В Самарской опере впервые с 2002 года выступил Театр балета Бориса Эйфмана. Петербургский хореограф привез спектакль "Евгений Онегин", поставленный в узнаваемой стилистике.
Балет Эйфмана по роману Пушкина начинается на светском рауте 2000-х. И тут же откатывается назад, в путч 1991 года (обозначенный петербургской видеохроникой), в котором участвовали и Онегин (Сергей Волобуев), и Ленский (Дмитрий Савинов), а Гремин, названный здесь "Генералом" (Олег Марков), даже потерял тогда зрение, после чего стал очень эффектным олигархом (или бандитом) в темных очках.
С Татьяной (Алина Бакалова) и Ольгой (Наталья Поворознюк) друзья познакомятся позже, где-то в провинции. Онегин убьет Ленского на именинах, в поножовщине, причем мотивы ухаживать за Ольгой у него, кажется, сложнее пушкинских: танцы мужскому дуэту Эйфман ставит ничуть не менее эротичные, чем парам Онегин -Татьяна и Ленский - Ольга.
Меж тем страсти на сцене рвутся в клочья, ослепший Генерал находит в ночном клубе отвергнутую другом Татьяну и женится, предварительно отмыв ее в ванной (ездит на колесиках по сцене) и нарядив с помощью пародийных стилистов (нервно трясутся и хихикают). Тут-то и появляется (из дальних странствий и от призрака Ленского) Онегин, хватается за голову, хватает разнаряженную Татьяну, но тут же видит во сне, как его зарежет Генерал, пугается и оказывается завален падающими из-под колосников белыми листами бумаги - то ли собственными письмами, то ли пушкинским романом. Финал.
Вся эта история представлена в фирменных эйфмановских экспрессивных танцах, основанных на классических балетных па (плюс оригинальные поддержки и изрядная доля пантомимы), со множеством массовых сцен. Труппа, которой позавидовали бы многие театры, самоотверженно отдается страстным танцам под нарезку из разных произведений Чайковского и рок Александра Ситковецкого из "Аккорда".
1990-е в спектакле становятся едва намеченным фоном (сценография Зиновия Марголина) и темой для костюмов (только ленивый не пошутил про малиновый пиджак Онегина вместо малинового берета Татьяны), но не проникают в логику сюжета и характеров так глубоко, как это случается, например, в балетах британца Мэтью Борна, такого же мастера в перекраивании классики и эффектном представлении ее массовому зрителю.
Когда-то бывший новаторским и до сих пор в своем роде уникальный, в 2016-м театральный язык Бориса Эйфмана вызывает ностальгию по временам прямолинейных разговоров со зрителем и движется в сторону хорошо сделанных шоу. При этом нельзя не радоваться любой возможности видеть известные труппы в Самаре, поскольку театр нужно потреблять "живьем", а театр Эйфмана - как ни крути, марка, если не легенда.
Гастроли прошли при поддержке ПАО "НК "Роснефть".
Последние комментарии
Супер
Содержательная статья талантливого журналиста.
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.