В галерее "Виктория" показали театральный перформанс LOVE NSK, в котором участвовали подростки из Новокуйбышевска. Создатели обещают, что это только первая часть проекта. Но из нее пока непросто понять, как будет выглядеть спектакль.
Все начинается на улице. На балконе девочка в белой шапочке рассказывает, что в Новокуйбышевске много подростков-суицидников, что хочется уехать из страны, а еще поскорее бы родить детей. Юная пара курит под крыльцом "Виктории" и обсуждает историю с псковскими подростками теми фразами, какие все мы читали и писали тогда в Фейсбуке ("даже психолога не было"). Третья и остальные остановки - уже внутри галереи, в декорациях выставки "Открытые системы/Самонедостаточность".
Пьесу для проекта написал драматург Сергей Давыдов, его тексты попадали в шорт-листы конкурса молодой драматургии "Любимовка" и других престижных фестивалей. Вместе с ним над проектом работали режиссер Екатерина Политова и художник Мария Крючкова, а также актеры новокуйбышевской детской студии "Песочные часы". Пьеса основана на документальном материале, по большей части на беседах с местными подростками. Перформанс - только первая часть проекта, по которой пока трудно угадать, что мы увидим в следующих сериях.
В LOVE NSK играют подростки, и материал рассказывает о них же (только пару раз вклиниваются "взрослые" монологи). Тинейджеры предсказуемо говорят о суициде и анорексии, о первых парнях и наркотиках. Кому-то важно уже сейчас определить, каким должен быть главный в ее жизни мужчина, а кто-то, вслед за авторитетными взрослыми, ругает "наше поколение". От московских ровесников (в "Театре.doc", например, они играют спектакль "Мой голос") этих ребят отличает только тема "уехать из города". Непонятно только - существует ли она сама по себе? Или в тесной связи с подростковым максимализмом и другими особенностями возраста? Те самые редкие взрослые голоса к Н-ску гораздо лояльнее.
Создатели обещают "первый в Самаре иммерсивный спектакль". Этим модным словом теперь обозначают интерактивные проекты, в Москве сейчас несколько интересных примеров такого театра (путешествие по городу Remote Mosсow, спектакли в старинных особняках "Черный русский" и "Вернувшиеся", социальный эксперимент "В гостях. Европа"), но в перформансе пока никакой интерактивности нет, если не считать за таковую передвижение зрителей от точки к точке и попытки разглядеть исполнителей за спинами других зрителей. Все-таки не хотелось бы считать.
Хотя делать выводы из перформанса рано: если спектакль получится в формате "променада", или "бродилки", он наверняка будет взаимодействовать с пространством. И вряд ли с таким благополучным, стерильным и далеким от проблем новокуйбышевских подростков, как галерея "Виктория".
Есть ощущение, что событием этот будущий спектакль может стать совсем не из-за новой для Самары формы. Тем более что "променад-спектакли", к которым LOVE NSK пока тяготеет, у нас делали раньше, чем появилось это слово (тут можно вспомнить пятилетней давности "In Чеховʼs way"). А вот разговор с подростками и о подростках - ценная вещь. Та же псковская трагедия показала, что об этом периоде жизни каждого человека (и его родителей) у нас принято судить поверхностно и знать мало. Между тем психологи утверждают, что тинейджеры переживают самый мощный и опасный за всю жизнь возрастной кризис. И если есть благодатный материал для социального театра, то вот он.
После московского спектакля "Мой голос" родители плакали и мирились с детьми. В самарском перформансе проблемы пока только названы, погружаться в нюансы и вскапывать благодатную почву постановщикам еще предстоит. Надеемся, ничто не помешает появлению спектакля на свет. Тем более, что с энтузиазмом молодой команды горы можно свернуть.
Последние комментарии
Супер
Содержательная статья талантливого журналиста.
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.