin Park и прочее) и сказал, что мы не подходим по политическим соображениям, так как играем нероссийскую музыку.... Аллес! Но нам заплатили, как обещали, посему наши чувства были двоякие”.
Случаются и однозначно приятные моменты - аттракционы невиданной щедрости.
“Мы были совсем юные, начинающие ребята и только начинали вливаться в свадебно-корпоративные дела, - вспоминает барабанщик Пинемасов. - Нас пригласили играть на свадьбе, соответственно, мы заранее встретились с молодоженами и обсудили программу выступления. Мы успели хорошо подготовиться, так что на самой свадьбе были в приподнятом настроении и были уверены, что отлично впишемся и “зажжем”. Самое интересное начиналось потом. После выступления подходит мужчина лет шестидесяти в парадной военной форме, дает вокалисту солидную пачку денег и заявляет, что мы сейчас же едем на юбилей к его другу военному. Мы - подарок! С таким-то репертуаром, рассчитанным на молодежь! В любом случае, глядя на этого мужчину, мы поняли, что это предложение, от которого нельзя отказаться. Пока нас везли, пришлось на ходу учить какие-то подходящие песни. Непонятно, как нам это удалось, но выступление всем понравилось, и в тот вечер мы заработали тройной тариф”.
“Каверщики” говорят, что не рискуют растерять творческий потенциал, изо дня в день играя чужие шедевры. Что вовсе не значит, будто они этого не опасаются. И, конечно, многих греет надежда на то, что однажды песни их собственного сочинения будут принимать так же хорошо, как мировые хиты, пусть в этом никто и не признается.
Последние комментарии
Дорогое удовольствие...
Знаковое мероприятие.
"Напор и мощь игры виолончелиста великолепно сочетались с нежной, прозрачной и легкой манерой органистки." Вот-вот. Ощущение было, что день рождения виолончели, а не органа.
Молодцы!
Так ведь такие люди как Куликов делают своё дело не требуя награды а от души!!! И наша с вами положительная оценка его трудов и поддержка - для него самая высокая награда!!!